Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы заключается в раскрытии понятий государственный долг и бюджетный дефицит, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение страны.
Можно назвать следующие задачи данной курсовой работы:
Выявить сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов и причины их возникновения; дать характеристику государственному долгу и его видам, причинам возникновения
Раскрыть основные пути покрытия бюджетного дефицита и государственного долга, особенности их государственного регулирования
Изучить и дать анализ проблемам бюджетного дефицита и государственного долга в зарубежных странах.
Проанализировать динамику и структуру дефицита государственного бюджета и государственного долга Республики Беларусь.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………......4
1 Бюджетный дефицит и государственный долг: теоретические особенности
1.1 Бюджетный дефицит………………………………………..……...6
1.2 Государственный долг……………………………………………10
2 Проблемы регулирования бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………………………..…….14
3 Бюджетный дефицит и государственный долг в зарубежных странах…..…………………………………………………………………….…22
4 Особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь……………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………....33
Список использованных источников……………………………………35
Приложение А. Показатели государственного долга…………………..36
Приложение Б. Госпрограммы поддержки экономики, дефицит бюджета, государственный долг отдельных стран……………………………38
Приложение В. Государственный долг Республики Беларусь………...40

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ3.docx

— 281.29 Кб (Скачать)

     Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики. В  этом случае дефицит отражает не кризисное  течение общественных процессов, а  государственное регулирование  экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в  структуре общественного производства. Таким  образом,  в  конечном   итоге  дефицит  бюджета  является  следствием:

  • Чрезмерных  государственных  расходов;
  • Осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
  • Ограниченности  финансовых возможностей государства  мобилизовать необходимые  доходы (сознательное   сокращение  налогов в  целях  стимулирования  деятельности  субъектов  хозяйствования  лили из-за  низкой  собираемости  доходов);
  • Циклических  спадов  в  экономике.[4, с. 261]

     Принято  считать, что  в  условиях  динамично  развивающейся  экономики  бюджетный  дефицит  в  количественно  допустимых размерах не  страшен. Многие  экономически  развитые  государства в  долг жили  и  живут. Однако  сумма полученных  государством  в долг  финансовых  ресурсов  не должна  обременять  экономику страны,  налогоплательщиков,  сопровождаться  значительным  увеличением расходов  по  обслуживанию   долга,  сокращением социальных  программ. Не всегда наличие дефицита бюджета свидетельствует  об отрицательных ситуациях в экономике. Он не страшен в количественно допустимых границах. Положение считается контролируемым при бюджетном дефиците не более 2-3%. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением средств на выполнение социально значимых программ. Необходимо отметить, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом. Дефицит называют хроническим недостатком государственных бюджетов.

     Необходимо  заметить, что государство может сознательно идти на увеличение дефицита бюджета. В частности, в целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или существенно снизить налоги. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает дефицит. Но этот дефицит сознательно создан государством. Такой дефицит называется структурным дефицитом [7, с.196]. Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

     В отличие от структурного циклический дефицит в меньшей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой политики государства. Он обусловлен общим спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

     Также необходимо отметить, что циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики [20, с. 253]. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях [9, с. 258].

     При дискреционной политике правительство  целенаправленно изменяет соотношение  между доходной и расходной частями  бюджета. В частности, в целях  стимулирования совокупного спроса в период спада экономической  активности правительство принимает  решения, направленные на увеличение уровней  занятости и выпуска – увеличивает  свои расходы или снижает налоги. Таким образом, правительство фактически целенаправленно создает дефицит  государственного бюджета.

     Характеризуя  виды бюджетных дефицитов, стоит  упомянуть, что в теории различают  активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате увеличения государственных расходов при снижении налогов, второй – в связи с сокращением государственных доходов в результате падения экономической активности. [5, с. 15]

     Искусственное завышение размеров дефицита государственного бюджета может происходить в  результате следующих обстоятельств. Во-первых, при оценке величины государственных  расходов не всегда учитывается амортизация  в государственном секторе экономики. Во-вторых, важной статьей государственных  расходов является обслуживание государственного долга. Однако очень часто величина процентных выплат подолгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких темпах инфляции, когда различия в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительны, это завышение государственных расходов может быть весьма существенным. Возможны даже ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит и государственный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что существенно затрудняет оценку проводимой правительством политики. Поэтому при измерении бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию. С учетом этой поправки определяют реальный бюджетный дефицит, который представляет собой разницу между номинальным дефицитом и величиной процента по государственному долгу, умноженной на темп инфляции.Общий дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей представляет собой операционный дефицит.

     Наряду  с измеряемым (официальным) дефицитом  госбюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках в  существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью Центрального Банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков.

     К числу квазифискальных операций относятся:

     а) финансирование государственными предприятиями  избыточной занятости и выплата  ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем  накопления взаимной задолженности;

     б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях  экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих  ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты  выплачивают в основном за счет льготных кредитов ЦБ, причем портфели "плохих долгов" в переходных экономиках весьма значительны;

     в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных  и льготных кредитов правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и  т.д.) и кредитов рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих  ссуд, а также финансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и  жилищных программ по льготным ставкам  и т.д.

     Таким образом, скрытый дефицит государственного бюджета существенно занижает величину фактического бюджетного дефицита и  государственного долга, что нередко  делается целенаправленно, а так  же в рамках «жесткого» курса на ежегодно сбалансированный бюджет. [18, с. 383]

     Итак, можно сказать, что бюджетный дефицит характерен  для большинства стран в современном мире. Незначительная величина бюджетного дефицита не страшна для экономики страны. Однако если дефицит бюджета больше 2-3% ВВП, это создает определенные проблемы для государства. Причинами бюджетного дефицита могут выступать спады в экономике, чрезвычайные обстоятельства, крупные госвложения в экономику. 

     1.2  Понятие государственного  долга, сущность, виды, причины возникновения, последствия 

     Проблема государственного долга в последние 15-20 лет стала одной из ключевых проблем функционирования государственного механизма. Государственный долг как экономическая категория представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами — с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств   государства. [7, с. 196]

     С точки зрения материально-вещественного  содержания, государственный долг выступает  как сумма долговых обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права.  

     Рост  государственного долга наблюдается  практически во всех странах, что  объясняется хронической дефицитностью  государственных финансов.

     Рассмотрим  основные причины возникновения  государственного долга. Он может появиться  в результате войн и экономических  спадов.

     1. Войны. Во время войны перед государством стоит задача переориентировать значительную часть ресурсов экономики с производства гражданской продукции на нужды военного производства. Соответственно возрастут расходы правительства на вооружение и содержание военнослужащих. Существует три варианта финансирования этих расходов: увеличить налоги, напечатать нужное количество денег или использовать дефицитное финансирование. Финансирование за счёт налогов может привести к их росту до такого уровня, который подорвёт стимулы к труду, а это не выгодно во время войны. Печатание и расходование дополнительной массы денег создаст сильное инфляционное давление. Следовательно, большая часть расходов должна финансироваться за счёт продажи облигаций населению. Таким образом, значительная доля расходуемого дохода останется и высвободятся ресурсы из гражданского производства, которые затем могут использоваться в военных отраслях.

     2. Экономические спады. В периоды, когда национальный доход сокращается или не может увеличиться, налоговые поступления автоматически сокращаются и имеют тенденцию вызывать дефициты.

     Необходимо  различать внешний и внутренний долг. Внутренний  долг – это задолженность  государства гражданам, фирмам и  учреждениям данной страны, которые  являются держателями ценных бумаг, выпущенных правительством. Внешний  долг – это задолженность государства  иностранным гражданам фирмам и  учреждениям. [6, c.361]

     Государственные  займы  выпускаются на  различные  сроки. И  поэтому государственный  долг бывает краткосрочным (до 1 года),  среднесрочным (до 5 лет)  и  долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее  обременительными  являются  краткосрочные  долги, так  как  дата  их  погашения  наступает  очень  быстро,  но   проценты по таким  займам очень  высокие.

     Необходимо  заметить, что  большинство  экономистов  утверждают, что рост  внутреннего долга не  может  привести к  банкротству нации, так  как это  долг  самим  себе. Рассмотрим, почему это не происходит.

     Во-первых, нужно отметить, что нет никаких  причин, которые заставляли бы сокращаться государственный долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвидации. На практике, как только подходит ежемесячный срок платежа по каким-то частям этого долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил. Правительство всего лишь рефинансирует свой долг, т.е. продаёт новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций.

     Во-вторых, правительство по конституции имеет  право облагать население налогами и собирать их. Если это приемлемо  для избирателей, увеличение налогов  является тем способом, который есть у правительства для получения  достаточных доходов для выплат процентов и общей суммы государственного долга. Терпящие финансовое бедствие частные  хозяйства и корпорации не могут  получить доходы за счёт сбора налогов, а правительство может. Частные хозяйства и корпорации могут обанкротиться- правительство не может.

     В-третьих, банкротство правительства очень  сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить  и основную сумму долга, и проценты по долгу.

     Рост  госдолга не ведет к созданию какого-либо бремени для будущих поколений. Потому что держателями государственного долга являются сами гражданина этой страны, т.е. население должно самим себе. Около 87% правительственных облигаций размещены внутри страны (они находятся в руках граждан и организаций). Таким образом, государственный долг является одновременно и общественным активом.

     Однако  нельзя  недооценивать негативные  последствия внутреннего  долга, потому что при определенных  условиях он  может  стать  серьезной  проблемой  для  экономики  страны. Рассмотрим некоторые  из  самых  ярких проблем.Рост  внутреннего долга  опасен для  страны с низким  уровнем  доходов,  но,   следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования  государственных ценных  бумаг является  альтернативой инвестированию  свободных денежных  средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми  темпами выпуска государственных ценных  бумаг может привести к сокращению  основного капитала.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь