Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:04, курсовая работа
Макроэкономика как наука о функционировании национального хозяйства в целом служит теоретической основой макроэкономической политики. Макроэкономическая политика – это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Макроэкономическая политика в различных экономических системах…5
1.1. Макроэкономическая политика на разных этапах развития рыночной экономики……………………………………………………………………….5
1.2. Основные направления макроэкономической политикив переходной экономике………………………………………………………………………….7
1.3. Макроэкономическая политика в открытой экономике………….............12
1.4. Понятие экономической системы: ее классификация, виды и модели….15
2 Регулирование макроэкономической политики…………………………..23
2.1. Макроэкономическая политика и ее развитие в Казахстане……………..23
2.2.Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства…….25
2.3. Сравнительный анализ макроэкономической политики в рыночной
и плановой экономических системах…………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………...30
В настоящее время устойчивое позиционирование на мировых рынках требует от компаний укрупнения активов. Для усиления конкурентных позиций казахстанских компаний и экспансии внешних рынков государство стремится иметь значительные доли в крупных перспективных проектах (в первую очередь в нефтегазовом секторе).
Таким образом, Правительство
РК наряду с поддержкой развития малого
и среднего предпринимательства осуществляет
политику усиления государственно-
Министерство экономики и бюджетного планирования совместно с Министерством финансов курируют работу по повышению эффективности управления государственными активами республиканского и коммунального подчинения. Оптимизируется их количество и совершенствуются методики мониторинга эффективности управления госсобственностью. Пересмотрены подходы к управлению активами институтов развития.
В заключение хотелось бы обозначить три пункта, которые необходимо, на мой взгляд, учитывать Правительствам развивающихся экономик при проведении макроэкономических и социальных политик (реформ).
Первое. При проведении любых реформ во главу угла надо ставить задачу
сохранения квалифицированных кадров. Наличие квалифицированных национальных кадров – это самое ценное в современных условиях глобальной конкуренции.
Второе. Малым (развивающимся экономикам) экономически не безопасно в
условиях глобализации оставаться вне каких-либо региональных объединений (союзов, альянсов).
Третье. Усиление энергетических и продовольственных проблем в мире может привести к агрессии (вплоть до военных действий) со стороны развитых стран против развивающихся экономик в целях получения доступа к ресурсам страны.
Поскольку существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, постольку имеются и различные подходы к проблеме их регулирования. Однако, несмотря на значительный разброс взглядов, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному, развивающемуся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различия в виде табл. 6.
В зависимости от ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства. Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной и налоговой политике, а сторонники неоконсервативных рецептов проблеме денег и кредита. По-разному решается и проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.
Несмотря на различия, есть
общее понимание этими
Таблица 6. Различия неокейнсианской и неоконсерватиной школы
Как уже говорилось, командная экономика характеризуется тем, что основные решения по ведущим вопросам принимает государство, а исполняют эти решения низовые звенья.
А рыночная экономика является хозяйственной системой, которая построена на всестороннем использовании рыночных связей. Она охватывает весь комплекс: производство, распределение, обмен, потребление. Её центром является рынок, где идёт упор и ориентация на спрос и предложение, то есть рынок выражает отношения, складывающиеся между продавцом и покупателем товаров.
Основу централизованной системы составляет государственная собственность, а основу рыночной экономики – частная собственность.
Экономическая система с централизованным управлением функционирует при полном отсутствии частной собственности. В этом случае государство выступает как распорядитель высшего уровня в лице государственных чиновников, административной бюрократии, а рабочая сила – как пользователи – производители. При этом необходима многочисленная недешевая армия государственных чиновников, которая собирает необходимую информацию, например, потребности в запасах сырья, производственных мощностях, произведённой продукции, обрабатывает её, составляет текущие и перспективные планы, согласовывает их между собой, пересматривает, контролирует выполнение. На это затрачивается очень много времени и средств, поэтому производство, как правило, отстаёт от потребителя.
Примером данной макроэкономической политики может служить и Россия в недавнем прошлом, когда для того, чтобы произвести какой-либо товар, необходимо было преодолеть множество всевозможных порогов административной бюрократии.
Экономическая система, основанная
на принципах рынка, функционирует
на основе классической формы частной
собственности и её модификаций,
пользование объектами которой
исторически формирует
В настоящее время широко
применяется смешанная
Известно, что общественное производство должно решать следующие три проблемы:
1. Что производить;
2. Как производить;
3. Для кого производить.
Так вот, в странах с командной экономикой эти проблемы решает та самая многочисленная и «дорогая» бюрократия.
В странах с рыночной экономикой на вопрос: «Что производить?» отвечают, ориентируясь на потребительский спрос; «Как производить?» – производитель решает сам, при этом строит свое производство так, чтобы был минимум издержек и максимум прибыли; наконец на вопрос "Для кого производить?» рынок отвечает: «Для тех, кто способен купить товар».
Как раз в этом случае государство и должно обеспечивать покупательскую способность во избежание социальных конфликтов, но делая это так, чтобы не «убивать» деловую активность инициативных людей.
Заключение
В своей работе я рассмотрела, что такое макроэкономическая политика, ее развитие в различных экономических системах, а также проанализировала эффективность инструментов макроэкономической политики государства. Следовательно, по этой теме я могу сделать следующие выводы.
Макроэкономическая политика —
Как правило, макроэкономическая политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе экономического цикла находится страна: подъёме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране.
В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Правильное построение как политических так и экономических рычагов управления государства, ведет к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства.
Макроэкономическую политику можно рассмотреть в различных экономических системах, в том числе в рыночной, смешанной, переходной экономиках. Переходная экономика это переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В этом случае происходит изменение основ данной системы, в результате которого радикально меняется вся система. Для переходной экономики Казахстана характерны следующие особенности: ухудшение основных макроэкономических показателей, сочетание радикальных преобразований с чрезвычайной быстрой скоростью преобразований, односторонность структурных преобразований, ошибки в расчетах и прогнозах, преувеличенные значения в финансовой стабилизации.
В современных условиях экономика Казахстана ориентирована на инновационный характер развития выпуск инновационной высокотехнологичной продукции, что позволит ей конкурировать в мировых масштабах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ