Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:48, курсовая работа
Данный способ воздействия государства на экономику подразумевает кос-
венное регулирование с помощью таких инструментов, как налогообложе-
ния и правительственные расходы. Поскольку осуществление государст-
венных расходов означает использование средств государственного бюд-
жета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискаль-
ная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Фискальная политика формируется парламентом страны, утверждающим
государственный бюджет, а реализуется правительством, в первую очередь
министерством финансов.
196
Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает
дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над рас-
ходами государство имеет полож
Закупки товаров и услуг Сумма социальных выплат
Если из налогов (доходов) вычтем социальные выплаты, то получим
величину чистых налогов.
В этом случае бюджетный
дефицит можно представить
разом:
На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема
национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается,
бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды
подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.
Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время
спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых
налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же
время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увели-
чиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).
Связь между бюджетом и
объемом ВВП можно
помощью рис. 7-4.
Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных
единиц, а налоговая ставка t= 0,2. Следовательно, при Y= 0 налоговые по-
ступления Т= 0. Когда доходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые
поступления становятся равными государствен шм расходам (200 единиц).
При доходах 1500 единиц государственные р?сходы составят 300 единиц и
т. д. Таким образом, при низком уровне дс ;одов возникает дефицит го-
сударственного бюджета, при высоком — избыток бюджета.
Возникает вопрос: может ли рост государственных расходов, вместо
того чтобы приводить к бюджетному дефициту, обусловливать его сокра-
197
Рис. 7-4. Связь между бюджетом и объемом ВВП
щение? Иначе говоря, может ли прирост государственных расходов вы-
звать такое экономическое оживление, при котором сумма взимаемых
налогов превысит прирост государственных расходов?
Исследования экономистов показывают, что рост государственных рас-
ходов, приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста
налогов, который "окупал бы" возросшие расходы. Это значит, что сумма
налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государствен-
ных расходов.
Какое влияние на экономику оказывает бюджетный дефицит? Свиде-
тельствует ли он о плохом состоянии экономики и не лучше ли всегда под-
держивать избыток бюджетных средств?
Правильный ответ состоит в том, что если в государственном бюджете
имеется избыток, т. е. если государство изымает с помощью налогов боль-
ше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического обо-
рота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокра-
щение ВВП.
Напротив, если государственный бюджет испытывает дефицит, т. е. его
расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия.
Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увели-
чивается.
Таким образом, бюджетный дефицит — это не показатель плохого хо-
зяйствования. Еще в 30-е гг. Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюр-
даль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления
о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и
пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирова-
ния экономического роста, особенно в периоды кризисов.
198
Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем полу-
чает, то это повышает покупательную способность в обществе — люди
больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость
ресурсов.
Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он
опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной спо-
собности' не сопровождается адекватным увеличением производства из-за
исчерпания ресурсов.
Откуда государство может взять средства для финансирования бюд-
жетного дефицита!
Существует три способа:
а) путем дополнительной эмиссии денег;
б) за счет кредитов ЦБ;
в) посредством заимствований у населения и фирм.
Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества
первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность
избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому
расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их
применение чревато
В результате государственных займов формируется государственный
долг (рис. 7-5). Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга.
Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из
них может быть размещена и за границей.
Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия де-
фицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в
государственный, так и в иностранный долг.
Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие долж-
ны друг другу) — надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы
оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит оп-
ределенные условия.
Внутренний государственный долг приводит к перераспределению
доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга при-
водят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных
слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают го-
сударственные облигации.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нараста-
ние бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но
абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государст-
венного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать,
какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в вос-
производственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять
изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.
199
Рис. 7-5. Структура совокупного государственного долга
Как государственный долг и его рост влияют на функционирование
экономики?
Обычно в государственном долге видят две опасности:
а) возможность банкротства нации;
б) переложение долгового бремени на другие поколения.
Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить пра-
вительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию
государственного долга. Эти обязательства складываются из:
а) рефинансирования (при наступлении срока погашения ГО правительст-
во продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости
погашаемых облигаций);
б) взимания начогов (для выплаты процента по долгу и его суммы)
в) выпуска новых денег в обращение.
По поводу второй опасности нужно сказать следующее. Специфика
государственного долга такова, что люди как бы должны сами себе. Внут-
ренний долг — это только отношение между гражданами страны. Граж-
дане, уплачивая налоги, возвращают долги себе по ценным государствен-
ным бумагам. В этом случае долг сводится в конечном счете на нет (он и
есть и его нет). Тем не менее рост государственного долга имеет негатив-
ные экономические последствия для страны и общества в целом. Они
состоят в следующем.
Во-первых, рост государственного долга сокращает запас капитала в
экономике: деньги можно было бы вложить не в государственные облига-
ции, а в акции корпораций, т. е. в реальные инвестиции.
200
Во-вторых, выплаты процентов по государственному долгу увеличивают
неравенство в доходах: те, кто владеет облигациями, станут еще богаче.
В-третьих, повышение налогов для выплаты процента по государст-
венному долгу подрывает действие экономических стимулов и отрица-
тельно влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике: же-
лание работать уменьшается, выпуск продукции падает.
В-четвертых, когда правительство берет заем для рефинансирования
долга или уплаты процента по нему, это приводит к увеличению процент-
ной ставки, что снижает склонность к инвестированию. В перспективе
страна может оказаться с уменьшенным производственным потенциалом.[ Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2002. —472 с.]