Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:01, реферат
Определяющую роль в формировании и развитии любого современного общества играет государственное регулирование, обязательной составной частью которого является финансовая система. Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения своих функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита и, как следствие, государственного долга.
Введение
1. Понятие бюджетного дефицита, его виды и регулирование
1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения
1.2 Классификация бюджетного дефицита
1.3 Источники финансирования бюджетного дефицита
2. Понятие государственного долга и его роль в экономике
2.1 Содержание, виды и способы стабилизации государственного долга. Показатели государственного долга
2.2 Способы сокращения государственного долга
3. Особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь
3.1 Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь
3.2 Государственный долг Республики Беларусь
Заключение
Список использованной литературЫ
В странах, валюта которых не является свободно конвертируемой, государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед резидентами, а внешний – перед нерезидентами. При анализе внешней задолженности страны различают также следующие показатели: внешний долг и внешний государственный долг. Первый представляет собой более широкое понятие и превышает второй на сумму внешней задолженности резидентов, не гарантированную государством.
Стабилизировать и уменьшить государственный долг можно 3 способами:
1) Увеличив доходы бюджета и уменьшив его расходы;
2) Осуществив монетизацию бюджетного дефицита;
3) Полностью или частично отказавшись от уплаты долга.
2.2 Способы сокращения государственного долга
Управление государственным долгом – это комплекс мероприятий, направленных на его оптимизацию. Управление государственным долгом включает в себя 3 этапа:
1. Определение потребности в дополнительных финансовых ресурсах (определение предельных размеров государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбор инструментов привлечения ресурсов и повышения их использования)
2. Привлечение финансовых ресурсов (выпуск и размещение государственных ценных бумаг, получение кредита и предоставление государственных гарантий)
3. Погашение и обслуживание долговых обязательств (поиск источников финансирования для погашения и обслуживания государственного долга, снижения общих издержек, своевременного выполнения долговых обязательств)
Государственные долговые обязательства могут погашаться за счёт бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом.
При управлении государственным долгом могут использоваться следующие методы:
Рефинансирование – это погашение старой задолженности путём принятия новых обязательств.
Реструктуризация - пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга.
Конверсия – это изменение условий государственных займов в интересах должника.
Консолидация – это изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения путём перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Консолидация может совмещаться с конверсией.
Аннулирование государственного долга представляет собой отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом.
Это могут быть:
1) инфляция,
2) введение специальных налогов,
3) секвестрование бюджета.
Правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность или отсрочить выплату внешнего долга.
3. Особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь
3.1 Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь
Очевидно, что после распада СССР Беларуси достались практически разваленная постсоветская экономика, несовершенная система государственных финансов, в том числе и бюджетный дефицит, растущий из года в год.
Как следствие, в начале 90-х гг. Республика Беларусь столкнулась с дефицитом госбюджета. Впервые бюджет был сведён с дефицитом в 1992 году. Размер дефицита составил 2% ВВП. Максимального значения бюджетный дефицит достиг в 1993 году – 5,5% ВВП, или 17% к доходам бюджета.
С начала 1990-х гг. в Республике Беларусь для покрытия бюджетного дефицита использовалась денежная эмиссия и кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств. В 1993 – 1994 гг. основным источником покрытия дефицита были внешние займы. Например, в 1994 году за счёт этого источника было профинансировано более 60% бюджетного дефицита. В 1996 году дефицит более чем на 80% покрывался эмиссионными кредитами Национального банка. В 1998 – 2001 гг. из внутренних источников были профинансированы не только дефицит текущего года, но и погашение внешнего долга прошлых лет. В 2001 году благодаря развитию рынка ценных бумаг за счёт внутренних источников удалось покрыть около 50% объёма дефицита. [4, с. 42]
Дефицит республиканского бюджета в 2005 году сформировался в размере 432 млрд. руб., или 0,7 % ВВП, что соответствовало параметрам Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 гг. В 2005 году, как и годом раньше не привлекались к финансированию бюджетного дефицита кредиты Национального банка. Внутренние источники финансирования бюджета составили около 45%. Положительное сальдо внутреннего финансирования образовалось в основном за счёт размещения государственных ценных бумаг и поступлений от реализации принадлежащего государству имущества.
По данным Национального банка консолидированный бюджет Беларуси за январь-июнь 2009 года исполнен с дефицитом 895,2 млрд. бел. руб., или 1,5% к ВВП. За аналогичный период 2008 бюджет был исполнен с профицитом 3064,0 млрд., или 5,5% к ВВП.
Таблица 1 - Консолидированный бюджет Республики Беларусь за 2004-2009 гг.
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Доходы консолидированного бюджета
22057
30825
38391
48049
65663
62808
Расходы консолидированного бюджета
22036
31257
37256
47627
63811
63766
Дефицит(-), профицит(+)
консолидированного бюджета
+21
-432
+1135
+422
+1852
-958
По итогам января-июля текущего года республиканский бюджет Беларуси оказался дефицитным: правительство резко увеличило расходы на национальную экономику и жилищно-коммунальное хозяйство.
3.2 Государственный долг Республики Беларусь
Для оценки бремени внешнего долга страны Всемирный банк рекомендует рассчитывать следующие показатели: [4, с. 67]
· Отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг;
· Отношение внешнего долга к ВВП.
На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнями задолженности. Если величина первого показателя составляет более 220%, а второго – превышает 80%, то задолженность считается высокой. Если первый показатель находится в интервале от 132 до 220%, а второй – от 48 до 80%, то задолженность считается средней. Для характеристики текущего состояния внешней задолженности рассчитывают третий показатель – отношение платежей по погашению долга к экспорту. Его пороговая величина находится в интервале 20 – 25%. Показатели кредитоспособности нашей страны представлены в таблице Имеет место также понятие валовой внешний долг. Он представляет собой сумму внешней задолженности государства и резидентов Республики Беларусь. Показатели валового внешнего долга также находятся в пределах допустимой нормы, однако имеют устойчивую тенденцию к увеличению
Таблица 2 - О данных валового внешнего долга
Показатели
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Валовой внешний долг РБ
4 174.9
4 935.4
5 128.2
6 844.1
12 496.5
15 154.1
22 060.3
Краткосрочный
2 764.3
3 840.4
3 650.4
4 778.2
7 867.0
8 275.6
9 927.3
Долгосрочный
1 410.6
1 095.0
1 477.8
2 065.9
4 629.5
6 878.5
12 133.0
Обслуживание государственного долга является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь, рост последнего, обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства.
Предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Верховным Советом Республики Беларусь по предложениям Совета Министров Республики Беларусь. На сегодняшний день лимит прироста внутреннего государственного долга составляет 3%.
Делая выводы, нужно сказать, что государственный долг может являться как бременем для экономики так и принести ей весомые выгоды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях мирового финансового кризиса проблема дефицита государственного бюджета становится наиболее остро. Для Республики Беларусь проблема бюджетного дефицита стала актуальна Очевидно, что бюджетный дефицит в Республике Беларусь является следствием кризисных явлений в экономике.
Уменьшение доходов бюджета в Республике Беларусь связано с уменьшением экспорта белорусских предприятий, вызванного уменьшением спроса на нефтехимические продукты, калийные удобрения, трактора и т. д., В условиях ограниченности внутренних ресурсов бюджета необходимость активной поддержки национальной экономики заставляет искать внешние источники привлечения ресурсов в экономику страны. Основными кредиторами Республики Беларусь в настоящее время являются Россия и Международный валютный фонд. По состоянию на 1 января 2009 года внешний государственный долг составил 3,7 млрд. долл. США, или около 6,4% ВВП. Эта величина находится в пределах экономически безопасного уровня.
Республика Беларусь в настоящее время осуществляет переход от пассивной формы бюджетного дефицита, которая носит потребительский характер, к активной форме, что предполагает направление ресурсов на те экономические проекты, которые сразу дадут экономическую отдачу, а также на инновационные и экспотроориентированные предприятия.
Список использованной литературы
1. Актуальные проблемы социально-экономического развития Республики Беларусь: сборник научных статей молодых учёных, аспирантов, магистров и студентов; под редакцией В.Л. Клюки. – Гродно: ГрГУ, 2004 – 532 с.
2. Макроэкономика: Учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьёв, Л.Н. Новикова – Минск: БГЭУ,2007. – 415с.
3. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. 2-е издание, перераб. / Т.В. Сорокина. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 289 с.
4. Струк Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь: пособие / Т.Г. Струк – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь , 2006. – 95 с.
5. БГЭУ, 2006. – 543 с.
6. Электронный ресурс: http://www.belstat.gov.by. Дата доступа: 01.11.2010.
7. Электронный ресурс: http://www.nbrb.by/statistics/
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь