Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Государство, как общественный инструмент обязано решать огромный комплекс, стоящих перед ним задач. Важнейшим государственным инструментом является фискальная политика.
Фискальной политикой принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ МЕХАНИЗМ
1.1 Сущность фискальной политики и ее виды 5
1.2 Цели и инструменты фискальной политики 11
1.3 Влияние фискальной политики на государственный бюджет 17
2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 22
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Были рассмотрены проекты прогноза социально-экономического развития, республиканского бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики на 2012. Основной целью на будущий год станет достижение максимальной внутренней и внешней сбалансированности экономики при одновременном создании потенциала будущего роста и обеспечении социальных стандартов и уровня жизни населения. Реализация данной задачи ляжет в основу Программы совместных действий Правительства и Национального банка, которую планируют разработать в ближайшие месяцы. В документе будут прописаны антиинфляционная и внешнеэкономическая стратегии, меры содействия социальной стабильности и развитие конкурентной среды.

Согласно параметрам прогноза, рост валового внутреннего  продукта в 2012 году составит 101-101,5%. Инфляция в будущем году не должна превысить 19%. Сальдо внешней торговли определено на уровне 2,6-3% к ВВП.

В 2012 году планируется  исполнение бездефицитного республиканского бюджета. По итогам января-сентября 2011 года профицит республиканского бюджета составил 1,1% к ВВП.

Объем эмиссионного финансирования государственных программ в условиях жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой  политики составит не более 7 трлн белорусских рублей. Финансирование государственных программ будет производиться главным образом через создаваемый ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Привлечение банков к кредитованию программ планируется осуществлять на конкурсной основе при наличии у них реальных, адекватных по срокам ресурсных источников.

В будущем году в белорусскую  экономику планируется привлечь 3,7 млрд долларов прямых иностранных  инвестиций, в том числе 2,5 млрд долларов за счет продажи государственного имущества. В рамках комплексного поэтапного подхода к приватизации с учетом интересов экономической безопасности предполагается передача низкоэффективных предприятий в частную собственность при сохранении государственного участия в предприятиях, формируемых 50% ВВП.

Монетарная политика будет направлена на снижение инфляции и наращивание золотовалютных резервов.

2012 год станет годом сбалансированного развития, стабильности на потребительском и валютном рынках. Уверенность в этом выразил премьер-министр Михаил Мясникович. При этом будет проводиться жесткая денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика. Эмиссионные ресурсы в экономику будут резко ограничены, планируется их жесткое лимитирование в рамках согласованных международных обязательств Беларуси.

При реализации денежно-кредитной и фискальной политики в настоящее время существует ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:

– актуальным остается вопрос выявления уклонения от уплаты налогов;

– сложность и противоречивость значительной части норм налогового законодательства;

– наличие сравнительно высокой ставки рефинансирования в размере 10%, не позволяющей в настоящее время осуществлять полноценное техническое перевооружение и модернизацию основных производственных фондов. Особенно остро эта проблема касается многих государственных предприятий;

– развитие новых форм ведения торговли и оказания услуг посредством сети Интернет. Подобная организация ведения бизнеса существенным образом затрудняет выявление хозяйственных операций и определение правильности исчисления налогов и неналоговых платежей;

– в условиях значительного роста цен на энергоносители и отрицательном сальдо внешней торговли усложняется достижение основной цели фискальной и кредитно-денежной политики – обеспечение устойчивого экономического развития государства. Соответственно снижается уровень социальной защищенности малообеспеченных слоев населения.

Таким образом, фискальная политика Республики Беларусь в настоящее  время направлена на снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивого  экономического развития государства в целом.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Фискальная политика, проводимая государством, основывается  на положении о том, что изменение  налоговых изъятий и объема  государственных расходов влияет  на совокупный спрос, и следовательно,  на величину ВНП, занятость и цены. В краткосрочном периоде снижение налогов и увеличение правительственных расходов оказывает повышательное воздействие на совокупный спрос, наоборот, увеличение налогов и сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос. В долгосрочном периоде фискальная политика может оказывать негативное воздействие на экономический рост.

2. Особенность фискальной  политики состоит в том, что  все изменения величины налогов  и государственных расходов отражаются  на объеме ВНП с мультипликативным эффектом. При этом, если мультипликатор государственных закупок равен мультипликатору инвестиций и представляет coбой величину, обратную предельной склонности к сбережению, то налоговый мультипликатор зависит от соотношения, в котором располагаемый доход делится между потреблением и сбережениями. Если налоги и правительственные расходы изменяются на одинаковую величину, то ВНП изменяется на ту же величину. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

3. По характеру действия  инструментов фискального регулирования  различают недискреционную и дискреционную политику. Первая основана на автоматизме действия прогрессивных налогов и пособий по безработице. Их автоматическое изменение при изменении экономической конъюнктуры оказывает стабилизирующее воздействие на ВНП и занятость. Дискреционная политика предполагает принятие государством специальных мер, направленных на решение проблем занятости, цен, национального объема производства и отражающихся на доходной или /и расходной частях государственного бюджета. К дискреционной политике относят: решения о принятии или отмене определенных видов налогов, изменения налоговых ставок, осуществление программ занятости и других социальных программ, индексацию доходов и т п.

4. В зависимости от  преследуемых целей фискальная  политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политика направлена на расширение совокупного спроса, предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов. Следствием проведения такой политики становится бюджетный дефицит. Сдерживающая фискальная политика направлена на сужение совокупного спроса, предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлением бюджетного излишка.

5. Хотя фискальная политика является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, для нее характерны следующие негативные моменты: фискальная политика эффективна лишь в краткосрочном периоде; возможно возникновение противоречий между направлениями изменений налогов и правительственных расходов, осуществляемых в целях достижения макроэкономической стабильности и другими целями, стоящими перед обществом (оборона, экология, социальные проблемы); наличие «эффекта запаздывания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Базылев Н.И., Гурко  С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2004. – 109с. – (Высшее образование)

2. Бондарь А.В. Макроэкономика: учеб.пособие / А.В.Бондарь, В.А. Воробъев, Л.Н. Новикова [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415с.

3.Вечканов Г.С., Вечканова  Г.Р. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2008. – 240с.: ил. – (Серия «Краткий  курс»)

4. Видяпин В.И. Экономическая  теория: Учебник / Под общ. ред.  акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714с. – (Серия «Высшее образование»).

5. Ефимова Е.Г. Экономика: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2005. – 368с.

6. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2002. – 472с.

7. Косов Н.С. Основы макроэкономического анализа: учебное пособие / Н.С.Косов. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 140с.

7. Луссе А. Иакроэкономика: краткий курс / Учебное пособие.  СПб: Издательство «Питер», 1999. –  240с. – (Серия «Краткий курс»)

8. Макроэкономика: учеб.пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям: 2-е изд., исправленное / Т.С.Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П.Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 380с., ил.

9. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику [текст]: учеб.пособие / Т.Ю.Матвеева; Гос.ун-т – Высшая школа экономики. – 5-е изд., испр. – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511, [1]с.

10. Перспективы фискальной  политики и финансирования бюджетного  дефицита в Беларуси. Глеб Шиманович, Роберт Кирхнер, Рикардо Джуччи. Исследовательский центр ИПМ Немецкая экономическая группа в Беларуси.

11. Проект основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы

12. Трофимова Т.И. Фискальная политика: Учеб.-метод. Пособие. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. – 53с.

13. Экономика для юристов. Учебное пособие

14. Экономическая теория: учеб.пособие / Л.Н.Давыденко [и др.]; под общ.ред. Л.Н.Давыденко. – Минск: Выш.шк., 2007. – 352с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Фискальная политика