Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Данный способ воздействия государства на экономику подразумевает кос-
венное регулирование с помощью таких инструментов, как налогообложе-
ния и правительственные расходы. Поскольку осуществление государст-
венных расходов означает использование средств государственного бюд-
жета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискаль-
ная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Фискальная политика формируется парламентом страны, утверждающим
государственный бюджет, а реализуется правительством, в первую очередь
министерством финансов.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 45.31 Кб (Скачать)

196

Если правительственные  расходы превышают доходы, то возникает

дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над рас-

ходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

Закупки товаров и услуг  Сумма социальных выплат

Если из налогов (доходов) вычтем социальные выплаты, то получим

величину чистых налогов.

В этом случае бюджетный  дефицит можно представить следующим  об-

разом:

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания  объема

национального выпуска. В  периоды депрессии, когда ВВП  снижается,

бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как  в периоды

подъема наблюдается положительное  сальдо бюджета.

Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что  во время

спадов налоговые поступления  от подоходного налога и других прямых

налогов снижаются, так как  снижается налогооблагаемая база. В  то же

время в периоды спадов некоторые виды государственных  расходов увели-

чиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).

Связь между бюджетом и  объемом ВВП можно проиллюстрировать  с

помощью рис. 7-4.

Предположим, что государственные  расходы составляют 200 денежных

единиц, а налоговая ставка t= 0,2. Следовательно, при Y= 0 налоговые по-

ступления Т= 0. Когда доходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые

поступления становятся равными  государствен шм расходам (200 единиц).

При доходах 1500 единиц государственные  р?сходы составят 300 единиц и

т. д. Таким образом, при  низком уровне дс ;одов возникает дефицит го-

сударственного бюджета, при высоком — избыток бюджета.

Возникает вопрос: может  ли рост государственных расходов, вместо

того чтобы приводить  к бюджетному дефициту, обусловливать  его сокра-

197

Рис. 7-4. Связь между бюджетом и объемом ВВП

щение? Иначе говоря, может ли прирост государственных расходов вы-

звать такое экономическое  оживление, при котором сумма  взимаемых

налогов превысит прирост  государственных расходов?

Исследования экономистов  показывают, что рост государственных  рас-

ходов, приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста

налогов, который "окупал бы" возросшие расходы. Это значит, что сумма

налоговых поступлений будет  всегда меньше, чем прирост государствен-

ных расходов.

Какое влияние на экономику  оказывает бюджетный дефицит? Свиде-

тельствует ли он о плохом состоянии экономики и не лучше ли всегда под-

держивать избыток бюджетных средств?

Правильный ответ состоит  в том, что если в государственном  бюджете

имеется избыток, т. е. если государство  изымает с помощью налогов  боль-

ше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического обо-

рота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокра-

щение ВВП.

Напротив, если государственный  бюджет испытывает дефицит, т. е. его

расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия.

Это означает, что покупательная  способность возрастает и ВВП  увели-

чивается.

Таким образом, бюджетный  дефицит — это не показатель плохого  хо-

зяйствования. Еще в 30-е гг. Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюр-

даль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления

о том, что государственный  бюджет должен быть сбалансированным, и

пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирова-

ния экономического роста, особенно в периоды кризисов.

198

Действительно, если государство  выплачивает денег больше, чем  полу-

чает, то это повышает покупательную  способность в обществе — люди

больше покупают, предприятия  больше продают, увеличивая занятость

ресурсов.

Поэтому дефицит полезен  в период безработицы, но в фазе подъема  он

опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной  спо-

собности' не сопровождается адекватным увеличением производства из-за

исчерпания ресурсов.

Откуда государство может  взять средства для финансирования бюд-

жетного дефицита!

Существует три способа:

а) путем дополнительной эмиссии денег;

б) за счет кредитов ЦБ;

в) посредством заимствований  у населения и фирм.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества

первых двух заключаются  в том, что их использование дает возможность

избежать вытеснения частных  инвестиций государственными, поэтому

расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их

применение чревато увеличением  инфляции.

В результате государственных  займов формируется государственный

долг (рис. 7-5). Он может принимать  форму внутреннего и внешнего долга.

Обычно займы размещаются  в первую очередь внутри страны, но часть из

них может быть размещена и за границей.

Та часть, которую государство  занимает за рубежом для покрытия де-

фицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в

государственный, так и  в иностранный долг.

Внешний долг ложится тяжелым  грузом на страну (хотя многие долж-

ны друг другу) — надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы

оплатить процент и  погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит оп-

ределенные условия.

Внутренний государственный  долг приводит к перераспределению

доходов среди населения  страны. Выплаты государственного долга  при-

водят к тому, что, как  правило, деньги из карманов менее обеспеченных

слоев переходят к более  обеспеченным, так как именно они  покупают го-

сударственные облигации.

Бюджетный дефицит и государственный  долг тесно связаны: нараста-

ние бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но

абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государст-

венного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать,

какие процессы обслуживает  бюджетный дефицит, какие изменения  в вос-

производственном цикле  он отражает. Кроме того, очень важно измерять

изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.

199

Рис. 7-5. Структура совокупного  государственного долга

Как государственный долг и его рост влияют на функционирование

экономики?

Обычно в государственном  долге видят две опасности:

а) возможность банкротства  нации;

б) переложение долгового  бремени на другие поколения.

Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить  пра-

вительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию

государственного долга. Эти обязательства складываются из:

а) рефинансирования (при наступлении срока погашения ГО правительст-

во продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости

погашаемых облигаций);

б) взимания начогов (для выплаты процента по долгу и его суммы)

в) выпуска новых денег  в обращение.

По поводу второй опасности  нужно сказать следующее. Специфика

государственного долга  такова, что люди как бы должны сами себе. Внут-

ренний долг — это только отношение между гражданами страны. Граж-

дане, уплачивая налоги, возвращают долги себе по ценным государствен-

ным бумагам. В этом случае долг сводится в конечном счете на нет (он и

есть и его нет). Тем не менее рост государственного долга имеет негатив-

ные экономические последствия для страны и общества в целом. Они

состоят в следующем.

Во-первых, рост государственного долга сокращает запас капитала в

экономике: деньги можно  было бы вложить не в государственные облига-

ции, а в акции корпораций, т. е. в реальные инвестиции.

200

Во-вторых, выплаты процентов по государственному долгу увеличивают

неравенство в доходах: те, кто владеет облигациями, станут еще богаче.

В-третьих, повышение налогов для выплаты процента по государст-

венному долгу подрывает  действие экономических стимулов и  отрица-

тельно влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике: же-

лание работать уменьшается, выпуск продукции падает.

В-четвертых, когда правительство берет заем для рефинансирования

долга или уплаты процента по нему, это приводит к увеличению процент-

ной ставки, что снижает  склонность к инвестированию. В перспективе

страна может оказаться  с уменьшенным производственным потенциалом.[ Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2002. —472 с.]


Информация о работе Фискальная политика