Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Государство, как общественный инструмент обязано решать огромный комплекс, стоящих перед ним задач. Важнейшим государственным инструментом является фискальная политика.
Фискальной политикой принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ МЕХАНИЗМ
1.1 Сущность фискальной политики и ее виды 5
1.2 Цели и инструменты фискальной политики 11
1.3 Влияние фискальной политики на государственный бюджет 17
2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 22
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1.ПОНЯТИЕ ФИСКАЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ И ЕЕ МЕХАНИЗМ

 

1.1 Сущность фискальной  политики и ее виды

5

1.2 Цели и инструменты  фискальной политики

11

1.3 Влияние фискальной  политики на государственный  бюджет

17

2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ

22

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

32


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государство, как общественный инструмент обязано решать огромный комплекс, стоящих перед ним задач. Важнейшим государственным инструментом является фискальная политика.

Фискальной политикой  принято называть область экономики, непосредственно связанную с  взаимодействием государственных  органов и всех остальных субъектов  хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и  расходов государства, в большей  или меньшей степени волнующей  каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании  государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

Финансирование государственного бюджета происходит посредством  особых экономических форм – доходов  и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Ныне экономисты различных  школ безоговорочно признают, что  фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую  систему.

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Цель курсовой работы - раскрыть сущность и значение фискальной политики государства.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность фискальной политики и ознакомиться с основными ее видами

2. Выявить, какие цели преследует фискальная политика и с помощью каких инструментов эти цели достигаются

3.   Показать, насколько эффективна фискальная политика

4. Выявление экономических и институциональных особенностей фискальной политики в Республике Беларусь.

Объектом исследования является фискальная политика в экономической деятельности государства как важнейший инструмент государственного регулирования экономики. 

При выполнении работы были использованы системный, графический и табличный методы.

  

 

 

 

 

 

 

1. Понятие фискальной политики и ее механизм 

 

1.1 Сущность фискальной политики и ее виды 

 

Государство, как общественный институт обязано решать огромный комплекс, стоящих перед ним задач. Важнейшим инструментом макроэкономического регулирования является фискальная политика государства. В настоящее время представители разных экономических школ признают, что фискальная политика оказывает сильное воздействие на стабильность национальной экономики и является одним из способов влияния на экономическую конъюнктуру.

Существуют различные  определения фискальной политики:

- под фискальной политикой государства понимается система регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами [3, с.159].

- фискальная политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета [8, с.445].

- фискальная политика – воздействие государства посредством формирования величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных выплат и системы налогообложения [7, с.184].

- фискальная политика  – это система мер государственного  воздействия на экономические процессы, осуществляемых с помощью налогово-бюджетных (фискальных) рычагов [13, с.95].

Наиболее правильным является определение фискальной политики как мер, предпринимаемых государственными органами, по изменению государственных  расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения роста уровня цен [2, с.89].

Все несколько вышеперечисленных определений, несмотря на некоторые различия в формулировках, отражают сущность фискальной политики. Из этих определений следует, что она соединяет в себе целый спектр форм финансовой политики – бюджетную, налоговую и политику доходов и расходов.

По существу, фискальная политика сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета, т.к. налоги представляют основные доходы госбюджета, а госзакупки и трансферты – его расходы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать также и как налогово-бюджетную политику.

Основой фискальной политики государства являются следующие положения:

- рост правительственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Уменьшение правительственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы;

- увеличение налогов сокращает располагаемый доход и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости. Снижение налогов увеличивает совокупный спрос, объем ВНП и доходов, увеличивает занятость [5, с.285].

Фискальная политика является весьма важным инструментом в сглаживании инфляции и при  поддержании на должном уровне занятости  населения. Поэтому необходимо вырабатывать весьма четкий механизм функционирования этой политики. В зависимости от целевого назначения фискальную политику подразделяют на две части. Речь идет о так называемой дискреционной политике и политике встроенных стабилизаторов (недискриционной) [1, с.118].

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете [8, с.457].

Дискреционная политика вырабатывается государством в определенные периоды времени для того, чтобы гасить колебания экономического цикла, поддерживать в растущей экономике высокую занятость при умеренной инфляции. Ее основными инструментами выступают:

- изменение ставок налогообложения;

- государственная программа занятости или общественные работы;

- различные социальные программы или расходы на социальные нужды.

Привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счет служит оперативным средством борьбы с резко нарастающей безработицей. Расходы на социальные программы включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т.д. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. В период обострения социальной ситуации, обусловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с такими автоматическими стабилизаторами, как предусмотренные законом пособия, правительство прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий, дополнительным выплатам. Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их сложно отменить, когда экономика находится на подъеме. Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику. Чтобы предотвратить неожиданное резкое снижение доходов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговые ставки, вводят частичные льготы. Однако временное снижение налогов не всегда приемлемо для борьбы со спадом, так как в демократическом обществе, как правило, сложнее повысить налоги преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным взрывом и чрезмерной занятостью [10, с.36].

Дискреционная фискальная политика, осуществляемая в целях сглаживания экономического цикла, бывает двух видов:

1. экспансионистская (стимулирующая) осуществляется в период спада, прибегнув к которой правительство поощряет расходы и повышает реальный объем выпуска (ВВП). Используя модель «совокупный спрос – совокупное предложение», можно продемонстрировать смещение кривой совокупного спроса вправо (рис.1.1.1). Совокупный спрос может переместиться из состояния AD1 в AD2 путем увеличения государственных расходов, снижения налогов или сочетания этих мер [2, с.91].

 

Рис.1.1.1. Стимулирующая фискальная политика

Примечание: Источник [2, с.92].

 

2. рестрикционная (контрактивная), или сдерживающая, направлена на борьбу с инфляцией спроса. В этом случае требуется устранить чрезмерный спрос на товары и услуги, который толкает уровень цен вверх. Рис. 1.1.2 демонстрирует смещение совокупного спроса из состояния AD3 в AD4 вследствие применения следующих мер: сокращение государственных расходов, повышение налогов или их сочетание. [2, с.92].

Рис.1.1.2. Сдерживающая фискальная политика

Примечание: Источник [2, с.92]

 

Стимулирующая фискальная политика обычно приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая — к бюджетному излишку, или профициту.

Политика экономической  стабильности вынуждена полагаться на прогнозы. Однако они не могут  предсказать, когда принимаемые  меры фискальной политики возымеют действие. Следовательно, дискреционная фискальная политика – это средство достижения экономической стабильности, которое, в лучшем случае, доступно только тогда, когда подходящий момент для его применения уже миновал [6, с.36].

Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов [10, с.38]. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором подразумевается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменения ВВП в разные периоды экономического цикла. К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

Автоматическая фискальная политика основана на автоматическом изменении суммы налоговых поступлений и размера социальных пособий при изменениях состояния экономики. В период подъема производства повышается уровень занятости, возрастают налоговые поступления в бюджет, что означает увеличение сумм средств для поддержки безработных и социально не защищенных слоев населения. При спаде производства ситуация обратная [2, с.101].

Главным достоинством недискреционной  фискальной политики является то, что  ее инструменты включаются немедленно при малейшем изменении экономических  условий, т.е здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Здесь  следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертов, тем действеннее недискреционная политика. Поэтому, чтобы поддержать полную стабильность, требуются дискреционные фискальные мероприятия со стороны правительства, т.е. изменения налоговых ставок, налоговой структуры и величины государственных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Цели и инструменты фискальной политики  

Информация о работе Фискальная политика