Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 17:45, реферат
Государство, как общественный институт обязано решать огромный комплекс, стоящих перед ним задач. Важнейшим государственным инструментом является фискальная политика.
В современном словаре иностранных слов она определяется как «совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов, один из важнейших рычагов государственного регулирования экономики». Фиск (от латинского fiscus) – государственная казна, казначейство. В царской России были податные службы.
Введение…………………………………………………………………...............3
1. Теоретические основы фискальной политики государств.....................5
1.1. Механизм и инструменты фискальной политики.................................5
1.2. Виды и эффективность фискальной политики....................................12
2. Фискальная политика РФ...........................................................................16
2.1. Фискальная и монетарная политика в России……………………….19
2.2. Особенности и совершенствование системы фискальной политики РФ в современных условиях………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………29
Введение…………………………………………………………
1.1. Механизм и инструменты фискальной политики......................
1.2. Виды и эффективность фискальной политики......................
2. Фискальная политика РФ............................
2.1. Фискальная и монетарная политика в России……………………….19
2.2. Особенности и совершенствование системы фискальной политики РФ в современных условиях………………………………………….27
Заключение……………………………………………………
Государство, как общественный институт обязано решать огромный комплекс, стоящих перед ним задач. Важнейшим государственным инструментом является фискальная политика.
В современном словаре иностранных слов она определяется как «совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов, один из важнейших рычагов государственного регулирования экономики». Фиск (от латинского fiscus) – государственная казна, казначейство. В царской России были податные службы.
В настоящее время фискальная политика представляет собой манипулирование государственным бюджетом: правительственными расходами, доходами и налогообложением, в целях способствующих экономическому росту, увеличению занятости, уменьшению инфляционного бремени, стабилизации экономической ситуации. Она соединяет в себе целый спектр форм финансовой политики – бюджетную, налоговую и политику доходов и расходов. Таким образом, основными целями финансовой политики являются мобилизация денежных средств, необходимая государству, их распределение и использование для решения социальных и экономических проблем страны.
Данная тема является актуальной, так как фискальная политика является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и в условиях продолжающегося экономического кризиса в России играет значительную роль в восстановлении народного хозяйства.
В последнее время прослеживается тенденция к усилению роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование…
Целью моей работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики. Задачами являются, во-первых, рассмотрение механизма и инструментов фискальной политики, во-вторых, изучение видов и эффективности фискальной политики, в-третьих, анализ фискальной политики в России на современном этапе и в-четвертых, определение особенностей и совершенствования системы фискальной политики РФ в современных условиях.
Для написания реферата я использовал работы таких авторов, как Терещенко О. Н., Габсатарова И.Д., Занадворов В.С. и других.
Изменение уровня налогообложения и государственных расходов в целях воздействия на экономическое развитие страны называется фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства. После Второй мировой войны фискальная политика стала основным средством ослабления колебаний экономического цикла, обеспечения устойчивого экономического роста, достижения высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции[1].
Основой фискальной политики государства являются следующие положения.
Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Однако, все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.
Направленность воздействия налогов на объем производства, доходы и занятость противоположна воздействию государственных расходов. Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление. Рост потребления вызывает расширение совокупного спроса, что в краткосрочном периоде (когда цены постоянны) стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы. Со временем, однако, когда ВНП достигнет своего потенциального уровня, рост совокупного спроса приведет к повышению цен.
Повышение налогов снижает располагаемый доход, потребление и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости.
Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что равное изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного выпуска на ту же величину.
Основными инструментами фискальной политики является государственные (или правительственные) расходы и налоги.
Государственные (или правительственные) расходы – это затраты на содержание института государства, а также правительственные закупки товаров и услуг. К последним могут быть отнесены весьма разнообразные виды закупок, например, закупка государством атомных подводных лодок, космических ракет, солдатских шинелей, строительство за счет бюджета электростанций, дорог, каналов, школ, медицинских учреждений, объектов культуры и просвещения, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки и т.д. Таким образом, потребителем всего вышеназванного является государство[2].
Как правило, государственные закупки подразделяют на закупки для собственного потребления государства, которые наиболее стабильны, и закупки для регулирования рынка. Эти расходы отражаются в расходной части государственного бюджета. В современном обществе смешанной экономики роль государственных расходов чрезвычайна важна. Поэтому в перспективных экономических программах развития общества большое внимание уделяется регулирующей роли государственных расходов в обеспечении социально-экономического развития, в формировании нового качества экономического роста.
В странах с развитой рыночной экономикой государство как покупатель обеспечивает реализацию до 20% ВНП. Для этого существует система государственного заказа, привлекающая фирмы гарантированным рынком сбыта, налоговыми и кредитными льготами, отсутствием риска неплатежей и т.д. Поэтому государственные расходы и налоги – это важнейшие инструменты государственного регулирования экономики, определяющие уровень совокупных расходов, объемы национального производства, занятость населения.
Значительное место в государственных расходах занимают трансфертные платежи. Трансфертные платежи есть система экономических, политических мер и программ, которые через перераспределение доходов через государственный бюджет выплачивают средства населению в основном в денежной форме. Таким образом, происходит реинвестирование в людей, относящихся к категории остро нуждающихся, т.е. живущих за чертой бедности.
Кроме того, трансфертные платежи представлены как выплаты по страхованию (или социальное обеспечение), по старости, выплаты работникам в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями кормильцев и инвалидам, выплаты процентов по государственному долгу.
Трансфертные платежи формируются за счет налогообложения, в том числе подоходного налога, отчислений трудящихся в фонды социального страхования, частной благотворительности и т.д. Таким образом, с помощью трансфертных платежей осуществляется перераспределение доходов в пользу более бедных.
Налоги представляют собой второй важнейший инструмент фискальной политики. Налоги есть нормативная форма обложения доходов физических и юридических лиц, характеризующаяся обязательностью и срочностью платежа. Они представляют собой доход государства, необходимый для его нормального функционирования[3].
Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II в. н.э.
По мере развития обмена и экономической цивилизации денежные налоги вытесняют другие виды платежей, в том числе и натуральный, и становятся господствующими.
Практика экономической жизни располагает широким спектром видов налогов. По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.
Косвенные налоги – это обязательные платежи, включаемые в цену товара или услуги. Значительную их часть образуют акцизы.
По использованию налоги подразделяют на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. Эти налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.
В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на государственные и местные. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль с корпораций, таможенные пошлины и т.п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог[4].
Соотношение различных видов налогов на различных ступенях развития общества менялось. В XIX – начале ХХ веков главную роль играли косвенные налоги, после Второй мировой войны ведущую роль стали играть прямые налоги. Для современной налоговой системы характерен рост взносов в фонд социального страхования, который по темпам роста опережает как прямые, так и косвенные налоги.
Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных интересов:
на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны,
затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать воспроизводственный процесс в микроэкономике,
для настоящего времени стало характерным стремление все в большей степени использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе[5].
Традиции экономической политики оказывают существенное влияние на уровень налогового бремени. В странах социально ориентированной экономики (шведская модель) этот уровень составляет около 50% ВВП. В странах, развивающихся на монетарных принципах, – около 30% ВВП. Более высокий уровень налогов стал платой за социальную стабильность общества. Поскольку налоги перекладываются на покупателя (включаются в отпускные цены), то в этих странах отмечаются и более высокий уровень цен.
Тяжесть налогообложения зависит от циклических колебаний. Она может быть ниже во время кризиса и выше при более благоприятной конъюнктуре.
Зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки была описана А. Лаффером. Графическое изображение указанной зависимости получило название кривой Лаффера, согласно которой, увеличение налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерности налогового бремени. Оно ведет к уходу многих производителей с рынка из-за банкротств и уклонению от налогов. Результатом указанных действий становится нежелательное уменьшение налоговых поступлений в казну.
Россия сегодня по налоговым поступлениям явно находится не в оптимальной позиции, превышающей точку М. В результате запланированная величина налоговых поступлений, превышающая 50% ВВП, оказалась нереальной. Фактически государство не может получить и 30–35% ВВП, что повлечет за собой задержку выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, усилению напряженности с ростом неплатежей предприятий друг другу[6].
Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижения налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережений и тем самым содействовать инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.
Однако не следует думать, что снижение ставки налогов должно сразу же дать эффект роста валового национального продукта. Последний происходит только при расширении инвестиционного процесса, особенно, когда появляется спрос на основной капитал. Спрос же на него варьируется в течение цикла, а в стадии депрессии может вовсе исчезнуть. Это значит, что результаты снижения ставок налогов в депрессивной ситуации могут проявиться лишь через годы.
Рисунок 1. Кривая Лаффера
В рыночной экономике налоги – это важнейший, но очень тонкий инструмент. Поэтому пользоваться данным инструментом нужно осторожно продуманно, ибо их предназначение состоит не только в фискальной функции – по аккумуляции денежных средств в бюджет, но и в распределительной, и контрольной функций.
Слишком высокие налоговые ставки отнюдь не ведут к желанию много и хорошо зарабатывать, а низкие – отрицательно сказываются на доходах бюджета. Поэтому правильное применение налогового инструмента может принести значительный положительный эффект, а ошибочное – огромный вред.