Диагностика финансового состояния ЧТСУП « Ренекс РТ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 13:17, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы дипломной работы состоит в том, что каждая коммерческая организация для осуществления своей финансово - хозяйственной деятельности, взаимодействуя с различными контрагентами, должна быть финансово устойчивой и платёжеспособной для продолжения своей деятельности.
Объектом исследования дипломной работы является ЧТСУП «Ренекс РТ»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………..8
1.1 Содержание, формы, принципы диагностики финансового состояния организации………………………………………………………………………...8
1.2 Особенности формирования диагностики финансового состояния………...16
1.3 Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия и методы их расчета………………………………………………………………..24
2 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЧТСУП «РЕНЕКС РТ»………………………………………………………………………………...…33
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации…..…………33
2.2 Анализ структуры активов и пассивов баланса ЧТСУП « Ренекс РТ»……..42
2.3 Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости ЧТСУП « Ренекс РТ» …………………………………………………………………………………..48
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЧТСУП « РЕНЕКС РТ»…………………………………………………………………………………...55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….…79

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 259.34 Кб (Скачать)

Предприятие « Ренекс РТ» занимается оптовой и розничной торговлей в сфере медицинского обслуживания. Это довольно большой сегмент рынка с конкурентами из нашей страны и стран  Европы. Для того чтобы предприятие могло заявить себя в данном сегменте рынка и было способно  в дальнейшем реализовывать свою продукцию по более высоким ценам оно должно более активно заниматься маркетинговой деятельностью.

Анализ конкурентной среды должен установить, какие силы определяют степень интенсивности конкурентной борьбы. Чем сильнее конкурентная борьба, тем труднее предприятию выжить и тем сложнее ему поддержать свою финансовую стабильность.

Конкурентная среда формируется не только под воздействием борьбы внутриотраслевых конкурентов. Определенное влияние оказывают предприятия, производящие товары-заменители, предприятия – пришельцы из других отраслей, а также поставщики и покупатели продукции. При определенных условиях все они могут влиять на изменение позиций предприятия на рынке.

Рассмотрим влияние конкретных внешних факторов на финансовое состояние предприятия. Большое влияние на финансовое состояние предприятия оказывает такой внешний фактор как индекс потребительских цен. Рост этого индекса в динамике напрямую влияет на снижение коэффициентов текущей и абсолютной ликвидности. Предприятие, лишенное вследствие либерализации цен свободных денежных средств, вынуждено брать кредиты для закупки дорожающих сырья и материалов, а поскольку рост цен на сырье опережает рост цен на готовую продукцию, предприятие, реализовав ее, не только не сможет покрыть кредиторскую задолженность, но и приобрести материалы для следующего производственного цикла. В результате предприятие оказывается неликвидным и неплатежеспособным.

Для разработки комплекса мер по повышению эффективности деятельности предприятия необходимо четко представлять трудности, с которыми оно столкнулось в процессе своей хозяйственной деятельности, учитывая опыт прошлых лет и результаты проведенного финансового анализа.

Рассмотрев результаты проведенного анализа можно прийти к выводу, что ЧТСУП « Ренекс РТ» является предприятием «средней» устойчивости, что в настоящее время характерно для многих белорусских предприятий.

За анализируемый период снизилась оборачиваемость оборотного капитала предприятия, увеличилась средняя величина производственных запасов. При этом наблюдается тенденция к снижению оборачиваемости производственных запасов и уменьшению прибыли предприятия.

Показатели платежеспособности и ликвидности остаются на протяжении трех лет ниже нормативных значений (за исключением коэффициента текущей ликвидности), что во многом повлияло на то, что структура баланса была признана неудовлетворительной. За все три года кредиторская задолженность превышает дебиторскую. Кроме того, кредиторская задолженность содержит такие больные статьи задолженность перед поставщиками и задолженность перед бюджетом. Оборудование предприятия устарело. Кроме того, повысилась себестоимость реализуемой продукции.

Остановимся на данных проблемах более подробно.

В свете имеющихся проблем предприятию стоит уделить особое внимание следующим вопросам.

1. Ускорение оборачиваемости оборотного капитала в целом и отдельных его элементов. С целью ускорения оборачиваемости оборотного капитала необходимо  сократить  продолжительность производственного цикла за счет интенсификации процесса реализации (заменить информационно-техническую  базу, для работы в бухгалтерии;   повысить  уровень  производительности труда).

2. Улучшение организации материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах.

3. Сокращение времени нахождения средств в дебиторской задолженности.

4.  Рациональное использование денежных средств.

5. Участие  в тех тендерах на электронной бирже, которые действительно рентабельны.

Остановимся на перечисленных мерах более подробно.

Значительные резервы повышения эффективности использования оборотного капитала ЧТСУП « Ренекс РТ» кроются непосредственно в самом предприятии. Это относится, прежде всего, к производственным запасам. Являясь одной из составных частей оборотного капитала, они играют важную роль в обеспечении непрерывности процесса производства. В то же время производственные запасы представляют ту часть средств производства, которая временно не участвует в производственном процессе. На ЧТСУП « Ренекс РТ» средняя величина производственных запасов сократилась за анализируемый период. При этом наблюдается тенденция к снижению их оборачиваемости и уменьшению прибыли предприятия. Среди основных путей увеличения производственных запасов можно выделить следующие:

- рациональное использование производственных запасов;

- совершенствование нормирования;

- улучшение организации снабжения, в том числе за счет установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, а также оптимального выбора поставщиков и налаженной работы транспорта;

- выработка собственной кредитной политики и эффективное управление дебиторской задолженностью.

На финансовое состояние предприятия, большое влияние оказывает дебиторская задолженность. Управление дебиторской задолженностью на предприятия связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию.

Сокращение сроков платежей за реализованную продукцию можно ускорить за счет совершенствования расчетов, своевременного оформления расчетных документов, предварительной оплаты, применения вексельной формы расчетов.

Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение сроков оплаты товаров, предусматриваемых в договорах. Отбор покупателей может производиться помощью неформальных критериев, таких как: соблюдение платежной дисциплины в прошлом; уровень текущей платежеспособности покупателя; уровень финансовой устойчивости и другие критерии.

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.).

Оплата товаров постоянными клиентами обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться со многими критериями:

  1. Срок предоставления кредита. Определяя договором максимально допустимый срок поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учет влияния инфляции).
  2. Стандарты кредитоспособности. Заключая договор на поставку продукции, и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты труда и другие, могут меняться.
  3. Система создания резервов по сомнительным долгам. При заключении договоров предприятие, естественно, рассчитывает на своевременное поступление платежей. Однако не исключены варианты появления просроченной дебиторской задолженности, и полной неспособности покупателя рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу.

4. Система  сбора платежей. Этот раздел работы  с дебиторами предполагает разработку:

  • процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты;
  • критичных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений;
  • системы наказания недобросовестных контрагентов.

5. Система  предоставляемых скидок. В предыдущем  пункте делался акцент на репрессивные  методы работы с недобросовестными  дебиторами; гораздо больший эффект  имеют методы поощрения, к которым  в данном случае относится  предоставление покупателям опциона  на получение скидки с отпускной  цены.

Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров, второй получает косвенную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет собой иммобилизацию денежных средств.

На основе проведённого анализа технико-экономических показателей ЧТСУП « Ренекс РТ» во второй главе было выявлено, что необходимо улучшить кредиторскую и дебиторскую задолженности. Таким образом, предлагается использование следующих мероприятий:

- реструктуризация  кредиторской задолженности;

- взаимозачёты.

В последнее время всё большее количество предприятий-должников всех форм собственности обращаются к реструктуризации.

Реструктуризация различного рода долгов представляет собой сложный процесс, в каждом конкретном случае её проведение зависит от тех обстоятельств, которые сложились в результате хозяйственной деятельности организации. Положительные или негативные моменты проведения реструктуризации долгов во многом зависят  от характера условий ранее заключенных договоров, предусмотренных штрафных санкций, объема и вида долгов или обязательств, сроков их исполнения или выплат, финансового состояния кредиторов, установленных ставок рефинансирования, общей экономической ситуации в стране и регионе.

Переговоры о реструктуризации долгов (дебиторской и кредиторской задолженности) являются процессом дипломатическим и личностным, во многом зависит от умения руководителя организации – должника и его аппарата управления объяснить причины сложившихся негативных обязательств.

Каждая сторона в проблеме погашения долгов представляет другой стороне право принимать определенные условия для достижения соглашения.

Характер переговоров сторон о погашении долгов определяется в зависимости от конкретных обстоятельств и даже личностных качеств участников переговоров. Тактика ведения переговоров о погашении долгов в целях учета обоюдных интересов может быть следующей:

  1. Признание законности требований по долгам и обязательствам.
  2. Подтверждение возможности погашения.
  3. Уточнение просроченных сроков по долгам.
  4. Определение допустимых схем погашения долгов с учетом возможных реальных условий погашения на основе:
    • Ценных бумаг;
    • Предоставления товаров или услуг;
    • Перехода задолженности в целевые займы;
    • Взаимозачета при наличии встречных обязательств;
    • Возможности уступки прав требования;
    • Возможности поручительства перед кредиторами (со стороны банков, органов власти и других структур).

Эффективность реструктуризации кредиторской задолженности во многом зависит от реализации применяемой расчетной политики в отношениях с поставщиками, банками, заказчиками, налоговыми органами и другими организациями.

Методология реструктуризации задолженности организации должника, которая проводится на стадиях предупреждения банкротства, финансового оздоровления и внешнего управления, может состоять из следующих этапов:

  1. Определение и анализ состава кредиторской задолженности.
  2. Выбор наиболее рациональных способов (методов, направлений) реструктуризации кредиторской задолженности организации.
  3. Разработка плана погашения имеющихся и оплаты новых возникающих обязательств.
  4. Подготовка соответствующей документации по соглашениям с кредиторами и их реализация.

В зависимости от содержания операций расчёты производятся по товарным операциям и по нетоварным операциям, связанным только с движением денежных средств (погашение задолженностей бюджету, между организациями, банку и т.п.).

Также следует заметить, что ЧТСУП « Ренекс РТ» все же затрачивает немалую долю средств для участия в различных выставках, с целью рекламы и сотрудничества с различными учреждениями здравоохранения. Только в 2012 году на участие в выставке « Здравоохранение Беларуси» было затрачено более 30 млн. руб, в этом году предприятие затратило более 45 млн. руб. Тем не менее предприятию « Ренекс РТ» следует также непосредственно проводить рекламные компании в различных учреждениях здравоохранения (больницы, поликлиники, санатории оздоровительного типа), для того чтобы привлечь как можно больше покупателей.

Информация о работе Диагностика финансового состояния ЧТСУП « Ренекс РТ»