Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:01, реферат

Краткое описание

Определяющую роль в формировании и развитии любого современного общества играет государственное регулирование, обязательной составной частью которого является финансовая система. Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения своих функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита и, как следствие, государственного долга.

Оглавление

Введение

1. Понятие бюджетного дефицита, его виды и регулирование

1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения

1.2 Классификация бюджетного дефицита

1.3 Источники финансирования бюджетного дефицита

2. Понятие государственного долга и его роль в экономике

2.1 Содержание, виды и способы стабилизации государственного долга. Показатели государственного долга

2.2 Способы сокращения государственного долга

3. Особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь

3.1 Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь

3.2 Государственный долг Республики Беларусь

Заключение

Список использованной литературЫ

Файлы: 1 файл

Внешний долг.doc

— 85.00 Кб (Скачать)


Реферат

 

по дисциплине: Макроэкономика

 

на тему: Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь

 

 

 

Студента

 

А.А. Наливайко

 

 

Руководитель

 

Э.И. Лобкович

 

 

 

МИНСК 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

1. Понятие бюджетного дефицита, его виды и регулирование

 

1.1           Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения

 

1.2           Классификация бюджетного дефицита

 

1.3           Источники финансирования бюджетного дефицита

 

2. Понятие государственного долга и его роль в экономике

 

2.1 Содержание, виды и способы стабилизации государственного долга. Показатели государственного долга

 

2.2 Способы сокращения государственного долга

 

3. Особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь

 

3.1 Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь

 

3.2 Государственный долг Республики Беларусь

 

Заключение

 

Список использованной литературЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Определяющую роль в формировании и развитии любого современного общества играет государственное регулирование, обязательной составной частью которого является финансовая система. Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения своих функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита и, как следствие, государственного долга. Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны.

 

Бюджетный дефицит в настоящее время является объективным явлением: он характерен для большинства развитых стран мира. Существуют различные мнения по поводу того, какое влияния оказывает бюджетный дефицит на экономическое развитие страны.

 

Тема является актуальной, так как с проблемой дефицита бюджета сталкиваются в настоящее время большинство стран мира, в том числе и Республика Беларусь. Кроме того, дефицит бюджета является индикатором состояния экономики, а в условиях сложившейся экономической ситуации особенно важно поддерживать стабильность национальной экономики.

 

При написании работы использовались Бюджетный кодекс Республики Беларусь, соответствующие нормативно-правовые акты законодательства Республики Беларусь, различные учебные пособия, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати, а также электронные ресурсы.

 

 

1. Понятие бюджетного дефицита, его виды и регулирование

 

1.1           Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения

 

Бюджетный дефицит – это превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда. Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.[3, с.250]

 

Абсолютный размер бюджетного дефицита не является существенным макроэкономическим показателем. Наиболее рационально использовать следующие показатели бюджетного дефицита:

 

·                   Удельный вес дефицита государственного бюджета в ВВП

 

·                   Удельный вес дефицита государственного бюджета в объёме расходной части бюджета

 

Бюджетный дефицит рассчитывают по формуле:

 

 

BD=G-T,

 

 

где G – все государственные расходы; T – доходы бюджета.

 

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти. Доходы бюджета делятся на следующие основные группы:

 

·                   Налоговые доходы

 

·                   Взносы на государственное социальное страхование

 

·                   Неналоговые доходы

 

·                   Безвозмездные поступления

 

Выделяют следующие возможные причины бюджетного дефицита:

 

Ø    Циклические спады в экономике.

 

Ø    Рост государственных расходов

 

Ø    Ограниченность финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов) [3, с. 251]

 

Ø    Превышение сбережений над инвестициями. [5, с. 429]

 

Ø    Чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия и др.

 

1.2 Классификация бюджетного дефицита

 

 

В мировой практике выделяют следующие виды бюджетного дефицита:

 

ü    Циклический

 

ü    Структурный

 

Циклический бюджетный дефицит является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

 

Структурный дефицит государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

 

Также выделяют операционный, пер

 

Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т. е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга – его амортизация) является важной статьёй государственных расходов.

 

Первичный дефицит государственного бюджета – это разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

 

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – это существующий наряду с официальным, скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

 

Примерами квазифискальных операций являются:

 

1) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

 

2) накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд - просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д. Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются за счет льготных кредитов центрального банка;

 

3) финансирование центральным банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству; кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание «плохих долгов», а также рефинансирование центральным банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д. [2, с. 429 - 433]

 

Существуют несколько концепций бюджетного дефицита. Первая концепция основывается на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.

 

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. он был сбалансирован в ходе экономического цикла.[2, с. 216].

 

Третья концепция связана с идеей функциональных финансов. В соответствии с этим вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть сбалансирование экономики, а не бюджета.[2, 217]. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции.

 

Для устранения отрицательных последствий бюджетного дисбаланса необходимо разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. В условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2-3 % к валовому национальному продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации.

 

Сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:

 

1)                повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета;

 

2)                дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности;

 

3)                расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства;

 

4)                развитие территориально-регионального хозрасчета.

 

5)                возможность сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы, управление и т.п.;

 

6)                корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;

 

7)                реформирование бюджетного процесса в целом. [1, с. 262]

 

Возможно и другое решение - составление бюджета в двух вариантах в виде:

 

·                   текущего бюджета;

 

·                   бюджета развития.

 

Текущий бюджет составляется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а расходы сверх предполагаемых доходов найдут отражение в бюджете развития, который будет иметь отрицательное сальдо. В том и другом вариантах достигается цель: узаконить целевой характер бюджетного дефицита, обеспечить возможность контроля над движением привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью.

 

1.3  Источники финансирования бюджетного дефицита

 

 

Для финансирования расходов, превышающих реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В связи с этим встаёт вопрос об источниках покрытия бюджетного дефицита. Они разделяются на внешние и внутренние. Последние могут быть инфляционными и неинфляционными. [3, с. 259]

 

К внутренним неинфляционным источникам покрытия бюджетного дефицита относятся:

 

1)                Повышение налоговых ставок;

 

2)                Долговое финансирование (внутреннее);

 

3)                Кредиты национального банка

 

4)                Отсрочка платежей правительства

 

5)                Операции с принадлежащим государству имуществом (приватизация государственной собственности)

 

6)                Изменение остатков средств бюджета

 

7)                Секвестирование бюджета

 

Секвестирование-пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти.

 

Внутренние инфляционные Обычно правительства прибегают к монетизации дефицита в развивающихся странах и странах с переходной экономикой в тех случаях, когда из-за значительного внешнего долга исключается финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны.

 

При монетизации бюджетного дефицита, когда уровень инфляции в стране возрастает, может возникнуть «эффект Танзи» - сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплательщиками, что характерно для стран с переходной экономикой. В результате происходит обесценение денег, а следовательно, будущих государственных доходов, что экономически выгодно для налогоплательщика, но ведёт к возрастанию бюджетного дефицита. [2, с. 105]

 

К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

 

1)                Кредиты международных финансовых организаций

 

2)                Кредиты правительств иностранных государств

 

3)                Долговое финансирование (внешнее) – продажа государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования, населению других стран. Такой способ финансирования возможен в том случае, если уровень внутренних процентных ставок выше среднемирового. Установление таких ставок может быть результатом сознательных действий центрального банка страны.

 

2. Понятие государственного долга и его роль в экономике

 

2.1 Содержание, виды и способы стабилизации государственного долга. Показатели государственного долга

 

 

Государственный долг – это накопленная сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Различают капитальный и текущий государственный долг.

 

v    Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определённую дату, включая начисленные проценты

 

v    Текущий государственный долг – это сумма задолженности, которую необходимо погасить в текущем периоде.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь