Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:48, курсовая работа
Данный способ воздействия государства на экономику подразумевает кос-
венное регулирование с помощью таких инструментов, как налогообложе-
ния и правительственные расходы. Поскольку осуществление государст-
венных расходов означает использование средств государственного бюд-
жета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискаль-
ная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Фискальная политика формируется парламентом страны, утверждающим
государственный бюджет, а реализуется правительством, в первую очередь
министерством финансов.
7.3. ФИСКАЛЬНАЯ
(НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ) ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА
Данный способ воздействия государства на экономику подразумевает кос-
венное регулирование с помощью таких инструментов, как налогообложе-
ния и правительственные расходы. Поскольку осуществление государст-
венных расходов означает
использование средств
жета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискаль-
ная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Фискальная политика формируется парламентом страны, утверждающим
государственный бюджет, а реализуется правительством, в первую очередь
министерством финансов.
Экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения
и осуществления государственных расходов, получили название финансо-
вых отношений, или финансов. Эти отношения, с одной стороны, обеспе-
чивают существование самого государства и его институтов, а с другой —
используются государством
для макроэкономического
щественного производства в соответствии с теми или иными националь-
ными потребностями.
Совокупность всех финансовых отношений в обществе получила назва-
ние финансовой системы. Ведущим звеном финансовой системы является
государственный бюджет.
Государственный бюджет — это централизованный фонд денежных
ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использую-
щихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и
сил правопорядка, а также
для осуществления социально-
ческих функций.
К фискальной (налогово-бюджетной) политике относятся только такие
манипуляции с государственным бюджетом, которые не сопровождаются
изменением количества находящихся в обращении денег.
Бюджет включает доходы и расходы государства. Расходы государст-
венного бюджета показывают направления и цели государственных ас-
сигнований. В современных условиях, в связи с проведением активной
государственной политики, расходы государства приобрели огромные, бес-
прецедентные масштабы. Они идут на содержание государственного
аппарата, на военные нужды, на создание объектов социальной инфра-
структуры (образование, здравоохранение), на поддержание и развитие
государственного сектора экономики и другие многочисленные программы
и объекты.
Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом
А. Вагнером, бывшим советником канцлера Германии Отто фон Бисмарка
еще в XIX в. А. Вагнер предпринял одну из самых ранних попыток объяс-
нить этот феномен. Он сформулировал закон возрастающей государст-
венной активности, в соответствии с которым государственные расходы в
странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем
объемы национального дохода.
Наиболее общим объяснением этого закона является то, что государ-
ственные услуги стали высококачественным благом, т. е. эластичность
спроса на государственные расходы со стороны домашних хозяйств стала
больше единицы. Иначе говоря, каждый процент увеличения в доходах
домашних хозяйств ведет к большему, чем 1%, увеличению спроса до-
машних хозяйств на государственные расходы G. Поэтому при увеличе-
нии дохода на душу населения доля G в ВВП также имеет тенденцию к
росту.
Для доказательства своего закона А. Вагнер приводил три основных до-
вода. Во-первых, усложнение
всей системы общественно-
отношений, что увеличивает число причин всевозможных трений в обще-
стве. В этой связи государству для поддержания надежности и эффектив-
ности экономики, а также сохранения правопорядка потребуется больше
средств на содержание правоохранительных органов, полиции, предостав-
ления всевозможных юридических услуг и т. д. Во-вторых, новые техноло-
гии создают потребность в больших количествах капитала, необходимого
для производства, который может быть обеспечен только акционерными
компаниями либо государственными корпорациями. Последние, по мне-
нию А. Вагнера, обладают рядом преимуществ по сравнению с акционер-
ными компаниями в связи с тем, что роль государства возрастает в произ-
водстве, где технические условия способствуют образованию монополий.
В-третьих, А. Вагнер увидел растущую государственную активность в та-
ких сферах, как здравоохранение и образование, где выгоды от предостав-
ляемых услуг не поддаются экономической оценке.
Согласно прогнозам А.
Вагнера, тенденция роста
ходов, которую он наблюдал в прошлом веке, сохранится в промышленных
странах до тех пор, пока их развитие будет идти по восходящей. Эти пред-
сказания подвергались проверке неоднократно во многих странах, и они
всегда оказывались верными. Именно поэтому экономисты называют закон
возрастающей государственной активности законом Вагнера, который
обычно проверяется расчетом доли государственных расходов в ВВП. Этот
показатель возрастает с 1830-х гг., что дает основания ученым считать
пророчества А. Вагнера в области экономики наиболее точными из числа
когда-либо сделанных экономистами. В Нидерландах, например, доля го-
сударственных расходов по отношению к объему ВВП в течение 50 лет
почти утроилась. Во Франции она более чем удвоилась, в США — удвои-
189
лась. Единственными странами, которые избежали этой тенденции, были
Германия и Япония, где размер государственных расходов остался при-
мерно таким же, как в конце 30-х гг. При этом, однако, надо иметь в виду,
что в этих двух странах государственные расходы в те годы были чрезмер-
но велики1.
Доходы государственного бюджета формируются прежде всего за
счет налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами
власти; за счет поступлении по социальному страхованию (эта статья до-
ходов по природе близка к налогу и выплачивается физическими лицами,
нанятыми на работу, в процентном отношении к валовому заработку и
предприятиями с общего фонда заработной платы); за счет доходов госу-
дарственных предприятий и других объектов государственной собствен-
ности и т. д.
Основным источником доходов государственного бюджета служат
налоги. Без них невозможно существование государства и всего того, что
с ним связано. Более 100 лет назад К. Маркс в статье "Морализирующая
критика и критизирующая мораль" писал: "В налогах воплощено экономи-
чески выраженное существование государства. Чиновники и попы, солда-
ты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие
музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах — все эти
сказочные создания в зародыше покоятся в одном семени — в налогах" .
Одним словом, налоги по сути неотделимы от государства.
В немецком городе Зигбург, расположенном в земле Северный Рейн —
Вестфалия, находится единственный в мире Музей налогообложения,
рассказывающий о том, как люди поднимались к вершинам современ-
ной цивилизации с налоговым бременем на плечах. На этом пути встре-
чалось немало забавных налоговых курьезов и нелепостей. Что только не
служило объектом налогообложения? Налоги на общественные туалеты и
бороды, на фортепьяно и скаковых лошадей, на певчих птиц и холостяков,
на кружева и балконы, на двери и окна, выходившие на проезжую улицу
(сохранялись во Франции вплоть до XIX в.; поэтому там многие старые
дома не имеют окон и дверей со стороны улицы). Были налоги на женскую
косметику и на бракосочетание (последние получили у нас совершенно
неверное объяснение как "право первой брачной ночи"), налоги за бездет-
ность и т. д.
Этот перечень причудливых
форм налогообложения можно
долго, но он не раскроет нам суть и цель налогообложения. Средневековый
философ Ф. Аквинский, причисленный к лику святых римско-католиче-
ской церкви, определял налог как "дозволенную форму грабежа". Разуме-
ется, это не совсем так. Грабительский характер налогообложения имел и
См.: СаксДж., Ларрен Ф. Указ. соч. С. 225.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 308-309.
190
имеет место, но нельзя сказать, что налоги вообще не возвращаются насе-
лению: ведь государство удовлетворяет многочисленные общественные
потребности.
Самое главное в системе налогообложения — ив этом кроется внутрен-
няя сущность налогов — в том, что она должна опираться на принцип
полной и эффективной возвратности налогов. Только полная, адресная и
эффективная возвратность налогов делает налоговый механизм одним из
важнейших звеньев общественного воспроизводства.
Но налоги необходимо рассматривать не только с позиций обществен-
ных и государственных (фискальных) интересов. У них есть еще одна
важная функция — функция воздействия на рынок. Рынок и налоги —
это чрезвычайно важная проблема для всех стран с рыночной экономи-
кой, поскольку налоги — мощный инструмент регулирования рыноч-
ных отношений. Налогообложение используется государствами разви-
тых стран для воздействия на циклическое развитие экономики; борьбы
с инфляцией; создания производственной и социальной инфраструк-
туры; реализации военных программ; смягчения социальных конфликтов
и т. п. Но основной задачей и целью налоговой политики государства
является обеспечение доходов бюджета, стимулирование (или ограни-
чение) предпринимательской деятельности, общее регулирование дохо-
дов в стране.
Как выглядит структура налогообложения в рыночной экономике? Она
состоит главным образом из следующих платежей:
• подоходного налога с населения (впервые введен в США в 1913 г.);
• налога с прибыли корпораций (взимается с первой мировой вой-
ны);
• имущественного налога (налог на постройки и т. п., уплачиваемый
как физическими, так и юридическими лицами);
• налога на сделки с капиталом (взимается с доходов от фондовых
операций);
• налога с наследства.
Все эти виды платежей получили название прямых налогов. Их специ-
фическая черта — обложение налоговыми сборами напрямую физических
и юридических лиц (граждан, предприятий, организаций).
Другую группу налоговых поступлений образуют так называемые кос-
венные налоги. Это налоги, взимаемые с товаров и услуг. Их косвенный
характер проявляется в том, что они уплачиваются не всеми гражданами и
организациями, а лишь теми, кто покупает облагаемые налогом товары и
услуги (налог на пиво касается только любителей пива, налог на табак —
курильщиков и т. д.). Подобного рода косвенные налоги получили назва-
ние акцизов. Разновидностью акциза является налог на добавленную стои-
мость (НДС). К косвенным налогам относятся также таможенные пошли-
ны (экспортные и импортные).
191
Все косвенные налоги увеличивают цену продаваемых товаров и услуг,