Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Макроэкономика как наука о функционировании национального хозяйства в целом служит теоретической основой макроэкономической политики. Макроэкономическая политика – это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Макроэкономическая политика в различных экономических системах…5
1.1. Макроэкономическая политика на разных этапах развития рыночной экономики……………………………………………………………………….5
1.2. Основные направления макроэкономической политикив переходной экономике………………………………………………………………………….7
1.3. Макроэкономическая политика в открытой экономике………….............12
1.4. Понятие экономической системы: ее классификация, виды и модели….15
2 Регулирование макроэкономической политики…………………………..23
2.1. Макроэкономическая политика и ее развитие в Казахстане……………..23
2.2.Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства…….25
2.3. Сравнительный анализ макроэкономической политики в рыночной
и плановой экономических системах…………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 165.16 Кб (Скачать)

Плановая экономика. Другим видом экономической системы является плановая экономика. Плановая экономика – это экономика, при которой экономические ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования, управления и контроля.

При плановой экономике основные экономические решения принимаются  централизованно соответствующими органами государственной власти (министерствами, комитетами, комиссиями).

Исходя из основных задач, стоящих  перед экономикой страны, разрабатываются  планы социально-экономического развития. Посредством их достигаются сбалансированность и координация экономической деятельности, обеспечивается решение приоритетных целей социально-экономической политики. Различают два вида плановой экономики: демократическая плановая экономика и командная плановая экономика.

Демократическая плановая экономика  предполагает обязательное господство государственной собственности  на экономические ресурсы. Планирование, как правило, носит общий характер и не предусматривает детальной  разработки экономических показателей. Их выполнение обязательно лишь для  государственных организаций. Для  остальных участников экономики  плановые показатели имеют лишь рекомендательный характер. Элементы демократической  плановой экономики успешно применяются  многими развитыми странами рыночной экономики (Франция, Германия), а также  некоторыми развивающимися странами.

Командная плановая экономика представляет более жесткую модель экономики. Она в течение нескольких десятилетий господствовала в бывшем СССР, а также в ряде стран Восточной Европы, Азии. В этих условиях управление хозяйствующими субъектами экономики осуществляется из единого центра. В результате непосредственные производители ограничены в принятии экономических решений. Они не имеют возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, a также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. В свою очередь, потребители ограничены в выборе предлагаемой продукции. Сбалансированность экономики  достигается исключительно административными методами (приказами, распоряжениями). Непосредственные исполнители не имеют материальной заинтересованности в конечных результатах своего труда. Все эти факторы сдерживают рост качества продукции, производительности труда, введение инноваций, что неблагоприятно сказывается на темпах социально-экономического развития и качестве жизни населения. В частности, господство административных методов во многих бывших социалистических странах приводило к постоянному дефициту каких- либо товаров и услуг.

Известный венгерский экономист, профессор экономики Гарвардского университета Я. Корнаи назвал такую  экономику «экономикой дефицита».

Рыночная экономика. В настоящее время рыночная экономика является одним из наиболее распространенных видов экономической системы. Рыночная экономика – это экономика, основанная на господстве частной формы собственности на экономические ресурсы, свободной конкуренции производителей и потребителей.

В рыночной экономике основные экономические решения принимаются  самостоятельно производителями и  потребителями. Первые на свой страх  и риск принимают решения о  том, какие товары и услуги производить, в каком количестве, посредством  какой техники и  для кого. Вторые самостоятельно делают выбор, какую продукцию приобретать и у каких производителей. Выбор осуществляется под воздействием ряда факторов (цена, качество и т.п.).

Макроэкономическое равновесие  достигается посредством рыночного механизма. Его основными элементами являются спрос и предложение. С учетом их соответствия формируются цены на товары и услуги, являющиеся основным сигналом для увеличения или сокращения производства.

Рыночная экономика неразрывно связана с экономической самостоятельностью производителей, что заставляет их работать эффективно, с большей ответственностью. Это способствует внедрению  достижений науки и техники в экономику, экономии ресурсов, повышению квалификации работников и т. д. Производители имеют прямую экономическую заинтересованность в конечных результатах труда.

Рыночная экономика как система  имеет длительную историю. Она сформировалась в XVIII веке, однако за последующий период не могла не видоизмениться. Опыт показывает, что рыночная экономика – наиболее гибкая экономическая система, которая трансформируется и видоизменяется под влиянием внутренних и внешних факторов. В своем естественном историческом развитии рыночная экономика проходит следующие этапы: классический капитализм, смешанная экономика, социальная рыночная экономика.

Переходная экономика. Переходная (транзитивная) экономика – экономика, находящаяся в процессе перехода (трансформации) от одной экономической системы к  другой. Такой переход, как правило, занимает длительный отрезок времени (от десятилетий до столетий). В настоящее время экономика многих постсоциалистических стран характеризуется как транзитивная экономика. В этих странах происходит переход от командной плановой к рыночной экономике. Вместе с тем переходная экономика не есть продукт конца XX века.

Например, экономика ведущих  ныне стран в конце XVIII – первой половине XIX веков являлась также  переходной. В этот период в указанных  странах осуществлялся переход  от традиционной к рыночной экономике.

Отличительной чертой переходной экономики является одновременное  существование старых экономических  отношений и новых, присущих зарождающейся  системе. Для экономики переходного  типа характерно наличие разных типов  хозяйствования, обострение социально  – экономических отношений. Продолжительность  переходного периода зависит  от уровня развития общества, исторических традиций и т.д.

Если уж говорить о нашей  стране, то Казахстан, как и другие республики бывшего Советского Союза, оказался в эпицентре переходной экономики. Если окинуть взором историю развития Казахстана, то он на протяжении жизни одного поколения переживает переход от патриархально-феодальных отношений к государственному социализму и, начиная с середины 80-х годов XX столетия, трансформируется от командно-распределительной системы к свободной рыночной экономике. Для теоретической экономики представляет несомненный интерес переход от патриархально-феодальных производственных отношений с преобладанием кочевого животноводческого хозяйства на значительных просторах Центральной Азии к огосударствленной командной системе. При осуществлении этого процесса в свое время была выдвинута теория перехода ранее отсталых народов к социализму, минуя капиталистическую стадию с помощью победившего пролетариата передовой страны. Реализация этой теории оказалась в конечном счете пагубной для миллионов людей, безвинно пострадавших из-за жесткого насилия, репрессивных методов, осуществленных под благими намерениями индустриализации и коллективизации, а также культурной революции. Революционные, кавалерийские атаки большевиков на мирных жителей привели к огромной потере людских производительных сил, хотя обездоленная часть выжившего населения продолжала трудиться во имя светлого будущего. Казалось, что переходный период, как утверждала официальная наука, закончился еще в середине 30-х годов в течение 10-15 лет. Представляется, что в реальной жизни своеобразный переходный период продолжался до середины 80-х годов и начался новый этап, связанный с теорией перестройки. Итак, Казахстан, став на путь суверенного государства, трансформируется в рыночную систему.

Все это позволяет говорить о том, что наша экономика все  больше носит рыночный характер. Все  большую роль при классификации  экономических систем играет знаниевый  подход. Он основан на том, что основным критерием классификации экономических  систем являются место и роль знаний в общественном воспроизводстве. В  большинстве развитых стран знания играют ключевую роль в социально - экономическом развитии общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Регулирование макроэкономической политики

 

    1. Макроэкономическая политика и ее развитие в Казахстане

 

Формирование независимого Казахстана происходило на фоне глубочайшего кризиса, в начале 90-х годов. Необходимо было:

- обуздать галопирующую  инфляцию;

- сформировать класс отечественного  предпринимателя;

- и создать условия  для привлечения иностранных  инвестиций в реальный сектор экономики, чтобы реанимировать работу всех крупных предприятий страны.

Уровень инфляции (или индекс цен на потребительские товары и  услуги) является одним из основных макроэкономических показателей, который  агрегировано сигнализирует о текущем  социально-экономическом положении  в стране. Уровень инфляции доминирующим образом влияет на поведение инвесторов и вообще всех субъектов экономики.

К концу 90-х годов все  базовые рыночные реформы были осуществлены. Завершился процесс приватизации и  сформировался класс предпринимателей, был сформирован банковский сектор, устойчивость которого обеспечила высокий  кредитный рейтинг стране, переведен  на рыночные отношения электроэнергетический  сектор, проведены реформы в бюджетной  системе, реформированы системы  образования, здравоохранения, пенсионного  обеспечения, социальной защиты, создана  законодательная база для функционирования экономики рыночного типа.

Дальнейшее решение социально-экономических  проблем зависело от правильности выбора стратегических целей и приоритетов  развития. И такой выбор был  сделан, когда Президент страны в своем Послании народу в октябре 1997 г. огласил Стратегию развития Казахстана до 2030 года. Такой программный документ был разработан впервые на постсоветском пространстве и стал главным ориентиром для социально-экономического развития республики.

Итогом проведенных социально-экономических  преобразований явилось то, что Казахстан первым среди 1089 стран СНГ получил статус страны с открытой рыночной экономикой, а его банковская система международными экспертами признана лучшей на постсоветском пространстве. Уже в 1999 г. была достигнута макроэкономическая стабилизация, а затем обеспечен подъем экономики, повлекший за собой позитивные сдвиги в социальных процессах. Так, начиная с 2000 г. ежегодные темпы прироста ВВП составили от 9,5 до 13,5%

Не смотря на то, что долгосрочные цели и стратегические направления  развития определены до 2030 года в связи с постоянными изменениями, наблюдаемыми как внутри страны, так и за её пределами, необходимо ежегодно переставлять акценты в макроэкономической политике исходя из анализа и прогнозирования ситуации, как в стране, так и за рубежом. Правительство и всё общество получает эти установки из ежегодных Посланий Президента народу.

На основе этих политических установок разрабатываются стратегические документы (стратегии и концепции развития отраслей и регионов до 2010-2015 годов). В свою очередь на основе стратегий и концепций разрабатываются Программы развития, которые подразделяются на государственные, региональные и отраслевые.

В настоящее время каждый из 16 регионов разработал и начал  реализацию концепции конкурентоспособности до 2015 года, в которой определил, исходя из отраслевой специализации региона своё перспективное позиционирование на внутреннем и внешних рынках, свои сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для конкурентоспособности региона. И исходя из этих факторов и намеченных приоритетных целей до 2015 года каждый регион имеет соответствующий план действий.

Приток инвестиций является основным фактором индустриально-инновационного развития страны. На сегодняшний день наблюдается тесная корреляция между потоками инвестиций и внедрением инноваций, новых технологий. В Казахстане инновационная активность промышленных предприятий находится на низком уровне. Всего 4,8% предприятий осуществляют разработку и освоение инноваций. Для сравнения: в России этот показатель составляет 12%, в Португалии – 25%, Турции – 33%, в Эстонии – 36%, в Венгрии – 47%. В развитых странах уровень инновационной активности превышает 50%.

Опыт показывает, что инновации  в другие сектора экономики придут только при мощной поддержке государства. Последние 2 года макроэкономическая политика в значительной степени направлена на повышение восприимчивости экономики к инновациям.

Преткновением успешной реализации макроэкономической политики в настоящее время является недейственность мер, предусмотренных Государственной программой индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 годы. Доля обрабатывающей промышленности вопреки программным ожиданиям вместо увеличения снижается. Производительность труда в экономике незначительно, но также падает.

Энергоэффективность экономики  повышается неудовлетворительными  темпами. Кризисы на мировом финансовом, энергетическом и продовольственном рынках обнажили многие скрытые внутриэкономические проблемы страны, решение которых не терпит дальнейших отлагательств.

В настоящее время в  Казахстане переоценены роль государства  и государственного сектора в обеспечении устойчивого развития республики в условиях глобальной нестабильности и взаимозависимости национальных экономик.

Принят Закон о концессиях (2006 г.), позволяющий на основе государственно-частного партнёрства привлекать крупные  инвестиции в приоритетные отрасли экономики. В частности в электроэнергетику, в транспортный сектор, строительство автомобильных и железных дорог республиканского значения и прочее.

Информация о работе Фискальная политика