Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Государство, как общественный инструмент обязано решать огромный комплекс, стоящих перед ним задач. Важнейшим государственным инструментом является фискальная политика.
Фискальной политикой принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ МЕХАНИЗМ
1.1 Сущность фискальной политики и ее виды 5
1.2 Цели и инструменты фискальной политики 11
1.3 Влияние фискальной политики на государственный бюджет 17
2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 22
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

 

 

Как уже было сказано выше, фискальная политика представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами.

Под правительственными расходами понимают расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Эти закупки могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета дорог, школ, медицинских структур до покупки сельхозпродукции, военной техники, образцов уникальных изделий и т.д. в данном случае потребителем выступает само государство. Поэтому эти закупки осуществляются либо для собственного потребления, либо для регулирования спроса на рынках благ, услуг, факторов производства и т.д.

Расходы государства на покупку отражаются в расходах бюджета, поэтому они должны быть эффективны и обеспечивать количественно и качественно национальный экономический рост. Это значит, что фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать общественным целям:

- сглаживанию колебаний экономического цикла,

- стабилизации темпов экономического роста;

- достижению высокого уровня занятости;

- достижению умеренных темпов инфляции [4, с.578].

Инструментами фискальной политики выступают расходы и  доходы государственного бюджета:

- государственные закупки;

- налоги;

- трансферты.

Государственные закупки  являются компонентом совокупного  спроса, поэтому их изменение оказывает  прямое и непосредственное воздействие  на величину совокупных расходов, т.е. на совокупный спрос, и изменяет величину совокупного выпуска и дохода. При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов. Влияние государственных закупок на национальный объем производства (ВНП) показано на рис.1.1.3.

 

Рис. 1.1.3. Влияние государственных закупок на национальный объем производства (ВНП)

Примечание: Источник [12]

 

При совокупном спросе, включающем потребительские и инвестиционные расходы (AD= С + I), макроэкономическое равновесие достигается при ВНП, равном Qе 1. Присоединение к частным расходам государственных закупок (AD= С + I + G) увеличивает совокупный спрос (AD>AD1) и стимулирует расширение национального объема производства. В этом случае макроэкономическое равновесие достигается при Qе (Qе 2> Qе 1).

Таков краткосрочный  эффект государственных закупок. Однако в долгосрочном плане последствия  возрастания государственных закупок иные. Рост доходов (как следствие возрастания государственных закупок) повышает инвестиционный спрос, что при неизменном количестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций и, следовательно, снижению темпов экономического роста в будущем.

Если же объем выпуска  фиксирован (находится на уровне потенциального ВНП), то увеличение объема государственных  закупок может произойти лишь за счет сокращения какого-либо другого  элемента совокупного спроса. Поскольку объем потребления относительно постоянен, то увеличение государственных закупок может осуществляться лишь за счет сокращения инвестиций, т.е. опять-таки происходит вытеснение частных инвестиций. Это, в свою очередь, в перспективе ведет к снижению объемов производства со всеми вытекающими отсюда последствиями, т.е. в экономике возникает эффект вытеснения частных инвестиций государственными. Величина «вытеснения» зависит от уровня процентной ставки [12].

Что касается налогов, то направленность их воздействия на величину национального производства и дохода прямо противоположна воздействию государственных расходов. Изменение налогов и трансфертов означают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное – через изменение величины потребительских (поскольку меняется величина располагаемого дохода домохозяйств) и инвестиционных (так как меняется величина прибыли, остающаяся в распоряжении фирм) расходов [8, с.447]. Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление, являющееся элементом совокупного спроса. При этом, однако, надо иметь в виду, что абсолютное изменение уровня потребления зависит от предельной склонности к потреблению (МРС). Расширение совокупного спроса в результате увеличения потребления стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы. Со временем, однако, когда безработица достигает своего естественного уровня, рост совокупного спроса в результате снижения налогов приведет к повышению цен.

Рост налогов оказывает обратное действие: сокращение располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса и соответственно уменьшение ВНП, доходов и рост безработицы.

 Рассмотрим, каким образом при помощи изменения налогов можно воздействовать на совокупный спрос. Например, при снижении личного подоходного налога увеличиваются находящиеся в распоряжении населения доходы. Это приводит к расширению потребительского спроса (однако на меньшую величину, чем возросший доход, пропорциональную предельной склонности к потреблению), стимулируя более полное использование производственных мощностей и, при определенных условиях, дополнительные капиталовложения. Группа американских специалистов во главе с профессором А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Если уменьшается налог на прибыль корпораций (или имеют место сопоставимые инвестиционные и амортизационные льготы), то предприниматели часть прироста дохода используют для расширения инвестиций. Это вызывает приращение совокупного спроса, а следовательно, и рост реального ВВП (предполагается, что следствием увеличения спроса станет не только рост уровня цен).

Осуществление дополнительных капиталовложений означает покупку  предпринимателями капитальных  благ (включая сырье и полуфабрикаты), наем большего числа рабочих. В результате происходит вторичное прирастание спроса на предметы потребления и средства производства, стимулирующее рост экономики [2, с.91].

Влияние введения налогов на объем национального производства представлено на рис.1.1.4.

 

Рис.1.1.4. Влияние налогов на объем национального производства

Примечание: Источник [12]

 

Первоначально экономика находится в состоянии равновесия в при Qе1. Введение налога (T) снижает уровень потребления до C+ МРС (Y –T) и, следовательно, совокупный спрос до AD. В результате равновесный объем производства падает до Qе2 .

Государственные расходы и налоги обладают мультипликационным эффектом. Рост государственных расходов ведет к росту ВНП, причем росту большему, чем первоначальный импульс. Мультипликатор государственных расходов – отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов [3, с.164]. Формула мультипликатора государственных расходов записывается следующим образом:

Примечание: Источник [2, с.94]

Мультипликационный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных  расходов повышает доход и ведет  к росту потребления, что в свою очередь увеличивает доход, который способствует дальнейшему увеличению потребления и т.д. Этот переход от потребления к доходу и вновь к потреблению продолжается бесконечно.

Совокупный эффект от увеличения правительственных  расходов равен их приросту, умноженному на мультипликатор:

ΔGNP = ΔG · MRg.

Поскольку мультипликатор действует  в обоих направлениях, очевидно, что сокращение правительственных  расходов приведет к сокращению ВНП  и доходов на величину большую, чем  уменьшились правительственные расходы.

Аналогично изменению  государственных закупок на объем  дохода (выпуска) влияют изменения трансфертных платежей, которые являются составляющей государственных расходов. Однако эффективность  их воздействия на совокупные расходы, а значит и на объем дохода, несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению трс, население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на доходы и выпуск аналогичен механизму, действующему при изменении налогов.

Для того чтобы государственные  расходы имели стимулирующий эффект, они не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Рост налоговых ставок снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема выпуска, совокупного дохода. Реализация стимулирующей фискальной политики путем увеличения государственных расходов сопровождается ростом бюджетного дефицита.

Таким образом, увеличивая расходы  в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает колебания совокупных расходов, совокупного спроса и экономические кризисы, добиваясь более устойчивого роста объема национального производства.

Изменение налогов также порождает мультипликационный эффект.

Налоговый мультипликатор – отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов [3, с.164]. Однако налоговый мультипликатор отличается от мультипликатора правительственных расходов. Последний «сильнее», больше первого. Дело в том, что, как уже отмечалось, правительственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос и их изменение полностью отражается на величине совокупного спроса. Что касается налогов, то они, воздействуя на величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение. Отсюда налоговый мультипликатор зависит от соотношения, в котором предельный доход распадается на потребление и сбережение:

Примечание: Источник [2, с.97].

Отсюда изменение величины ВНП в результате изменения величины налогов равно:

ΔGNP = ΔT · MT

Дальнейший анализ предполагает объединение мультипликационных эффектов бюджетно-налоговой политики. Мультипликатор сбалансированного бюджета – равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает  увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета – численный коэффициент, равный единицы [3, с.166]. Предположим равное увеличение правительственных расходов и налогов. Тогда под влиянием роста правительственных расходов совокупный спрос расширится, а под влиянием увеличения налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов «сильнее» налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте ВНП, равном увеличению налогов (правительственных расходов).

Итак, фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и государственных расходов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного ВНП на ту же величину [12].

 

 

 

 

1.3 Влияние фискальной политики на государственный бюджет

 

Совокупность всех финансовых отношений  в обществе получила название финансовой системы. Ведущим звеном финансовой системы является государственный  бюджет.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использующихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка, а также для осуществления социально-экономических функций.

К фискальной (налогово-бюджетной) политике относятся только такие манипуляции с государственным бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества находящихся в обращении денег (финансирование бюджетного дефицита, взаимосвязь дефицита и государственного долга, их регулирование).

Бюджет включает доходы и расходы государства. Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований.

Доходы государственного бюджета  формируются, прежде всего, за счет налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; за счет поступлений по социальному страхованию; за счет доходов государственных предприятий и других объектов государственной собственности и т.д. [11, с.188]. Налоги являются основным рычагом фискальной политики государства: изменяя размер налоговых ставок, правительство оказывает влияние на выпуск продукции.

Если расходы равны доходам, то имеет место баланс государственного бюджета.

Превышение расходов государства  над его доходами образует бюджетный  дефицит (Д).

Д = G – T,

где Т – сумма налогов, G – сумма государственных расходов.

Превышение доходов государства  над его расходами образует бюджетный  избыток.

Подавляющее большинство  стран сводят свой бюджет с дефицитом [2, с.105]. Существует несколько способов финансирования бюджетного дефицита:

- путем дополнительной эмиссии денег;

- за счет кредитов  центрального банка;

- посредством заимствования  у населения и предприятий.

 Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущество первых двух заключается в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

В результате государственных  займов формируется государственный  долг. Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга [14, с.223]. Внутренний государственный долг — это сумма задолженности государства своим юридическим, физическим лицам.

Информация о работе Фискальная политика