Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:01, реферат
Определяющую роль в формировании и развитии любого современного общества играет государственное регулирование, обязательной составной частью которого является финансовая система. Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения своих функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита и, как следствие, государственного долга.
Введение
1. Понятие бюджетного дефицита, его виды и регулирование
1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения
1.2 Классификация бюджетного дефицита
1.3 Источники финансирования бюджетного дефицита
2. Понятие государственного долга и его роль в экономике
2.1 Содержание, виды и способы стабилизации государственного долга. Показатели государственного долга
2.2 Способы сокращения государственного долга
3. Особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь
3.1 Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь
3.2 Государственный долг Республики Беларусь
Заключение
Список использованной литературЫ
Реферат
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь
Студента
А.А. Наливайко
Руководитель
Э.И. Лобкович
МИНСК 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие бюджетного дефицита, его виды и регулирование
1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения
1.2 Классификация бюджетного дефицита
1.3 Источники финансирования бюджетного дефицита
2. Понятие государственного долга и его роль в экономике
2.1 Содержание, виды и способы стабилизации государственного долга. Показатели государственного долга
2.2 Способы сокращения государственного долга
3. Особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь
3.1 Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь
3.2 Государственный долг Республики Беларусь
Заключение
Список использованной литературЫ
ВВЕДЕНИЕ
Определяющую роль в формировании и развитии любого современного общества играет государственное регулирование, обязательной составной частью которого является финансовая система. Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения своих функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита и, как следствие, государственного долга. Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны.
Бюджетный дефицит в настоящее время является объективным явлением: он характерен для большинства развитых стран мира. Существуют различные мнения по поводу того, какое влияния оказывает бюджетный дефицит на экономическое развитие страны.
Тема является актуальной, так как с проблемой дефицита бюджета сталкиваются в настоящее время большинство стран мира, в том числе и Республика Беларусь. Кроме того, дефицит бюджета является индикатором состояния экономики, а в условиях сложившейся экономической ситуации особенно важно поддерживать стабильность национальной экономики.
При написании работы использовались Бюджетный кодекс Республики Беларусь, соответствующие нормативно-правовые акты законодательства Республики Беларусь, различные учебные пособия, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати, а также электронные ресурсы.
1. Понятие бюджетного дефицита, его виды и регулирование
1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения
Бюджетный дефицит – это превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда. Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.[3, с.250]
Абсолютный размер бюджетного дефицита не является существенным макроэкономическим показателем. Наиболее рационально использовать следующие показатели бюджетного дефицита:
· Удельный вес дефицита государственного бюджета в ВВП
· Удельный вес дефицита государственного бюджета в объёме расходной части бюджета
Бюджетный дефицит рассчитывают по формуле:
BD=G-T,
где G – все государственные расходы; T – доходы бюджета.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти. Доходы бюджета делятся на следующие основные группы:
· Налоговые доходы
· Взносы на государственное социальное страхование
· Неналоговые доходы
· Безвозмездные поступления
Выделяют следующие возможные причины бюджетного дефицита:
Ø Циклические спады в экономике.
Ø Рост государственных расходов
Ø Ограниченность финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов) [3, с. 251]
Ø Превышение сбережений над инвестициями. [5, с. 429]
Ø Чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия и др.
1.2 Классификация бюджетного дефицита
В мировой практике выделяют следующие виды бюджетного дефицита:
ü Циклический
ü Структурный
Циклический бюджетный дефицит является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
Структурный дефицит государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
Также выделяют операционный, пер
Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т. е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга – его амортизация) является важной статьёй государственных расходов.
Первичный дефицит государственного бюджета – это разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – это существующий наряду с официальным, скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Примерами квазифискальных операций являются:
1) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
2) накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд - просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д. Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются за счет льготных кредитов центрального банка;
3) финансирование центральным банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству; кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание «плохих долгов», а также рефинансирование центральным банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д. [2, с. 429 - 433]
Существуют несколько концепций бюджетного дефицита. Первая концепция основывается на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. он был сбалансирован в ходе экономического цикла.[2, с. 216].
Третья концепция связана с идеей функциональных финансов. В соответствии с этим вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть сбалансирование экономики, а не бюджета.[2, 217]. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции.
Для устранения отрицательных последствий бюджетного дисбаланса необходимо разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. В условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2-3 % к валовому национальному продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации.
Сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:
1) повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета;
2) дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности;
3) расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства;
4) развитие территориально-регионального хозрасчета.
5) возможность сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы, управление и т.п.;
6) корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;
7) реформирование бюджетного процесса в целом. [1, с. 262]
Возможно и другое решение - составление бюджета в двух вариантах в виде:
· текущего бюджета;
· бюджета развития.
Текущий бюджет составляется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а расходы сверх предполагаемых доходов найдут отражение в бюджете развития, который будет иметь отрицательное сальдо. В том и другом вариантах достигается цель: узаконить целевой характер бюджетного дефицита, обеспечить возможность контроля над движением привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью.
1.3 Источники финансирования бюджетного дефицита
Для финансирования расходов, превышающих реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В связи с этим встаёт вопрос об источниках покрытия бюджетного дефицита. Они разделяются на внешние и внутренние. Последние могут быть инфляционными и неинфляционными. [3, с. 259]
К внутренним неинфляционным источникам покрытия бюджетного дефицита относятся:
1) Повышение налоговых ставок;
2) Долговое финансирование (внутреннее);
3) Кредиты национального банка
4) Отсрочка платежей правительства
5) Операции с принадлежащим государству имуществом (приватизация государственной собственности)
6) Изменение остатков средств бюджета
7) Секвестирование бюджета
Секвестирование-
Внутренние инфляционные Обычно правительства прибегают к монетизации дефицита в развивающихся странах и странах с переходной экономикой в тех случаях, когда из-за значительного внешнего долга исключается финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны.
При монетизации бюджетного дефицита, когда уровень инфляции в стране возрастает, может возникнуть «эффект Танзи» - сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплательщиками, что характерно для стран с переходной экономикой. В результате происходит обесценение денег, а следовательно, будущих государственных доходов, что экономически выгодно для налогоплательщика, но ведёт к возрастанию бюджетного дефицита. [2, с. 105]
К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:
1) Кредиты международных финансовых организаций
2) Кредиты правительств иностранных государств
3) Долговое финансирование (внешнее) – продажа государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования, населению других стран. Такой способ финансирования возможен в том случае, если уровень внутренних процентных ставок выше среднемирового. Установление таких ставок может быть результатом сознательных действий центрального банка страны.
2. Понятие государственного долга и его роль в экономике
2.1 Содержание, виды и способы стабилизации государственного долга. Показатели государственного долга
Государственный долг – это накопленная сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Различают капитальный и текущий государственный долг.
v Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определённую дату, включая начисленные проценты
v Текущий государственный долг – это сумма задолженности, которую необходимо погасить в текущем периоде.
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь