Финансовое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является знакомство с основными элементами финансового планирования на предприятии и возможностями его совершенствования. В соответствии с целью работы поставлены и решены следующие задачи:

Изучение понятия финансовый план и определение его роли в системе бизнес-планирования;

Изучение методов финансового планирования;

Определение роли различных видов финансовых планов в управлении предприятием.

Исследование ключевых моментов организации финансового планирования на конкретном предприятии.

Оглавление

Введение

Глава 1. Основы финансового планирования на предприятии

1.1 Принципы и задачи финансового планирования

1.2 Финансовый план как составная часть бизнес-плана

Глава 2. Методы и виды финансового планирования

2.1 Методы финансового планирования

2.2 Виды планов перспективного планирования

2.3 Текущее планирование и использование метода прогноза продаж

Глава 3. Финансовое планирование ЗАО «АЛТАЙВИТАМИНЫ»

3.1 Краткая характеристика предприятия

3.2 Практические аспекты финансового планирования

3.3 Использование оперативного планирования на предприятии

Глава 4. Проблемы организации финансового планирования и контроля на отечественных предприятиях

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

фин.планирование.rtf

— 2.12 Мб (Скачать)

При составлении плана необходимо предусмотреть возможность пересмотра запланированных показателей по мере их достижения. Одним из способов достижения такой гибкости планов является установление минимальных, оптимальных и максимальных результатов.

Нельзя составлять финансовый план таким образом, чтобы в соответствии с ним компания не имела запаса денежных средств. В таких случаях говорят: «Распланировал до нуля». А это может привести к тому, что любое форс-мажорное обстоятельство, любой незапланированный платеж или задержка поступлений может привести не только к краху такого финансового плана, но и - без преувеличения - к краху даже самой компании. Хоть это тоже нелегко, но выгодно вложить избыточные денежные средства все же значительно легче, чем найти, пусть и на небольшой срок, недостающие.

При привлечении дополнительных финансовых ресурсов необходимо придерживаться принципа соответствия. То есть нерационально для приобретения дорогостоящего оборудования брать краткосрочный кредит, зная, что за этот период у компании не появятся свободные денежные средства и для погашения кредита деньги вновь придется занимать. Или

возьмем другую ситуацию. Компании необходимы средства для пополнения товарных запасов, средний срок реализации которых, предположим, 1 месяц. Конечно, в этом случае неразумно брать долгосрочный кредит, переплачивая за него.

Многие заблуждаются, считая чистую или нераспределенную прибыль компании некими реальными активами, которые можно пустить в хозяйственный оборот. Зачастую это далеко не так. Поэтому, осуществляя финансовое планирование, определяя потребность в дополнительных источниках финансирования, нужно не ошибиться, обращаясь к таким показателям, как нераспределенная прибыль, нераспределенный убыток, как советуют многие источники.

Одной из стадий финансового планирования является финансовый анализ, в ходе которого, помимо прочего, анализируется и платежеспособность компании. И частой ошибкой является то, что финансисты закладывают в финансовый план показатели, которые сами же в ходе анализа фактических показателей критикуют. Нередко возникает ситуация, когда создаются слаболиквидные и неплатежеспособные финансовые планы. Избежать этого достаточно просто: главное - не забывать показатели оценки ликвидности и платежеспособности и ориентироваться на них при составлении финансового плана.  

Виды финансового планирования и финансовых планов  

Как правило, длинное и чрезмерно подробное описание общих вопросов нагоняет скуку, малополезно в практическом плане, и основной эффект от подобных описаний заключается в том, что они заставляют читающих невежливо зевать и поругивать таких авторов. Дабы не попасть в такую же неприятную ситуацию, нам хотелось бы дать самый минимум информации о видах финансового планирования, выделив именно практическую значимость разнообразия финансовых планов.  

Временные периоды, на которые составляются финансовые планы, могут быть различны. Однако обычно финансовые планы составляются на какой-то округленный период - месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, 1, 2, 3 года и более. Такая традиция не сложилась сама по себе, а обусловлена удобством работы. Ведь гораздо удобнее составить план и пользоваться им в течение, скажем, года, чем года и 10 дней.  

А уже в зависимости от срока, на который составлен план, различают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы, как показано в таблице. Виды финансовых планов Наименование планирования Срок, на который составлен финансовый план

Краткосрочные Оперативное, его еще называют текущим планированием 1 год

Среднесрочные Тактическое На период от 1 до 3 лет

Долгосрочные Стратегическое На период свыше 3 лет 
 

Между тем, предлагаемая классификация имеет свои недостатки. К примеру, среднесрочным финансовым планом мы называем план, составленный на период от 1 года до 3 лет. Но если взять, предположим, строительную компанию, то окажется, что для возведения одного объекта ей необходимо в среднем от 1 года до 3 лет, и получается, что план, составленный на 3 года, формально называясь среднесрочным, будет для этой компании краткосрочным.  

Временной промежуток, на который составляется финансовый план, имеет существенное значение.  

Наиболее точными, как правило, являются краткосрочные планы. Наименее точные - долгосрочные планы. И это легко объяснимо. Гораздо сложнее дать точный прогноз на месяц, чем на один день. Чем длительнее планируемый период, тем больше может возникнуть факторов, малозначимых или неизвестных на данный момент, которые могут существенно повлиять на ситуацию в будущем. Ни один прогноз не может предсказать все будущие форс-мажоры, для этого необходимо уже предвидение. Следовательно, еще раз необходимо подчеркнуть важность наличия механизма корректировки финансового плана с учетом изменения различных внутренних и внешних факторов. При отсутствии такого механизма финансовый план, составленный на 5 лет, может стать нереальным уже через несколько месяцев.  

Итак, краткосрочные планы составить легче, и они более точны. Поэтому краткосрочные и долгосрочные планы составляются несколько по-разному.  

Различие в составлении краткосрочных и долгосрочных финансовых планов может также проявляться и в степени их детализации. Обычно краткосрочные финансовые планы более подробны. Ведь на относительно короткий период времени более реально учесть значение и достаточно мелких показателей, чем при составлении долгосрочного финансового плана.  

Финансовые планы могут быть основными и вспомогательными (функциональными, частными). Вспомогательные планы призваны обеспечить составление основных планов.  

К примеру, основной план включает в себя плановые показатели выручки, себестоимости, налоговых платежей и многие другие. Но чтобы свести все показатели в один план, т. е. составить основной план, необходимо предварительно составить целый ряд вспомогательных планов чуть ли не по каждому показателю. Следует распланировать величину выручки, величину себестоимости и прочие показатели. И только тогда мы сможем свести все воедино, получив основной план.  

Планы могут формироваться как по отдельным подразделениям компании, так и по всей компании в целом. Сводный агрегированный финансовый план компании, включающий в себя основные планы отдельных подразделений, будет представлять собой генеральный финансовый план.  

По времени составления финансовые планы могут быть вступительными (организационными), текущими (операционные), санируемыми (антикризисными), объединительными (соединительными, планами слияния), разделительными и ликвидационными.  

Вступительные (организационные) финансовые планы формируются на дату организации компании.  

Текущие (операционные) финансовые планы составляются периодически в течение всего времени функционирования компании.  

В отношении санируемых, объединительных (соединительных), разделительных, ликвидационных финансовых планов нетрудно сделать вывод, что они составляются в такой момент времени, когда в компании проводятся процедуры санации (оздоровления), компания объединяется, разделяется или находится на стадии ликвидации.  

Потребность в формировании санируемого (антикризисного) финансового плана возникает тогда, когда компания находится на стадии явного банкротства. Антикризисный финансовый план должен помочь ответить на вопрос, каковы у компании реальные

убытки, имеются ли резервы для погашения кредиторской задолженности и какова их оценочная величина, а также определить пути выхода из создавшегося положения.  

Разделительные и объединительные (соединительные, планы слияния) финансовые планы можно назвать планами-антиподами. Соединительные (объединительные, планы слияния) и разделительные финансовые планы составляются при присоединении одной компании к другой или разделении компании на несколько юридических лиц. То есть соединительные (объединительные, планы слияния) и разделительные планы формируются при реорганизации юридического лица, которая может производиться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.  

Объединительные (соединительные, планы слияния) финансовые планы составляются при объединении (слиянии) двух и более компаний в одну или при присоединении одной или более структурных единиц к данной компании.  

Разделительные финансовые планы составляются в момент разделения компании на две или более компании или при выделении одной или более структурных единиц данной компании в другую.  

Ликвидационные финансовые планы составляются в момент ликвидации компании. Причем причины ликвидации могут быть различными - в результате банкротства или закрытия вследствие реорганизации.  

По содержанию отображаемой информации различают статические и динамические (гибкие) финансовые планы.  

Статические планы содержат один уровень представляемой информации, а динамические (гибкие) - несколько.  

Поясним это на примере.  

В ООО «Статик» был составлен финансовый план, в котором закреплены определенные плановые показатели. Данный финансовый план не предусматривает изменение показателей в связи с изменением каких-то внешних или внутренних условий.  

Такой финансовый план будет статическим.  

В ООО «Динамик» финансовый план содержит различные варианты значений показателей в зависимости от того, какая ситуация будет фактически реализована. То есть при росте реализации продукции на 20 % запланированы одни показатели и вариант развития, при росте свыше 40 % - другие показатели и варианты развития и т. д. По сути динамический финансовый план данного предприятия будет представлять совокупность статических финансовых планов.  

Динамические планы, конечно, более информативны, но и составить их не в пример сложнее статических. Если в статических финансовых планах разрабатывается один вариант ситуации, то в динамических - два и более. Соответственно, пропорционально возрастает сложность и трудоемкость составления.  

По объему информации планы могут быть единичными и сводными (консолидированными).  

Единичные планы отображают стратегию по одной компании. Сводные (консолидированные) планы представляют собой стратегию действий для целой группы компаний. Такие финансовые планы чаще всего составляются, когда речь идет о группе компаний, подконтрольных одному лицу или группе лиц.  

По целям составления финансовые планы можно подразделить на пробные и окончательные.  

Пробные планы составляются в целях реализации контрольных, аналитических процедур. Как правило, пробные планы не передаются заинтересованным пользователям, так как являются документами внутреннего контроля и анализа. Окончательные планы являются официальными документами компании и служат для различных заинтересованных пользователей источниками для изучения финансовых планов компании.  

Пользователи финансовых планов могут быть различны - налоговые органы, органы статистики, кредиторы, инвесторы, акционеры (учредители) и т.п.  

Соответственно, в зависимости от пользователя информации планы будут подразделяться, в частности, на планы, представляемые в фискальные органы, органы статистики, кредиторам, инвесторам, акционерам (учредителям) и т.п.  

По характеру деятельности планы можно подразделить на планы по основной и не основной деятельности.  

Ранее основной деятельностью называли виды деятельности, оговоренные в уставе предприятия. Но в настоящее время применение такого подхода неразумно.  

Разграничение основного и не основного вида деятельности возможно на основе показателей выручки.  

Выручка от вида деятельности № 1 составляет 18 000 000 у. е. Выручка от вида деятельности № 2 - чуть более 1 000 000 у. е. Выручка от вида деятельности № 1 будет составлять более 94 % всей выручки (18 000 000/(18 000 000 + 1 000 000). Основным видом деятельности для компании в этом случае будет являться деятельность № 1.  

В то же время разграничение основных и не основных видов деятельности может производиться и на основе других показателей, в частности величины доходов от различных видов деятельности.  

Информация о работе Финансовое планирование