Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:04, курсовая работа
Макроэкономика как наука о функционировании национального хозяйства в целом служит теоретической основой макроэкономической политики. Макроэкономическая политика – это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Макроэкономическая политика в различных экономических системах…5
1.1. Макроэкономическая политика на разных этапах развития рыночной экономики……………………………………………………………………….5
1.2. Основные направления макроэкономической политикив переходной экономике………………………………………………………………………….7
1.3. Макроэкономическая политика в открытой экономике………….............12
1.4. Понятие экономической системы: ее классификация, виды и модели….15
2 Регулирование макроэкономической политики…………………………..23
2.1. Макроэкономическая политика и ее развитие в Казахстане……………..23
2.2.Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства…….25
2.3. Сравнительный анализ макроэкономической политики в рыночной
и плановой экономических системах…………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………...30
Собственность – обладание исключительными правами, определяющими владение, исключение и ограничение доступа передачи, контроля и ответственности за то, чем владеешь. Очень важным вопросом является определение собственника и предоставление ему реального права собственности. Только в этом случае собственник может получать выгоду от экономической эксплуатации объекта собственности. Право собственности включает целый комплекс (или «пучок») прав. К наиболее важнейшим правам относятся:
• право владения – это фактическое обладание имуществом;
• право пользования – возможность эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и (или) получения от него доходов;
• право распоряжения – возможность собственника по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества. Это право определяет возможность реально распоряжаться объектами собственности.
Право собственности предполагает, что собственник несет определенную ответственность за принадлежащее ему имущество. Собственник осуществляет все расходы, связанные с содержанием принадлежащего ему имущества. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества также несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Право собственности может принадлежать одному лицу (собственнику) или группе лиц – это общая (коллективная) собственность. Право собственности одного лица (собственника) означает, что собственник самостоятельно решает вопросы, связанные с отношениями владения, пользования и распоряжения имуществом.
Право общей собственности предполагает, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. В рамках общей собственности различают:
• долевую собственность (имущество двух или нескольких лиц находится в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности);
• совместную собственность (имущество двух или нескольких лиц находится в общей собственности без определения доли каждого из собственников в праве собственности).
Собственник может сам управлять своим имуществом или передать его в доверительное управление. Доверительный управляющий обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Объектом доверительного управления являются предприятия, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги и т.п.Самостоятельным объектом доверительного управления не могут быть деньги (кроме особых случаев).
Фундамент современной рыночной экономики составляет частная собственность. Здесь собственники самостоятельно принимают основные экономические решения, обладают полной экономической свободой. В условиях рыночной экономики верхний предел частной собственности количественно не может быть ограничен. Данная форма собственности способствует тому, чтобы экономическая деятельность велась эффективно и ответственно. Право частной собственности на имущество может принадлежать одному лицу или группе лиц. В первом случае собственник самостоятельно принимает все решения, полностью несет экономическую и юридическую ответственность. Во втором случае право собственности на имущество приобретает коллегиальный характер.
Наиболее распространенными видами частной формы собственности, принадлежащей группе лиц, являются:
• партнерская;
• кооперативная;
• акционерная.
Партнерская собственность возникает, когда право собственности принадлежит двум и более лицам. Она образуется в результате добровольных взносов (денежных или иных) участников партнерства. Партнерская собственность предполагает образование так называемого складочного капитала. Организации, основанные на партнерской собственности, легко учредить. Они обладают широкими финансовыми возможностями. Вместе с тем партнерство может иметь сложности в управлении (несовпадение экономических интересов участников). Сохраняется риск распада организации, действующей на базе партнерской собственности.
Кооперативная собственность – это собственность лиц, объединивших свои средства для ведения совместной деятельности. Кооперативная собственность возникает в результате денежных и иных имущественных взносов лиц (членов кооператива), доходов, полученных от реализации продукции. В ряде случаев кооперативная собственность подразумевает трудовое участие пайщиков в деятельности кооператива (производственные, потребительские кооперативы).
Акционерная собственность образуется в результате выпуска и реализации акций. Держатели акций относятся к субъектам акционерной формы собственности.
Акционерная собственность – наиболее совершенная, гибкая форма собственности, создающая широкие возможности для привлечения капитала, расширения базы собственников. В то же время заинтересованность держателей акций является частичной или ограниченной. Держатели акций имеют относительную заинтересованность в функционировании акционерного капитала в целом. Она ограничена объемом акций, принадлежащих каждому из акционеров. Существуют организационные и финансовые сложности учреждения предприятий, функционирующих на акционерной собственности.
В современной рыночной экономике также существует государственная собственность, под которой понимается имущество, принадлежащее на праве собственности государству.
Государственная собственность позволяет обеспечить единое централизованное регулирование процесса создания и распределения важнейших благ с соответствующим выделением необходимых ресурсов. Этим создаются предпосылки равных возможностей для различных субъектов экономики.
Вместе с тем государственной собственности присущи и определенные недостатки. К ним относятся неизбежная ограниченность средств, бюрократический стиль управления, незаинтересованность в использовании новых достижений науки и техники, отсутствие стимулов к рациональному использованию ресурсов, росту качества продукции. Все это приводит к тому, что государственные организации оказываются часто менее эффективными по сравнению с аналогичными частными структурами.
В ряде стран в качестве одной из форм государственной собственности рассматривается муниципальная (коммунальная) собственность.
В современной рыночной экономике помимо основных существуют и иные формы собственности (иностранная, смешанная, интеллектуальная и др.).
Под иностранной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности иностранным физическим и юридическим лицам, государствам, международным организациям.
Смешанная собственность – собственность, основанная на сочетании разных форм собственности (с участием иностранной собственности или нет).
В современной экономике, функционирующей на основе информационных технологий, большую роль играет интеллектуальная собственность. Ее объектами являются открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ и другие продукты, а также произведения искусства.
Становление в экономике частного сектора неразрывно связано с таким понятием, как приватизация.
Приватизация – это передача объектов государственной собственности другим субъектам экономики (гражданам, предприятиям, организациям). Приватизация предполагает смену формы собственности, переход от государственной к иным формам собственности (частной, смешанной). Объектами приватизации могут быть как крупные, так и мелкие и средние предприятия промышленности, торговли, сферы услуг, сельского хозяйства; бани, земельные участки, жилые помещения и т. д.
В мировой практике известны две формы проведения приватизации: продажа и бесплатная передача государственного имущества.
Денежная приватизация получила достаточно широкое распространение в странах рыночной экономики, а также в некоторых странах с переходной экономикой. К наиболее распространенным способам приватизации в денежной форме относятся: полная продажа государственных предприятий частным лицам, частичный допуск частного капитала в государственный сектор, продажа акций предприятий всем желающим, купля-продажа по конкурсу или на аукционах и т. д. Выбор способов приватизации зависит от целого комплекса факторов (политических, юридических, институциональных и других).
Денежная приватизация позволяет получить дополнительные финансовые поступления в государственный бюджет, решить проблему его дефицита, повысить эффективность экономики в целом. Ряд стран Восточной Европы осуществили приватизацию путем бесплатного и уравнительного распределения среди взрослого населения специальных чеков, купонов. Практически во всех развитых странах рыночной экономики приватизация способствовала сокращению государственного сектора экономики, росту производительности труда, модернизации производства. В целом все эти меры содействовали росту эффективности национальной экономики.
Другим важным направлением макроэкономической политики в переходной экономике является либерализация экономики. Под ней понимается совокупность мер, направленных на снижение запретов и ограничений, государственного контроля во всех сферах экономики.
Еще одним важным направлением макроэкономической политики в переходной экономике является демонополизация экономики, создание эффективной конкурентной среды.
Существенное внимание в транзитивной экономике уделяется макроэкономической стабилизации, предполагающей контроль за уровнем инфляции, денежной массы, состоянием государственного бюджета, а также уровнем безработицы. Для переходной экономики, как правило, характерно обострение социальных проблем. Поэтому одним из направлений макроэкономической политики является создание эффективной системы социальной защиты населения.
Целью рассмотренных выше и других направлений макроэкономической политики в транзитивной экономике является создание и укрепление новых экономических отношений, повышение эффективности функционирования экономики в целом.
Проблемы макроэкономического
равновесия занимают центральное место
в экономической теории. В условиях
превращения большинства стран
в открытые экономики макроэкономическое
равновесие предполагает не только «полную
занятость» при минимальном уровне
инфляции, но и сбалансированную систему
внешних расчетов. Неравновесное
состояние баланса текущих
В открытой экономике целью макроэкономической
политики должно быть одновременное достижение
как внутреннего, так и внешнего равновесия
(см.табл.1) Под внутренним равновесием
подразумевается равенство совокупного
спроса и совокупного предложения на уровне
потенциального выпуска при минимально
допустимом уровне инфляции.
Внешнее равновесие может означать поддержание
сбалансированного платежного баланса
официальных расчетов, нулевого или заданного
сальдо баланса текущих операций, определенного
уровня иностранных валютных резервов.
Для достижения
поставленных целей в открытой экономике,
наряду с традиционными видами макроэкономической
политики — бюджетно-налоговой и денежно-кредитной
— могут использоваться и такие виды политики,
как внешнеторговая, валютная и политика
управления внешней задолженностью. Так, в условиях современной
открытой экономики от режима и динамики
валютного курса во многом зависят и выбор
инструментов макроэкономической политики,
ее эффективность (см.табл.2) Вместе с тем,
все большее влияние на внутреннюю экономику
и макроэкономическую политику оказывает
такой фактор, как международная мобильность
капиталов. Как показывает практика, крупные
потоки краткосрочных капиталов в состоянии
быстро дестабилизировать экономику,
подрывая эффективность мер макроэкономического
регулирования.
Кроме того, те или иные меры бюджетно-налоговой
и кредитно-денежной политики в условиях
открытой экономики часто оказываются
неэффективными. В открытой экономике
усложняются взаимосвязи между основными
макроэкономическими переменными, характеризующими
внутреннее состояние экономики, так как
теперь они опосредуются процессами, происходящими
во внешнем мире. В то же время экономические
переменные, являющиеся показателями
состояния внешнего сектора, находятся
под влиянием внутренних переменных. Все
это делает более сложным проведение макроэкономической
политики, требуя учета возрастающего
числа факторов.
Таблица 1. Цели макроэкономической политики в открытой экономике
Внутренняя сбалансированность |
Внешняя сбалансированность |
1. Полная занятость |
1. Платежный баланс, равный нулю |
2. Отсутствие инфляции |
2. Стабильность валютного курса |
3. Приемлемые темпы роста |
|
4. Справедливое распределение доходов |
Таблица 2. Инструменты макроэкономической политики в открытой экономике
Регулирование спроса | ||
Денежная политика |
Бюджетная политика |
Внешнеэкономическая политика |
Операции на открытом рынке |
Ограничение расходов |
Валютный курс |
Операции, схожие с операциями на открытом рынке |
Рост налогов (доходов) |
Тарифные ограничения на движение товаров |
Прямой контроль |
Расширение источников финансирования |
Нетарифные ограничения на движение товаров |
Регулирование внебюджетных фондов |
Ограничения на движение капитала |
Таблица 3. Регулирование предложения
Расширение инвестиций |
Контроль за ценами |
Сокращение издержек производства |
Налоговые льготы |
Ограничение цен продукции государственных предприятий |
Сдерживание роста зарплаты |
Сокращение процентной ставки |
Субсидирование цен (особенно в сельском хозяйстве) |
Субсидирование цен на электроэнергию и транспорт |
Увеличение сбережений |
Законодательное ограничение размеров прибыли |
Контроль над процентными ставками |
Таблица 4. Регулирование спроса