Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы заключается в раскрытии понятий государственный долг и бюджетный дефицит, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение страны.
Можно назвать следующие задачи данной курсовой работы:
Выявить сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов и причины их возникновения; дать характеристику государственному долгу и его видам, причинам возникновения
Раскрыть основные пути покрытия бюджетного дефицита и государственного долга, особенности их государственного регулирования
Изучить и дать анализ проблемам бюджетного дефицита и государственного долга в зарубежных странах.
Проанализировать динамику и структуру дефицита государственного бюджета и государственного долга Республики Беларусь.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………......4
1 Бюджетный дефицит и государственный долг: теоретические особенности
1.1 Бюджетный дефицит………………………………………..……...6
1.2 Государственный долг……………………………………………10
2 Проблемы регулирования бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………………………..…….14
3 Бюджетный дефицит и государственный долг в зарубежных странах…..…………………………………………………………………….…22
4 Особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь……………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………....33
Список использованных источников……………………………………35
Приложение А. Показатели государственного долга…………………..36
Приложение Б. Госпрограммы поддержки экономики, дефицит бюджета, государственный долг отдельных стран……………………………38
Приложение В. Государственный долг Республики Беларусь………...40

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ3.docx

— 281.29 Кб (Скачать)

     Внешние источники финансирования обычно представлены государственными займами, осуществляемыми в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг; кредитами правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте. В результате использования этих средств возникает внешний государственный долг, который представляет собой задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

     Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается  менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров  на внутреннем рынке увеличивается  в той мере, в какой внешние  займы способствуют расширению импорта. При этом чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс. Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

  1. удается организовать концессионное финансирование;
  2. на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
  3. торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
  4. первоначальные размеры внешнего долга незначительны;
  5. первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции. [11, с. 24]

     Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику  страны. Во-первых, в определенных ситуациях  правительство прибегает к принудительному  размещению государственных ценных бумаг и нарушает таким образом  рыночную мотивацию деятельности частных  финансовых институтов. Во-вторых, если правительство даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы.

     Государственные займы на рынке ссудных капиталов  способствуют удорожанию кредита - росту  учетной ставки.

     Ни  один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет  абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.

     Существование государственного долга автоматически  подразумевает обязанность государства  по управлению им. Управлением государственным долгом - совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. [21, с.153] Управление госдолгом можно также определить как совокупность мероприятий государства по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

     Эффективная политика управления государственным  долгом включает в  себя следующие направления:

— поддержание государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;

—  осуществление постоянного  мониторинга динамики долговых выплат с  тем, чтобы в графике  погашения долга отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики;

—  создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с наименьшими затратами и минимальным риском для экономики страны;

— минимизация стоимости  долга за счет удлинения  срока заимствований и снижения доходности по долговым обязательствам;

—  своевременное и  полное выполнение обязательств с целью недопущения начисления штрафов за просрочки и обеспечения стране репутации первоклассного заемщика;

— обеспечение эффективного целевого использования  привлеченных средств;

— создание единой системы управления долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств;

— согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом;

— применение различных методов управления государственным долгом.[15, с.37]

     Цель  управления госдолгом заключается  в нахождении оптимального соотношения  между потребностями государства  в дополнительных ресурсах и затратами  по их привлечению, обслуживанию и погашению.

     В условиях долгового  кризиса, когда государство  испытывает трудности  с выполнением  ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются следующие методы управления: рефинансирование, реструктуризация, конверсия, аннулирование долгов, консолидация и секъюритизация долга.

     1. Рефинансирование долга, т.е. погашение ранее выпущенных долговых обязательств за счет новых заимствований или изменение условий их предоставления. Многие страны мира (например, Англия, Италия, Мексика, США, Россия, Украина, Беларусь и др.) активно применяют этот механизм пролонгации своих долгов. Особенно часто рефинансирование принимается при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых внешних займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

     Самым главным недостатком рефинансирования долга является то, что если полученные средства не идут на расширение производства, а «проедаются», то в будущем могут  возникнуть проблемы, связанные с  уменьшением поступления налогов  в государственную казну.

     Опасность этого метода управления государственным долгом заключается в том, что он может вовлечь заемщика в бесконечную спираль наращивания долга до того момента, пока кредиторы не откажутся предоставлять новые займы. Рефинансирование может дать краткосрочный экономический эффект, но малоэффективно в долгосрочном периоде.

     2. Под конверсией займов обычно понимается изменение первоначальных условий государственных займов, выражающихся в понижении процента, изменении срока действия и способа погашения займа, объединения облигаций разных займов и т.д. В результате государство получает временную экономию, поскольку продолжившийся выпуск займов вел к росту государственного долга и, следовательно, расходов бюджета по нему. В целях снижения расходов по управлению госдолгом государства чаще всего снижают размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредитов. [18, с.19]

     3. Государство, заинтересованное в  получении займов, на длительные  сроки, достигает этого за счет  консолидации государственного долга. Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками - увеличение либо уменьшение срока действия государственных ценных бумаг, т.е. перенос даты их погашения. [15, с.450]Возможно совмещение консолидации с конверсией.

     Следует отметить, что при применении рассматриваемых  механизмов управления государственным  долгом власти должны понимать, что  изменение первоначальных условий  займов может вызвать социальную напряженность в обществе, а также  оказать негативное воздействие на дальнейшее заимствование.

     4. Унификация - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обменивается на облигации нового займа. Эта мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного долга. Она обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне нее.

     5. В исключительных случаях правительство  может провести обмен облигаций  по регрессивному соотношению,  т.е. когда несколько ранее  выпущенных облигаций приравниваются  к одной новой облигации. Такой  обмен избавляет государство  от необходимости выплачивать  проценты и от погашения в полноценных деньгах по ее облигациям, продававшимся им за обесценившуюся валюту.

     6. Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодными для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплаты процентов и на погашение ранее выпущенных займов. Чтобы разорвать этот круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов (во время консолидации же займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход).

     Конверсия, консолидация, унификация государственных  займов и обмен облигаций государства  обычно осуществляется только в отношении  внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней  задолженности. При этом отсрочка погашения  внешних займов как правило, проводится по согласованию с кредиторами и  может не повлечь приостановку выплаты процентов по ним. [11, с.27]

     7. Аннулирование государственного долга - полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам. Как правило, при управлении государственным долгом данный метод является крайней мерой и может использоваться по двум причинам. Во-первых, аннулирование госдолга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

     8. В последние два десятилетия  широкое распространение на мировом  финансовом рынке получила тенденция  к превращению отношений между  кредиторами и должниками в  оборотоспособное имущество. Эта  тенденция получила название  секъюритизация. Превращая обычные обязательства должника к кредитору в ценные бумаги, секъюритизация дает этим обязательствам повышенную оборотоспособность, помещает их в готовую инфраструктуру фондового рынка и в конечном итоге делает финансовые отношения более мобильными.

     Секъюритизация  вышеуказанных кредитов позволяет:

   - пролонгировать долг Правительства  страны за счет объединения  разных по соку погашения кредитов  в ценные бумаги Правительства  Республики с одним сроком  погашения;

   - Национальному банку проводить  операции на открытом рынке  с использованием новых долгосрочных  инструментов, не используя выпуск  своих краткосрочных облигаций;

   - подготовить инвесторов к снижению  доходности по вновь выпускаемым  ценным бумагам;

   - позитивно повлиять не оценку  кредитного рейтинга Республики  Беларусь.[6, с. 432]

     9. К методам управления государственным  долгом также относится такое  довольно распространенное в  последнее время на рынке ценных  бумаг явление, обуславливающее  любое нововведение или первоначальное  изменение условий заимствования,  как новация.

     В принципе новация является аналогом конверсии с той лишь разницей, что конверсия предполагает замену как одной формы займа на другую, так и на аналогичную (например, кредит на облигацию или облигацию на облигацию), а новация обычно предполагает замену одной формы займа на аналогичную (т.е. облигацию на облигацию).

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь