Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Данный способ воздействия государства на экономику подразумевает кос-
венное регулирование с помощью таких инструментов, как налогообложе-
ния и правительственные расходы. Поскольку осуществление государст-
венных расходов означает использование средств государственного бюд-
жета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискаль-
ная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Фискальная политика формируется парламентом страны, утверждающим
государственный бюджет, а реализуется правительством, в первую очередь
министерством финансов.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 45.31 Кб (Скачать)

7.3. ФИСКАЛЬНАЯ

(НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ)  ПОЛИТИКА

ГОСУДАРСТВА

Данный способ воздействия  государства на экономику подразумевает  кос-

венное регулирование  с помощью таких инструментов, как налогообложе-

ния и правительственные расходы. Поскольку осуществление государст-

венных расходов означает использование средств государственного бюд-

жета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискаль-

ная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Фискальная политика формируется  парламентом страны, утверждающим

государственный бюджет, а  реализуется правительством, в первую очередь

министерством финансов.

Экономические отношения, возникающие  в процессе налогообложения

и осуществления государственных  расходов, получили название финансо-

вых отношений, или финансов. Эти отношения, с одной стороны, обеспе-

чивают существование самого государства и его институтов, а с другой —

используются государством для макроэкономического регулирования  об-

щественного производства в соответствии с теми или иными националь-

ными потребностями.

Совокупность всех финансовых отношений в обществе получила назва-

ние финансовой системы. Ведущим звеном финансовой системы является

государственный бюджет.

Государственный бюджет —  это централизованный фонд денежных

ресурсов, находящихся в  распоряжении правительства и использую-

щихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и

сил правопорядка, а также  для осуществления социально-экономи-

ческих функций.

К фискальной (налогово-бюджетной) политике относятся только такие

манипуляции с государственным  бюджетом, которые не сопровождаются

изменением количества находящихся  в обращении денег.

Бюджет включает доходы и  расходы государства. Расходы государст-

венного бюджета показывают направления и цели государственных ас-

сигнований. В современных условиях, в связи с проведением активной

государственной политики, расходы государства приобрели  огромные, бес-

прецедентные масштабы. Они идут на содержание государственного

аппарата, на военные нужды, на создание объектов социальной инфра-

структуры (образование, здравоохранение), на поддержание и развитие

государственного сектора  экономики и другие многочисленные программы

и объекты.

Рост государственных  расходов был предсказан немецким экономистом

А. Вагнером, бывшим советником канцлера Германии Отто фон Бисмарка

еще в XIX в. А. Вагнер предпринял одну из самых ранних попыток объяс-

нить этот феномен. Он сформулировал закон возрастающей государст-

венной активности, в соответствии с которым государственные расходы в

странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем

объемы национального  дохода.

Наиболее общим объяснением  этого закона является то, что государ-

ственные услуги стали высококачественным благом, т. е. эластичность

спроса на государственные  расходы со стороны домашних хозяйств стала

больше единицы. Иначе говоря, каждый процент увеличения в доходах

домашних хозяйств ведет  к большему, чем 1%, увеличению спроса до-

машних хозяйств на государственные расходы G. Поэтому при увеличе-

нии дохода на душу населения доля G в ВВП также имеет тенденцию к

росту.

Для доказательства своего закона А. Вагнер приводил три основных до-

вода. Во-первых, усложнение всей системы общественно-экономических

отношений, что увеличивает  число причин всевозможных трений в обще-

стве. В этой связи государству для поддержания надежности и эффектив-

ности экономики, а также сохранения правопорядка потребуется больше

средств на содержание правоохранительных органов, полиции, предостав-

ления всевозможных юридических услуг и т. д. Во-вторых, новые техноло-

гии создают потребность в больших количествах капитала, необходимого

для производства, который может быть обеспечен только акционерными

компаниями либо государственными корпорациями. Последние, по мне-

нию А. Вагнера, обладают рядом преимуществ по сравнению с акционер-

ными компаниями в связи с тем, что роль государства возрастает в произ-

водстве, где технические условия способствуют образованию монополий.

В-третьих, А. Вагнер увидел растущую государственную активность в та-

ких сферах, как здравоохранение и образование, где выгоды от предостав-

ляемых услуг не поддаются экономической оценке.

Согласно прогнозам А. Вагнера, тенденция роста государственных  рас-

ходов, которую он наблюдал в прошлом веке, сохранится в промышленных

странах до тех пор, пока их развитие будет идти по восходящей. Эти пред-

сказания подвергались проверке неоднократно во многих странах, и они

всегда оказывались верными. Именно поэтому экономисты называют закон

возрастающей государственной  активности законом Вагнера, который

обычно проверяется расчетом доли государственных расходов в  ВВП. Этот

показатель возрастает с 1830-х гг., что дает основания ученым считать

пророчества А. Вагнера в  области экономики наиболее точными из числа

когда-либо сделанных экономистами. В Нидерландах, например, доля го-

сударственных расходов по отношению к объему ВВП в течение 50 лет

почти утроилась. Во Франции  она более чем удвоилась, в  США — удвои-

189

лась. Единственными странами, которые избежали этой тенденции, были

Германия и Япония, где  размер государственных расходов остался  при-

мерно таким же, как в  конце 30-х гг. При этом, однако, надо иметь в виду,

что в этих двух странах  государственные расходы в те годы были чрезмер-

но велики1.

Доходы государственного бюджета формируются прежде всего за

счет налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами

власти; за счет поступлении по социальному страхованию (эта статья до-

ходов по природе близка к налогу и выплачивается физическими лицами,

нанятыми на работу, в процентном отношении к валовому заработку и

предприятиями с общего фонда  заработной платы); за счет доходов госу-

дарственных предприятий и других объектов государственной собствен-

ности и т. д.

Основным источником доходов  государственного бюджета служат

налоги. Без них невозможно существование государства и  всего того, что

с ним связано. Более 100 лет  назад К. Маркс в статье "Морализирующая

критика и критизирующая мораль" писал: "В налогах воплощено экономи-

чески выраженное существование  государства. Чиновники и попы, солда-

ты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие

музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах — все эти

сказочные создания в зародыше покоятся в одном семени — в  налогах" .

Одним словом, налоги по сути неотделимы от государства.

В немецком городе Зигбург, расположенном в земле Северный Рейн —

Вестфалия, находится единственный в мире Музей налогообложения,

рассказывающий о том, как люди поднимались к вершинам современ-

ной цивилизации с налоговым  бременем на плечах. На этом пути встре-

чалось немало забавных налоговых курьезов и нелепостей. Что только не

служило объектом налогообложения? Налоги на общественные туалеты и

бороды, на фортепьяно и скаковых лошадей, на певчих птиц и холостяков,

на кружева и балконы, на двери и окна, выходившие на проезжую улицу

(сохранялись во Франции  вплоть до XIX в.; поэтому там многие  старые

дома не имеют окон и  дверей со стороны улицы). Были налоги на женскую

косметику и на бракосочетание (последние получили у нас совершенно

неверное объяснение как "право первой брачной ночи"), налоги за бездет-

ность и т. д.

Этот перечень причудливых  форм налогообложения можно продолжать

долго, но он не раскроет нам  суть и цель налогообложения. Средневековый

философ Ф. Аквинский, причисленный к лику святых римско-католиче-

ской церкви, определял налог как "дозволенную форму грабежа". Разуме-

ется, это не совсем так. Грабительский характер налогообложения имел и

См.: СаксДж., Ларрен Ф. Указ. соч. С. 225.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 308-309.

190

имеет место, но нельзя сказать, что налоги вообще не возвращаются насе-

лению: ведь государство удовлетворяет многочисленные общественные

потребности.

Самое главное в системе  налогообложения — ив этом кроется  внутрен-

няя сущность налогов — в том, что она должна опираться на принцип

полной и эффективной  возвратности налогов. Только полная, адресная и

эффективная возвратность налогов  делает налоговый механизм одним  из

важнейших звеньев общественного  воспроизводства.

Но налоги необходимо рассматривать  не только с позиций обществен-

ных и государственных (фискальных) интересов. У них есть еще одна

важная функция — функция воздействия на рынок. Рынок и налоги —

это чрезвычайно важная проблема для всех стран с рыночной экономи-

кой, поскольку налоги —  мощный инструмент регулирования рыноч-

ных отношений. Налогообложение используется государствами разви-

тых стран для воздействия на циклическое развитие экономики; борьбы

с инфляцией; создания производственной и социальной инфраструк-

туры; реализации военных  программ; смягчения социальных конфликтов

и т. п. Но основной задачей  и целью налоговой политики государства

является обеспечение  доходов бюджета, стимулирование (или  ограни-

чение) предпринимательской деятельности, общее регулирование дохо-

дов в стране.

Как выглядит структура налогообложения в рыночной экономике? Она

состоит главным образом  из следующих платежей:

• подоходного налога с  населения (впервые введен в США  в 1913 г.);

• налога с прибыли корпораций (взимается с первой мировой вой-

ны);

• имущественного налога (налог  на постройки и т. п., уплачиваемый

как физическими, так и  юридическими лицами);

• налога на сделки с капиталом (взимается с доходов от фондовых

операций);

• налога с наследства.

Все эти виды платежей получили название прямых налогов. Их специ-

фическая черта — обложение налоговыми сборами напрямую физических

и юридических лиц (граждан, предприятий, организаций).

Другую группу налоговых  поступлений образуют так называемые кос-

венные налоги. Это налоги, взимаемые с товаров и услуг. Их косвенный

характер проявляется  в том, что они уплачиваются не всеми гражданами и

организациями, а лишь теми, кто покупает облагаемые налогом  товары и

услуги (налог на пиво касается только любителей пива, налог на табак —

курильщиков и т. д.). Подобного  рода косвенные налоги получили назва-

ние акцизов. Разновидностью акциза является налог на добавленную стои-

мость (НДС). К косвенным налогам относятся также таможенные пошли-

ны (экспортные и импортные).

191

Все косвенные налоги увеличивают  цену продаваемых товаров и услуг,

Информация о работе Фискальная политика