Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы заключается в раскрытии понятий государственный долг и бюджетный дефицит, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение страны.
Можно назвать следующие задачи данной курсовой работы:
Выявить сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов и причины их возникновения; дать характеристику государственному долгу и его видам, причинам возникновения
Раскрыть основные пути покрытия бюджетного дефицита и государственного долга, особенности их государственного регулирования
Изучить и дать анализ проблемам бюджетного дефицита и государственного долга в зарубежных странах.
Проанализировать динамику и структуру дефицита государственного бюджета и государственного долга Республики Беларусь.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………......4
1 Бюджетный дефицит и государственный долг: теоретические особенности
1.1 Бюджетный дефицит………………………………………..……...6
1.2 Государственный долг……………………………………………10
2 Проблемы регулирования бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………………………..…….14
3 Бюджетный дефицит и государственный долг в зарубежных странах…..…………………………………………………………………….…22
4 Особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь……………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………....33
Список использованных источников……………………………………35
Приложение А. Показатели государственного долга…………………..36
Приложение Б. Госпрограммы поддержки экономики, дефицит бюджета, государственный долг отдельных стран……………………………38
Приложение В. Государственный долг Республики Беларусь………...40

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ3.docx

— 281.29 Кб (Скачать)

     Прочие  долговые обязательства  в основном представлены просроченной задолженностью за товары и услуги у предприятий (другие секторы) и занимают от 4,4 до 24,6% валового внешнего долга страны. Незначительный удельный вес в структуре  долга занимают      обязательства банковского сектора по счетам и депозитам — от 1,6 до 10,3%. Наименьшую долю, генерирующую задолженность Беларуси по отношению к иностранным государствам, составляют непосредственно рыночные инструменты долга — долговые ценные бумаги (на 01.07.2009 менее 0,04%; см. приложение В, рисунок В.4).

     Для исследования платежеспособности государства и  безопасного уровня внешнего долга целесообразно  использовать относительные  показатели внешнего долга страны. Их анализ показывает, что отношение  валового внешнего долга  к ВВП составляет 31,5% (при  пороговом значении показателя 50%). Отношение  ВВД к экспорту товаров и услуг  колеблется от 27 до 45%, достигнув 62,3% к июлю 2009 г. (пороговое значение 100%). Вследствие значительного  роста объемов  внешнего заимствования, который наблюдается  начиная с 2007 г., возрастают расходы на обслуживание внешнего долга. При  критическом уровне 20% отношение платежей по обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг  на 01.07.2009 составило 26,5%. Ситуация в сфере  обслуживания долга  осложняется хроническим  дефицитом внешнеторгового  сальдо, что продуцирует  необходимость сохранения финансирования данного  дефицита за счет последующего притока иностранного капитала в долгосрочной перспективе. Основными источниками дефицита внешней торговли являются экспортно-импортные операции с промежуточными (энергоносители, сырье, материалы, комплектующие) и потребительскими товарами.

     Таким образом, бюджетный дефицит и  государственный долг в нашей  стране находятся в пределах нормы, не создают больших проблем для  экономики, как это происходит, например, в Греции. На современном этапе построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления совокупной внешней задолженностью и бюджетным дефицитом является задачей исключительной важности. В силу того, что деятельность отдельных институтов исполнительной власти остается недостаточно скоординированной и результативной, не отвечает объективным тенденциям развития, объективно возникает потребность создания единой системы управления суверенным долгом страны. Необходимо сформировать оптимальную институциональную модель, предполагающую четкое разграничение деятельности в рамках данной системы управления, обеспечив реальное разделение сфер компетенции и ответственности всех структурных единиц системы за принимаемые решения. Целесообразно также рассмотреть возможность концентрации функций управления суверенным долгом в рамках единого государственного органа или соответствующей структуры, наделенной необходимыми полномочиями (например, путем создания агентства по управлению суверенным долгом). 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     1. Бюджетный дефицит – это ситуация, при которой расходная часть государственного бюджета превышает доходную. Бюджетный дефицит характерен  для большинства стран в современном мире. Незначительная величина бюджетного дефицита не страшна для экономики страны. Однако если дефицит бюджета больше 2-3% ВВП, это создает определенные проблемы для государства. Причинами бюджетного дефицита могут выступать спады в экономике, чрезвычайные обстоятельства, крупные госвложения в экономику.

     2. Государственный долг – сумма задолженностей государства своим гражданам (внутренний долг) и другим странам (внешний долг). Для страны не столько важен сам долг, сколько его доля в ВВП. Если государственный долг превышает установленный лимит, это становится проблемой для государства и влечет за собой ряд негативных последствий. Поэтому государство старается не превышать установленные границы государственного долга.

     3. Управление государственным долгом и бюджетным дефицитом становится целой наукой, которая включает в себя необходимость обосновать размеры займов, сроки их выпуска, размеры процента по обязательствам казначейства, способ их размещения. Ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не является полностью неинфляционным. Для преодоления бюджетного дефицита необходима нормализация самой экономики. Без обеспечения ее динамичного развития и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры при этом не применялись. Большой  внешний долг  снижает международный  авторитет  страны  и  может  осложнить  получение  новых  иностранных  займов.  Поэтому  правительство  предпринимает  определенные  меры, чтобы  уменьшить   внешний  долг, если  он  превышает  приемлемый  уровень.

     4. Мировой опыт свидетельствует о необходимости поддержания государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны. Превышение установленного Маастрихтского критерия внешнего государственного долга в 60% ВВП может привести к деструктивным явлениям в экономике, а при чрезмерном увеличении — к дефолту, о чем свидетельствует опыт России (1998 г.), Аргентины (2001 г.), Исландии (2009 г.). Каждому государству следует проводить постоянный мониторинг динамики долговых выплат с тем, чтобы предупредить возникновение кризисных явлений и своевременно принять комплекс упреждающих мероприятий по снижению долговой нагрузки.

     5. Бюджетный дефицит и государственный долг в нашей стране находятся в пределах нормы, не создают больших проблем для экономики, как это происходит, например, в Греции. На современном этапе построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления совокупной внешней задолженностью и бюджетным дефицитом является задачей исключительной важности. В силу того, что деятельность отдельных институтов исполнительной власти остается недостаточно скоординированной и результативной, не отвечает объективным тенденциям развития, объективно возникает потребность создания единой системы управления суверенным долгом страны. Необходимо сформировать оптимальную институциональную модель, предполагающую четкое разграничение деятельности в рамках данной системы управления, обеспечив реальное разделение сфер компетенции и ответственности всех структурных единиц системы за принимаемые решения. Целесообразно также рассмотреть возможность концентрации функций управления суверенным долгом в рамках единого государственного органа или соответствующей структуры, наделенной необходимыми полномочиями (например, путем создания агентства по управлению суверенным долгом). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бункина, М.К. Экономическая политика: Учеб. пособие / М.К. Бункина, А.М. Семенов. - Москва: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1999. – 82 с.
  2. Дорнбуш, Р. Макроэкономика: Учебник./ Р. Дорнбуш, С. Фишер. - Москва: изд-во МГУ: «ИНФРА-М», 1997. – 154 с.
  3. Романовский, М.В. Финансы: Учебник. Москва: «Перспектива», «Юрайт». - 2001. – 203 с.
  4. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Минск.: БГЭУ, 2003. - 289 с.
  5. Бобрицкий, Н.Г. Финансовая система и фискальная политика: Курс лекций. Бобруйск. - 2001. – 126 с.
  6. Агапова, Т.А. Макроэкономика/Т.А. Агапова,С.Ф. Серенена - Москва: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1999г. – 416 с.
  7. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы - Москва: «Перспектива» - 2003г.- 347с.
  8. Головачев, Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. - Москва:УеРо,1998г. - 176с.
  9. Макконнелл, К.Р. Экономикс / К.Р. Макконнелл ,С.Л. Брю: Учебник. Москва: «Инфра-М», 2001. – 564 с.
  10. Грязнова, А.Г. Экономика.: учеб.пособие.-Москва:ЮНИТИ-ДАНА,Издательство политической литературы ”Единство”,2001. – 812 с.
  11. Грицюк, Т.В. Управление государственным долгом//Дайджест-финансы -2004. - № 10. - С.25-35.
  12. Закон Республики Беларусь о государственном бюджете на 2010г. от 29 декабря 2009 г. № 73-З.
  13. Кокшаров, А.В. Расчистить завалы //Эксперт. - 2010 - № 2(688). - С.71-74.
  14. Попкова, А.С. Управление государственным долгом в разных странах // Банкаўскі веснік – 2010. - № 22. - С.34-41.
  15. Попкова, А.С. Управление государственным долгом: проблемы и возможности // Финансы – 2010. - № 1. - С. 49-51.
  16. Кокшаров, А.В. Европана грани банкротства // Эксперт – 2010. - №18. - С.64-67.
  17. Тарасов, В.К. Валютные рынки // Валютное регулирование иВЭД – 2009. - № 5, С.57-61.
  18. Агапова, Т.А. Серегина С.Ф. – Макроэкономика: Учебник/Под общей редакцией д.э.н.,проф. А.В.Сидоровича – 2004. - 448 с.
  19. Базылева, Н.И. Экономическая теория – Минск. – 1997. – 507с.
  20. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Москва: Финансы, ЮНИТИ - 1997. – 253 с.
  21. Самонов, Ю. Греция подкосила доллар // Известия. – 2010. - № 64(28079) – С.3.
  22. Сапир, Ж. Международный бизнес // Эксперт. – 2010. - № 18. – С. 66.

     ПРИЛОЖЕНИЕ  А 

       Показатели государственного  долга 

     В некоторых странах используются дополнительные индексы, увязывающие  внешний долг с динамикой внутренних инвестиций, а также с государственным  бюджетом

     Наиболее  распространенным является «показатель отношения внешнего долга к ВВП». Он определяет возможность обслуживания внешнего долга, погашения платежей за счет произведенного продукта данного года. Если наблюдается рост ВВП, то не страшен и рост внешнего долга. Главное, чтобы темпы роста ВВП не отставали от темпов роста внешнего долга.

     Если  наблюдаются отрицательные или  даже нулевые темпы прироста ВВП, как это имело место в России в последние годы, государство  вынуждено перераспределять денежные ресурсы в пользу государственного бюджета посредством государственных  займов. При этом, если увеличение госдолга систематически превосходит темпы  роста ВВП, происходит изменение структуры портфеля частных инвесторов в пользу государственных долговых обязательств, что неизбежно оборачивается снижением относительных объемов производственного капитала в экономике в целом.

     Предельное  значение показателя «отношение внешнего долга к ВВП» — не выше 80%. Хотя некоторые считают критической отметкой 50%. Превышение страной этой величины — показатель ее сомнительной платежеспособности, свидетельствующей о непосильной долговой нагрузке.

     Для оценки долговой нагрузки важным является также показатель «отношение внешнего долга к экспорту». Этот показатель характеризует, насколько объем экспорта сопоставим с объемом государственного внешнего долга. Он позволяет судить, насколько страна в состоянии покрывать валютными доходами от национального экспорта свою внешнюю задолженность. Очевидно, что чем ниже этот показатель в пределах 100%-й экспортной выручки, тем благополучнее страна как мировой дебитор. Считается, что те страны, у которых отношение внешнего долга к экспорту ниже 10—20%, не имеют трудностей с погашением внешней задолженности. У традиционно проблемных должников он может превышать 500%.

     Считается нормальным превышение суммой долга  размеров экспорта, но не более чем  в 2 раза. При таком или ниже значении этого показателя выручки от экспорта будет достаточно для покрытия внешних  заимствований, а рост долговой зависимости  не будет представлять серьезную  угрозу для национальной экономики.

     Для оценки долговой зависимости важное значение имеет также показатель расходов на обслуживание внешнего долга, в который включают: основной долг, проценты и комиссии.

     Для оценки долговой зависимости важное значение имеет также показатель «отношение расходов по обслуживанию внешнего долга к экспорту». Расходы на обслуживание внешнего долга включают основной долг, проценты и комиссии. В процентном отношении этот показатель не должен превышать 15—20%.

     Важное  значение имеет также показатель «величина внешнего долга на душу населения». Все приведенные выше показатели долговой зависимости имеют очень большое значение дл я анализа ситуации, складывающейся в той или иной стране. Непомерно высокие расходы бюджета, связанные с выплатой процентных ставок и погашением займов, ограничивают возможности проведения государством активной экономической политики. Это может даже привести к тому, что государство из-за необходимости финансировать обслуживание государственного долга будет не в состоянии выполнять возложенные на него функции по обороне страны, проведению социальной политики, регулирование экономических отношений и т.п. Как крайний случай - оно может объявить себя банкротом, приостановив погашение займов и выплату процентов по ним. Поэтому очень важно контролировать размер государственной задолженности. И если долг превышает предельные границы, использовать известные пути и .способы его погашения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  Б 

     Таблица Б.1 - Размер государственных программ поддержки экономики в отдельных странах

Страна Размер  программ поддержки  национальных банков Размер  экономического стимулирования
млрд. долл.США млрд. долл.США % ВВП
Великобритания
    1093,7
39,7 1.5
Германия
    775,9
94,9 2,64
Дания
    755,9
7,5 2,2
франция
    490,1
27,9 1,0
Бельгия
    370,3
4,5 0,9
Нидерланды
    344,5
8,5 1,0
Австрия
    231,0
9,8 2,4
Швеция
    198,8
11,0 2,4
Испания
    182,0
72,0 4,6

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь