Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы заключается в раскрытии понятий государственный долг и бюджетный дефицит, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение страны.
Можно назвать следующие задачи данной курсовой работы:
Выявить сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов и причины их возникновения; дать характеристику государственному долгу и его видам, причинам возникновения
Раскрыть основные пути покрытия бюджетного дефицита и государственного долга, особенности их государственного регулирования
Изучить и дать анализ проблемам бюджетного дефицита и государственного долга в зарубежных странах.
Проанализировать динамику и структуру дефицита государственного бюджета и государственного долга Республики Беларусь.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………......4
1 Бюджетный дефицит и государственный долг: теоретические особенности
1.1 Бюджетный дефицит………………………………………..……...6
1.2 Государственный долг……………………………………………10
2 Проблемы регулирования бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………………………..…….14
3 Бюджетный дефицит и государственный долг в зарубежных странах…..…………………………………………………………………….…22
4 Особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь……………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………....33
Список использованных источников……………………………………35
Приложение А. Показатели государственного долга…………………..36
Приложение Б. Госпрограммы поддержки экономики, дефицит бюджета, государственный долг отдельных стран……………………………38
Приложение В. Государственный долг Республики Беларусь………...40

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ3.docx

— 281.29 Кб (Скачать)

     10.  В  некоторых случаях  целесообразно   прибегнуть к  сокращению  государственных   расходов  путем  секвестирования. Секвестирование—пропорциональное   снижение расходов (на 5,10,15% и т.д.) ежемесячно практически по  всем  статьям бюджета до  конца текущего финансового года. Секвестированию не  подлежат  защищенные статьи, состав  которых определяется высшими органами власти.

     Необходимо  отметить, что все вышеперечисленные  изменения первоначальных условий  государственных займов можно объединить в одно понятие - реструктуризация.

     Таким образом, управление государственным  долгом и бюджетным дефицитом становится целой наукой, которая включает в себя необходимость обосновать размеры займов, сроки их выпуска, размеры процента по обязательствам казначейства, способ их размещения. Ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не является полностью неинфляционным. Для преодоления бюджетного дефицита необходима нормализация самой экономики. Без обеспечения ее динамичного развития и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры при этом не применялись. Большой  внешний долг  снижает международный  авторитет  страны  и  может  осложнить  получение  новых  иностранных  займов.  Поэтому  правительство  предпринимает  определенные  меры, чтобы  уменьшить   внешний  долг, если  он  превышает  приемлемый  уровень. 
 
 
 
 

     3.  Бюджетный дефицит  и государственный  долг в зарубежных  странах 

     В мировой практике страны прибегают  к заимствованиям при дефиците государственного бюджета, при пассивном платежном балансе, недостаточном количестве ресурсов для проведения экономических реформ и соответствующих им преобразований, реализации инвестиционных проектов и    государственных программ.

     Для устранения последствий  мирового финансового  кризиса государства  выделяют значительные средства на поддержку  банковских систем, стимулирования производства и потребительского спроса, увеличивают социальные выплаты по безработице (см. приложение Б, таблицу Б.1) .

     Государственные программы поддержки  экономики значительно увеличивают государственные расходы, в результате дефицит бюджета значительного количества стран превышает установленные критерии экономической безопасности (3% ВВП) (см. Приложение Б, рисунок Б.1).

     По  данным Европейской  статистической организации, средний уровень бюджетного дефицита 27 стран Евросоюза в 2009 г. увеличился до 6,8% ВВП (в 2008 г. — 2,3% ВВП). Кроме того, 20 из 27 стран Евросоюза в 2009 г. имели дефицит госбюджета выше 3% ВВП. Средний размер внешнего государственного долга достиг 73,6% ВВП (в 2008 г. - 69,4% ВВП). В связи со сложившейся ситуацией для покрытия бюджетного дефицита правительства привлекают дополнительные средства с международных рынков капитала.

     В частности, бюджет Германии на 2010 г. составлен  с рекордно новой задолженностью, которая составляет 80,2 млрд. евро [22, с.65]. Более 15% расходов бюджета этой страны в 2010 г. будет профинансировано за счет новых кредитов. Основное направление бюджетных расходов — социальная поддержка. На покрытие трат служб занятости и прочих социальных служб, обеспечивающих финансирование пособий по безработице, поддержку семей и пенсионеров, а также других социальных расходов предусмотрено 143,2 млрд. евро, или 45% от всех расходных статей бюджета. Расходы по финансированию пенсионного фонда составляют 80 млрд. евро из этой суммы. Второй статьей расхода с тратами в размере 38,9 млрд. евро является обслуживание уже существующего госдолга. Третья по   значимости расходная статья — оборонный бюджет с расходами в 31,1 млрд. евро. Рекордное увеличение задолженности разрушает планы по снижению нагрузки по обслуживанию госдолга. Сегодня федеральный долг страны составляет более 1 трлн. евро (41,6% ВВП). Увеличение внешнего государственного долга является вынужденной мерой. Начиная с 2011 г. по 2016 г. планируется постепенное сокращение дефицита бюджета на 10 млрд. евро в год.

     По  итогам 2009 г. дефицит  государственного бюджета Франции достиг 7,5% .Многочисленные социальные выплаты позволили избежать резкого снижения потребления населения. Тем не менее растет конкуренция со странами с низкими издержками, что способствует выносу за рубеж ряда производств. Согласно данным французского Национального института статистики государственный долг Франции за 2009 г. возрос до 1489 млрд. евро (77,6% ВВП). В 2008 г. этот показатель составлял 67,5% ВВП. Согласно прогнозам в 2010 г. дефицит государственного бюджета достигнет уровня 8,2% ВВП, и снизить его удастся лишь к 2013 г. Государственный долг Франции, в свою очередь, возрастет к 2012 г. до 87,1% ВВП.

     Бюджетный дефицит США в 2009 г. превысил 1,5 трлн. долл. США. За истекшие 12 месяцев правительство  потратило на 80% больше, чем собрало в  бюджет: 2 трлн. долл. США против 3,5 трлн. долл. США, заняв для  этого внутри страны и за рубежом 44 доллара  из каждых 100 потраченных. Ускоренное расходование средств по всем бюджетным статьям, включая оборону, происходит одновременно с сокращением налоговых поступлений из-за рецессии и высокой безработицы. Дефицит бюджета приблизился к 8,5% ВВП, а госдолг — к 90% ВВП.

     Правительство Дубая в последние годы привлекало значительные заемные ресурсы для грандиозных проектов. Мировой финансовый кризис привел к падению цен на дубайскую недвижимость, цены на которую упали более чем на 50%. В результате долг правительства Дубая и принадлежащих ему компаний составил 21 млрд. долл. США.

     Многие  годы значительный рост ВВП балтийских стран  обеспечивался главным образом не наращиванием промышленного производства и экспорта, а подъемом строительной индустрии и значительным увеличением внутреннего спроса за счет доступности кредитов, в первую очередь ипотечных. Одной из макроэкономических проблем экономик этих стран является высокий дефицит счета текущих операций, который ранее пополнялся за счет внешнего финансирования. Когда сократился приток зарубежных инвестиций и кредитов, в экономике стран Балтии возникли многие дестабилизирующие явления, для предотвращения которых пришлось принимать ряд антикризисных мер. Вышеуказанные проблемы привели к росту государственного долга развитых стран мира (см. приложение Б, рисунок Б.2). Согласно прогнозу МВФ рост долговых обязательств развитых стран продолжится и в последующие годы. Для сравнения: в большинстве стран с развивающимися экономиками уровень государственного долга ниже среднемирового — 56% ВВП (см. приложение Б, рисунок Б.3).

     В ряде стран уже  начались проблемы в экономике, которые порождают вероятность суверенных дефолтов, если не будут предприняты срочные упреждающие меры. Наиболее уязвимой страной в этом отношении является Греция.

     Обязательства Греции перед кредиторами  составили 300 млрд. евро, что на 25% превышает  уровень ВВП страны и в 2 раза больше установленного индикатора финансовой безопасности (60% ВВП). На каждого жителя этой страны приходится почти 40 тыс. долл. США долга. Согласно прогнозу в 2010 г. государственный долг Греции станет самым высоким в еврозоне и стране придется одолжить 54 млрд. долл. США для его обслуживания. Международное рейтинговое агентство Fitch в 2009 г. понизило кредитный рейтинг Греции с А- до ВВВ+ с "негативным" прогнозом, а агентство Standard and Poor's понизило рейтинг Греции до уровня ВВВ-.[22, с.3]

     Последние годы греческое правительство активно увеличивало государственные расходы, не обеспеченные доходами. Для этого проводились активные заимствования на внешних рынках. Рост госрасходов на фоне сокращающихся доходов привел к тому, что новое правительство Греции к 2010 г. имело дефицит бюджета в размере 12,7% ВВП, что в 4 раза превышает Маастрихтский критерий финансовой безопасности. Вынужденное сокращение бюджетных расходов вызвало социальную напряженность в обществе. Ранее Греция могла девальвировать свою валюту и частично улучшить состояние платежного баланса, теперь такая возможность исключена из-за евро. Дефицит бюджета и значительный рост государственного долга усиливают вероятность финансового кризиса в Греции. Для самого государства это означает прежде всего ужесточение условий займов и удорожание кредитов. Подобные проблемы испытывают и другие страны Европы: Португалия, Испания, Ирландия, Великобритания. [23, с. 66].

     С  целью недопущения  долгового кризиса  большинство развитых стран принимает программы по сокращению бюджетного дефицита и максимально возможному увеличению бюджетных доходов (например, за счет повышения налогов). Правительство Испании планирует сократить дефицит бюджета до 9,3% 2010 г. и до 6,5% — в 2011 г.  Это самое значительное сокращение расходов испанского бюджета за последние 30 лет. В числе мер также запланировано уменьшение расходов местных органов власти на 1,2 млрд. евро, снижение зарплат госслужащих на 5%, сокращение численности работников бюджетного сектора на 13 тыс. человек. В Португалии введена политика строгой экономии. В 2010 г. ожидается снижение зарплат в государственном секторе на 5% и рост налогов на 7%. Дефицит бюджета Португалии планируется к 2013 г. сократить до 2,8%. Италия также приняла пакет мер жесткой экономии, планируя к 2012 г. снизить дефицит бюджета до 3% (в 2009 г. — 5,3%). Правительство Германии предложило реформу европейского Пакта стабильности, в соответствии с которым страны ЕС должны ежегодно согласовывать свои экономические программы с целью уравнивания бюджетных балансов и сокращения дефицита бюджета. При нарушении Пакта  страна может лишиться голоса в Европарламенте на год, а также возможности получать средства из структурных фондов ЕС.

     Государства еврозоны вынуждены предоставить Греции гигантские средства, даже зная, что часть этих кредитов возвращена не будет. Во многом это объясняется интересами самих европейских стран, банки которых являются основными держателями облигаций как греческого правительства, так и частных банков. По состоянию на конец прошлого года европейские банки (речь идет прежде всего о банках Германии и Франции) были держателями 193 млрд. долларов греческих облигаций и более чем 1 трлн. облигаций Португалии, Ирландии и Испании. Итальянские долги еще больше — одной лишь Франции итальянские банки и правительство должны 511 млрд. долларов, что эквивалентно почти одной пятой французского ВВП.

     Именно  поэтому Греция, хотя на нее приходится всего 2,6% ВВП еврозоны, может подорвать устойчивость всего проекта единой европейской валюты. Для предотвращения кризиса в Греции страны еврозоны предоставили стране 80 млрд. евро под 5% годовых. Еще 30 млрд. евро предоставит Международный валютный фонд. 18 мая 2010 г. Греция получила первый транш кредитов Евросоюза в размере 14,5 млрд. евро, что позволило ей 19 мая текущего года погасить собственные десятилетние облигации на 8,5 млрд. евро. При этом общие финансовые потребности Греции в 2010—2012 гг. составляют 160 млрд. евро. Однако при этом Греция обязуется выполнить ряд обязательств. Для уменьшения дефицита бюджета страны придется сократить государственные расходы на 30 млрд. евро. К концу 2010 г. бюджетный дефицит должен составить 9,5% ВВП, а к 2014 г. — 3% ВВП. Размер зарплат бюджетным работникам планируется заморозить на три года, а социальные пособия сократить на 20% . Для дополнения бюджета Греции придется провести приватизацию государственных предприятий и повысить налоги. Похожая ситуация наблюдается в Латвии. Эта республика вынуждена была взять кредит у ЕС и международного валютного фонда общим объемом 7,5 млрд. евро, для чего оперативно разработана среднесрочная программа снижения дефицита бюджета до 3% ВВП в 2011 г. В Латвии были увеличены налоги (НДС вырос с 18 до 21%), сокращены государственные расходы (на 15% в 2009 г.) и зарплаты бюджетников. Кроме того, Латвия обязана сократить количество государственных служащих, реформировать налоговую политику, обеспечить стабильность банковского сектора, провести структурные реформы и реализовать проекты фондов ЕС. Согласно доктрине расходования кредита 2 млрд. евро необходимо направить на рефинансирование внешнего долга, около 1 млрд. евро потратить на погашение долгов и реструктуризацию недавно национализированного банка Рагех. Из общей суммы кредита на финансирование реального сектора экономики планируется выделить лишь около 1 млрд. евро. Его в виде ссуд и инвестиций из еврофондов смогут получить частные компании.

     Аргентина предложила международным инвесторам реструктуризацию долга на сумму 95 млрд. долл. США. Иностранные инвесторы, вложившие средства в гарантированные займы, выпущенные Аргентиной в 2001 г., смогли обменять эти ценные бумаги на новые облигации Аргентины сроком на 5 лет с уменьшением капитала на 2% и фиксированной доходностью 15,4% на первый год и плавающей ставкой в оставшиеся 4 года. Таким образом, долговые выплаты были отсрочены, что предотвратило очередной долговой кризис в Аргентине.

     Ранее власти США, координирующие усилия по оказанию экономической помощи Ираку, призвали страны-кредиторы аннулировать иракский внешний долг. Общий внешний долг этой страны составил 140 млрд. долл. США, которые были заимствованы в период с 1980 г. по 1988 г. для ведения военных действий с Ираном. Саудовская Аравия списала 80% долга Ираку, что составляет около 15 млрд. долл. США. Еще 52 страны согласились списать от 80 до 100% иракского внешнего долга.

     Путем конверсии долг Украины за российский газ в 2000 г. был оформлен в ценные бумаги и облигации украинской корпорации "НАФТ-нефтегаз".

     В 2006 г. Россия списала Алжиру значительную часть долга в обмен на закупку российских самолетов и многомиллиардные военные контракты.

     Надо  отметить, что долговой кризис в европейских  странах привел к  росту стоимости  обслуживания государственных облигаций. Доходность греческих 10-лет них гособлигаций выросла до 10,58%, португальских — до 6,16% ирландских — до 5,57%, испанских — до 4,24% (для сравнения: стоимость обслуживания гособлигаций Германии составляет 2,87%).

     Среди суверенных заемщиков  из стран с переходной экономикой, обратившихся в последнее время  к международным  рынкам капитала, находятся Литва, Польша, Турция, Филиппины, Бразилия, Венгрия, Южная Африка, Словения, Македония и другие.

     Таким образом, мировой опыт свидетельствует о необходимости поддержания государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны. Превышение установленного Маастрихтского критерия внешнего государственного долга в 60% ВВП может привести к деструктивным явлениям в экономике, а при чрезмерном увеличении — к дефолту, о чем свидетельствует опыт России (1998 г.), Аргентины (2001 г.), Исландии (2009 г.). Каждому государству следует проводить постоянный мониторинг динамики долговых выплат с тем, чтобы предупредить возникновение кризисных явлений и своевременно принять комплекс упреждающих мероприятий по снижению долговой нагрузки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь