Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:48, курсовая работа
Данный способ воздействия государства на экономику подразумевает кос-
венное регулирование с помощью таких инструментов, как налогообложе-
ния и правительственные расходы. Поскольку осуществление государст-
венных расходов означает использование средств государственного бюд-
жета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискаль-
ная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Фискальная политика формируется парламентом страны, утверждающим
государственный бюджет, а реализуется правительством, в первую очередь
министерством финансов.
а значит, понижают благосостояние потребителей. Однако в силу своей
скрытости косвенные налоги вызывают у общества меньшее недовольство,
чем прямые. Недовольство может быть достаточно глубоким: в 1986 г.
США провели грандиозную налоговую реформу, так как американцы счи-
тали, что существовавшая
налоговая система
непомерно велики (в 1981 г. 3 часа рабочего дня уходило на выплаты госу-
дарству, тогда как в 1926 г. менее 1 часа).
Различия между прямыми и косвенными налогами — не выдумка уни-
верситетских профессоров с целью мучить студентов на экзаменах, как
однажды кто-то саркастически заметил. Они имеют под собой серьезные
основания, проходя красной нитью сквозь финансовую науку и учение о
налогах. Дело в том, что вид и природа происхождения прямых и косвен-
ных налогов совершенно отличны друг от друга. Если прямые налоги
всегда ориентированы на личную (коллективную) работоспособность, ко-
торая и является источником жертвоприношения, то косвенные налоги
почти индифферентны — они ориентируются на вещи, а не на лица. По-
этому косвенные налоги всегда взимаются с производителей вещей, тор-
говцев, купцов, содержателей товарных складов и тех, кто занимается пе-
ревозкой грузов. Но в итоге, как уже говорилось, они оплачиваются поку-
пателями и потребителями. Поэтому истоки возникновения косвенных
налогов следует искать на античных базарах, в портах, у городских ворот,
на дорогах и горных перевалах, во всех других узких местах торговых
отношений.
В противоположность прямым налогам, ориентирующимся на способ-
ность физических лиц осуществлять платежи (подоходный налог, налог
на имущество, налог на наследство), косвенные налоги более примитив-
ны и грубы, но именно поэтому ими легче манипулировать и их проще
взимать. Достаточно знать налоговую структуру страны, чтобы догадать-
ся, на какой ступени развития она находится. Страны со слаборазвитой
экономикой взимают в основном косвенные налоги, в то время как пря-
мые налоги в большинстве своем взимаются в странах с развитой эконо-
микой и с населением, обладающим достаточно высоким уровнем обра-
зования.
Таково правило. Из этого правила выводится еще одно: чем богаче об-
щество, тем большая часть созданного ВВП огосударствляется через нало-
говую систему. Так, если в ряде европейских стран в начале XX в. налоги
составляли примерно 8% общественного продукта, то к его концу пре-
высили 40%, т. е. выросли более чем в 5 раз. Такой рост невозможен без
повышения экономического благосостояния. Не случайно сегодня высоко-
развитые страны называют еще налоговыми государствами, т. е. государ-
ствами, деятельность которых финансируется за счет налоговых поступ-
лений (табл. 7-1).
192
Таблица 7-1
Структура налогообложения в группе ведущих
промышленных стран (в % от ВВП)
Виды налогов
Все налоги
В том числе
подоходный налог
налог на корпорации
Взносы на соцстрах:
рабочих и служащих
предпринимателей
Акцизы
Налоги на предметы потребления
США
29
10
2
3
5
2
2
ФРГ
38
11
2
6
7
3
6
Англия
39
10
4
3
4
5
6
Япония
27
7
6
3
4
4
—
Франция
15
6
2
6
13
4
9
Источник. Все начинается с десятины: этот многоликий налоговый мир. М., 1992. С. 23.
Важным звеном налоговой политики государства являются критерии
налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют
справедливость (равенство), в качестве второго — эффективность. Пер-
вый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходо-
вание влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на
одних и предоставляя блага другим. Общество в конечном счете стремится
к справедливому распределению этих тягот и благ. При этом оно ориенти-
руется на два основных этических принципа:
а) принцип горизонтальной справедливости, предполагающий, что лица,
находящиеся в равном материальном положении, должны трактоваться
налоговыми законами одинаково. Это значит, что, например, два инди-
вида, работающие по 40 ч в неделю и получающие одинаковый доход
(но у одного доход существует в виде заработной платы, а у другого —
в виде предпринимательской прибыли от собственного бизнеса), долж-
ны выплачивать налог одинаковой величины.
б) принцип вертикальной справедливости предполагает, что находящиеся
в неравном положении должны трактоваться неодинаково: тот, кто по-
лучает больше, должен и больше платить в виде налогов.
Противники этих двух принципов, основывающихся на идее платеже-
способности, выдвигают альтернативный принцип выгод: платить больше
должен тот, кому от налогов достается больше выгод. Однако анализ пока-
зывает, что этот принцип не всегда согласуется с социальной справедливо-
стью, так как в ряде случаев бедные люди должны были бы платить более
193
Рис. 7-1. Кривая Лоренца
высокие налоги, чем богатые, поскольку они получают больше выгод (от
поддержания правопорядка, пособий по безработице, стипендий и т. п.).
Однако иногда принцип выгод позволяет поддержать справедливость: за
содержание дорог должны платить прежде всего владельцы автомобилей
(налог на автомобиль, налог на бензин и т. д.); любители сигарет, пива, алко-
гольных напитков уплачивают акцизы, включенные в цену этих товаров.
Но основным в системе налогообложения является все же критерий
платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере
роста доходов, так как в результате этого неравенство в материальном по-
ложении сокращается. Такая налоговая система называется прогрессивной.
Напротив, если после выплаты налогов неравенство в обществе возрастает,
налицо регрессивная система налогообложения.
Для определения меры неравенства в обществе используется кривая
Лоренца (рис. 7-1).
Кривую Лоренца можно построить, откладывая по одной оси кумуля-
тивную долю получаемого дохода, а по другой — кумулятивную долю его
получателей во всем населении, начиная с получателя наименьшего дохо-
да, как видно из приведенного графика. Кривая Лоренца превращается в
показанную на графике прямую, проходящую под углом 45°, когда на всех
получателей дохода приходятся равные его доли, т. е. 10% населения
получают 10% дохода, 20% населения — 20% дохода и т. д. Степень от-
клонения кривой Лоренца от прямой линии, отражающей абсолютное
равенство, указывает на степень неравномерности распределения дохода
в обществе. Прогрессивные налоги делают распределение посленалого-
вых доходов более равным, чем распределение предналоговых доходов,
поэтому кривая Лоренца после уплаты налогов смещается в сторону линии
полного равенства.
194
Рис. 7-2. Эффект от введения потоварного налога
Перейдем ко второму критерию
налогообложения — эффективност
Он касается потерь, которые несет общество (продавцы и покупатели)
в результате налоговых выплат. На рис. 7-2 представлен рынок сигарет,
первоначальное состояние которого характеризует точка равновесия Ео,
которой соответствуют рыночная цена одной пачки сигарет Ро и равновес-
ный объем Го.
Предположим, государство вводит трехрублевый налог на одну пачку
сигарет. Покупатели в этом случае будут платить за пачку на 3 руб. боль-
ше, чем получают продавцы: допустим, покупатели платят 13 руб., про-
давцы получают 10 руб., 3 руб. получает государство. Налог не изменяет
количество, которое покупатели желают приобрести при разном уровне
цен, поэтому кривая спроса D остается в прежнем положении. Кривая
же предложения SQ сдвинется вверх, в положение S", так как продавцы
желают продавать прежнее количество при каждом уровне цены, которую
они получают. Однако теперь они получают меньше, чем им платят, и
разница представляет собой налог. Именно на величину налога сдвигает-
ся вверх кривая предложения (АЕ' — налог). Рыночное равновесие при
этом изменится — переместится в точку Е'. В этой точке покупатели пла-
тят цену Р, (больше, чем раньше — Ро), продавцы получают Р2 (меньше,
чем раньше), разницу забирает государство. Объем реализации уменьша-
ется до Y,.
Таким образом, создавая разницу между ценой, уплаченной покупате-
лем, и ценой, полученной продавцом, налог сокращает и производство, и
потребление. Поэтому налог на товары ухудшает экономическое положе-
ние и покупателей, которые платят больше, и продавцов, получающих
меньше.
195
Рис. 7-3. Кривая Лаффера
К экономическим потерям приводит и введение подоходных налогов,
например, на заработную плату. В этом случае предприниматели вынуж-
дены будут платить за труд большую цену, чем раньше, а работники будут
получать меньше, чем раньше. Кроме того, подоходный налог действует как
отрицательный стимул — он уменьшает желание трудиться, в результате
чего при высоких ставках налогов государство собирает меньше налоговых
платежей. Иллюстрацией этого явления служит кривая Лаффера (рис. 7-3).
Данная кривая строится в координатах, где по оси абсцисс отклады-
ваются налоговые поступления T", а по оси ординат — налоговые ставки t.
На графике показано, что, начиная с нулевой ставки налога, увеличение /
веден к росту налоговых поступлений. Но после некоторой точки А после-
дующее увеличение налоговой ставки сокращает объем налоговых поступ-
лений из-за негативного стимулирующего воздействия. Это означает, что
кривая Лаффера после точки А начинает отклоняться влево. Таким образом,
для ставок налога ниже tA их увеличение обеспечивает рост налоговых
поступлений, а для ставок, превышающих tA , более высокие ставки при-
носят меньший доход государству; при 100%-й ставке налоговые поступ-
ления упадут до нуля.
На практике трудно дать точную оценку оптимальной ставки налога tA ,
после которой налоговые поступления начинают падать. Так, было уста-
новлено, что в Швеции tA соответствует налоговой ставке, равной прибли-
зительно 70%. В середине 80-х гг. предельная налоговая ставка здесь была
близка к 80%, и при этих условиях ее уменьшение могло бы привести к
росту налоговых сборов . В России снижение налога на прибыль с 35 до 24%
и введение единой ставки подоходного налога в 13% также способствовало
росту налоговых поступлений в бюджет.
См.: Сакс Дж.. Ларрен Ф. Указ. соч. С. 248.