Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Макроэкономика как наука о функционировании национального хозяйства в целом служит теоретической основой макроэкономической политики. Макроэкономическая политика – это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Макроэкономическая политика в различных экономических системах…5
1.1. Макроэкономическая политика на разных этапах развития рыночной экономики……………………………………………………………………….5
1.2. Основные направления макроэкономической политикив переходной экономике………………………………………………………………………….7
1.3. Макроэкономическая политика в открытой экономике………….............12
1.4. Понятие экономической системы: ее классификация, виды и модели….15
2 Регулирование макроэкономической политики…………………………..23
2.1. Макроэкономическая политика и ее развитие в Казахстане……………..23
2.2.Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства…….25
2.3. Сравнительный анализ макроэкономической политики в рыночной
и плановой экономических системах…………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 165.16 Кб (Скачать)

В настоящее время устойчивое позиционирование на мировых рынках требует от компаний укрупнения активов. Для усиления конкурентных позиций казахстанских компаний и экспансии внешних рынков государство стремится иметь значительные доли в крупных перспективных проектах (в первую очередь в нефтегазовом секторе).

Таким образом, Правительство  РК наряду с поддержкой развития малого и среднего предпринимательства осуществляет политику усиления государственно-монополистического капитализма. В частности, возвращаются переданные в частные руки стратегические объекты; объекты, по которым не выполняются инвестиционные обязательства согласно договорам о приватизации и т.д.

Министерство экономики  и бюджетного планирования совместно  с Министерством финансов курируют работу по повышению эффективности управления государственными активами республиканского и коммунального подчинения. Оптимизируется их количество и совершенствуются методики мониторинга эффективности управления госсобственностью. Пересмотрены подходы к управлению активами институтов развития.

В заключение хотелось бы обозначить три пункта, которые необходимо, на мой взгляд, учитывать Правительствам развивающихся экономик при проведении макроэкономических и социальных политик (реформ).

Первое. При проведении любых  реформ во главу угла надо ставить  задачу

сохранения квалифицированных  кадров. Наличие квалифицированных  национальных кадров – это самое ценное в современных условиях глобальной конкуренции.

Второе. Малым (развивающимся  экономикам) экономически не безопасно  в

условиях глобализации оставаться вне каких-либо региональных объединений (союзов, альянсов).

Третье. Усиление энергетических и продовольственных проблем  в мире может привести к агрессии (вплоть до военных действий) со стороны развитых стран против развивающихся экономик в целях получения доступа к ресурсам страны.

 

 

    1. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства

 

Поскольку существуют различные  взгляды на причины циклических  колебаний, постольку имеются и  различные подходы к проблеме их регулирования. Однако, несмотря на значительный разброс взглядов, в  целом можно сказать, что все  концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному, развивающемуся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различия в виде табл. 6.

В зависимости от ориентиров сторонники того или иного направления  по-разному решают проблемы сглаживания  циклических колебаний, по-разному  оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства. Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной и налоговой политике, а сторонники неоконсервативных рецептов проблеме денег и кредита. По-разному решается и проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на различия, есть общее понимание этими концепциями  того факта, что, во-первых, государство  в состоянии сглаживать циклические  колебания, и, во-вторых, государство  должно это осуществлять в целях  достижения и поддержания экономической  стабильности. Существует и общее  понимание того, какова должна быть линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.

 

Таблица 6. Различия неокейнсианской и неоконсерватиной школы

 

 

    1. Сравнительный анализ макроэкономической политики в рыночной и плановой экономических системах

 

Как уже говорилось, командная  экономика характеризуется тем, что основные решения по ведущим  вопросам принимает государство, а  исполняют эти решения низовые  звенья.

А рыночная экономика является хозяйственной системой, которая  построена на всестороннем использовании  рыночных связей. Она охватывает весь комплекс: производство, распределение, обмен, потребление. Её центром является рынок, где идёт упор и ориентация на спрос и предложение, то есть рынок  выражает  отношения, складывающиеся между продавцом и покупателем товаров.

Основу централизованной системы составляет государственная  собственность, а основу рыночной экономики  – частная собственность.

Экономическая система с  централизованным управлением функционирует  при полном отсутствии частной собственности. В этом случае государство выступает  как  распорядитель высшего уровня в лице государственных чиновников, административной бюрократии, а рабочая сила – как пользователи – производители. При этом необходима многочисленная недешевая армия государственных чиновников, которая собирает необходимую информацию, например, потребности в запасах сырья, производственных мощностях, произведённой продукции, обрабатывает её, составляет текущие и перспективные планы, согласовывает их между собой, пересматривает, контролирует выполнение. На это затрачивается очень много времени и средств, поэтому производство, как правило, отстаёт от потребителя.

Примером данной макроэкономической политики может служить и  Россия в недавнем прошлом, когда для того, чтобы произвести какой-либо товар, необходимо было преодолеть множество всевозможных порогов административной бюрократии.

Экономическая система, основанная на принципах рынка, функционирует  на основе классической формы частной  собственности и её модификаций, пользование объектами которой  исторически формирует производителя, имеющего высокий экономический  интерес. В данной системе отсутствует  монополия распоряжения, ограничивающая функции производителя и не позволяющая  осуществлять поиск наиболее эффективных  методов пользования.

В настоящее время широко применяется смешанная экономическая  система,  в основе которой лежит рыночная экономика. Целью же государства является не корректировка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования, т.е. конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где  оно необходимо. Другими словами, «невидимая рука рынка» должна дополняться видимой рукой государства, посредством законодательных запретов, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

Известно, что общественное производство должно решать следующие  три проблемы:

1.       Что производить;

2.       Как производить;

3.       Для кого производить.

Так вот, в странах с  командной экономикой эти проблемы решает та самая многочисленная и  «дорогая» бюрократия.

В странах с рыночной экономикой на вопрос: «Что производить?» отвечают, ориентируясь на потребительский спрос; «Как производить?» – производитель  решает сам, при этом строит свое производство так, чтобы был минимум издержек и максимум прибыли; наконец на вопрос "Для кого производить?» рынок  отвечает: «Для тех, кто способен купить товар».

Как раз в этом случае государство и должно обеспечивать покупательскую способность во избежание  социальных конфликтов, но делая это  так, чтобы не «убивать» деловую  активность инициативных людей.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В своей работе я рассмотрела, что такое макроэкономическая политика, ее развитие в различных экономических системах, а также проанализировала эффективность инструментов макроэкономической политики государства. Следовательно, по этой теме я могу сделать следующие выводы.

Макроэкономическая политика — государственная политика, целью которой является ограничение уровней безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного функционирования экономики. В макроэкономической политике выделяют, в частности, налогово-бюджетную, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политики.

Как правило, макроэкономическая политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе экономического цикла находится страна: подъёме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране.

В любой стране, при любой  общественно-политической и социально-экономической  системе экономика в той или  иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Правильное построение как политических так и экономических рычагов  управления государства, ведет к  стабильному, уравновешенному и  процветающему образу жизни всех субъектов государства.

Макроэкономическую политику можно рассмотреть в различных  экономических системах, в том  числе в рыночной, смешанной, переходной экономиках. Переходная экономика это переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В этом случае происходит изменение основ данной системы, в результате которого радикально меняется вся система. Для переходной экономики Казахстана характерны следующие особенности: ухудшение основных макроэкономических показателей, сочетание радикальных преобразований с чрезвычайной быстрой скоростью преобразований, односторонность структурных преобразований, ошибки в расчетах и прогнозах, преувеличенные значения в финансовой стабилизации.

В современных условиях экономика  Казахстана ориентирована на инновационный  характер развития выпуск инновационной  высокотехнологичной продукции, что  позволит ей конкурировать в мировых  масштабах.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Айнабек К.С. Диалектика рыночной экономики: Монография.- Астана: Фолиант, 2001.- С. 46-50.
  2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. проф. д. э. н. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 1997. – 310с.
  3. Курс экономической теории: учебник / Под общей ред. Проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2000. – 752с.
  4. Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 448с
  5. Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник / Общая редакция Л.С. Тарасевича, Изд. 3-е, перераб. и доп. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. – 656с.

 


Информация о работе Фискальная политика