Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы заключается в раскрытии понятий государственный долг и бюджетный дефицит, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение страны.
Можно назвать следующие задачи данной курсовой работы:
Выявить сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов и причины их возникновения; дать характеристику государственному долгу и его видам, причинам возникновения
Раскрыть основные пути покрытия бюджетного дефицита и государственного долга, особенности их государственного регулирования
Изучить и дать анализ проблемам бюджетного дефицита и государственного долга в зарубежных странах.
Проанализировать динамику и структуру дефицита государственного бюджета и государственного долга Республики Беларусь.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………......4
1 Бюджетный дефицит и государственный долг: теоретические особенности
1.1 Бюджетный дефицит………………………………………..……...6
1.2 Государственный долг……………………………………………10
2 Проблемы регулирования бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………………………..…….14
3 Бюджетный дефицит и государственный долг в зарубежных странах…..…………………………………………………………………….…22
4 Особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь……………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………....33
Список использованных источников……………………………………35
Приложение А. Показатели государственного долга…………………..36
Приложение Б. Госпрограммы поддержки экономики, дефицит бюджета, государственный долг отдельных стран……………………………38
Приложение В. Государственный долг Республики Беларусь………...40

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ3.docx

— 281.29 Кб (Скачать)

     Другая  опасность связана  с  тем,  что  государство,  продавая  ценные  бумаги, конкурирует  на  рынке  ссудного  капитала с  частным  сектором.  В  результате конкуренции  ставка ссудного  процента  повышается, что  ведет к  совращению частных  инвестиций в  экономику  страны, чистого экспорта  и  частично  потребительских  расходов.

     Негативным  последствием роста  внутреннего  долга  является увеличение суммы  процентных  выплат по нему. Если  в  экономике  наблюдается стагнация  или  спад  производства, то  процентные  выплаты  могут оказаться неподъемными  для  страны. Поэтому необходимо  постоянно отслеживать  динамику  соотношения между  внутренним долгом  и  объемом   национального  производства. Если  долг  растет  медленнее, чем объем  валового внутреннего  продукта, то  это  означает уменьшение  его  доли в  национальном продукте. Если  же  темпы роста  внутреннего  долга обгоняют  темпы  роста  валового  внутреннего  продукта, то  доля  государственного долга  в последнем  будет   увеличиваться. Чтобы  при этом  его  последствия  не  стали  слишком тяжелыми  для  экономики, правительство должно предпринять определенные  меры  по  управлению  государственным долгом.

     Отметим, что для государства не столько важен абсолютный размер самого внутреннего долга, сколько его доля в национальном доходе, ВВП. Соотношение D/ВВП получило название «бремя государственного долга». Для погашения долга используется все большая доля национального дохода. Это негативно сказывается на экономическом росте страны: по расчетам американского экономиста Л. Саммерса, каждый доллар дефицита вызывает сокращение инвестиций приблизительно на 60 центов.

     Для измерения государственного долга  и международного сравнения долговой зависимости отдельных стран  в мировой практике применяется  ряд показателей и индикаторов  государственного долга. К их числу относятся:

  1.Внешний долг/Валовый внутренний продукт (%)

  2.Внешний долг/Экспорт товаров и услуг(%)

  3.Стоимость обслуживания внешнего долга/Экспорт товаров и услуг (%)

  4. Платежи процентов/Экспорт товаров и услуг (%)

  5. Платежи процентов/ВВП (%)

  6. Валютные резервы/Внешний долг (%)

  7. Краткосрочный внешний долг/Внешний долг (%).[7, c.197]

     Наиболее  употребляемыми из приведенных индексов являются первые три. Они показывают, как соотносится общая сумма  внешнего долга с годовым объемом  ВВП, годовой экспортной выручкой, а  также то, какая часть экспортной выручки страны уходит в порядке  обслуживания внешнего долга. Остальные  показатели по разным причинам, в частности  вследствие отсутствия соответствующих  статистических данных, применяются  реже.

     В некоторых странах используются дополнительные индексы, увязывающие  внешний долг с динамикой внутренних инвестиций, а также с государственным  бюджетом (см. Приложение А).

     Для любой  страны последствия внешнего долга более тяжелы, чем последствия внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать  другим  странам ценные  товары  и услуги, чтобы оплатить  проценты  и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной  страны.  Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор  может потребовать выполнения  ряда  условий, которые "неудобны" для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга   обычно  законодательно  устанавливается его лимит. По  оценкам  специалистов данный показатель  не  должен  превышать 25%.

     Рассмотрим  экономические последствия государственного долга:

  1. необходимостью обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;
  2. долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;
  3. увеличение налогов для оплаты государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;
  4. когда правительство берет заем на рынке капиталов для рефинансирования или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал и снижению инвестиционной активности;
  5. рост внешнего долга, безусловно, подрывает международный авторитет страны;
  6. чисто психологический эффект – с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне. [5, с. 17]      

     Таким образом, государственный долг – сумма задолженностей государства своим гражданам (внутренний долг) и другим странам (внешний долг). Для страны не столько важен сам долг, сколько его доля в ВВП. Если государственный долг превышает установленный лимит, это становится проблемой для государства и влечет за собой ряд негативных последствий. Поэтому государство старается не превышать установленные границы государственного долга.

     2. Проблемы регулирования и финансирования бюджетного дефицита и государственного долга

     Существуют  разные точки зрения по поводу регулирования  бюджетного дефицита. Так, например, до Великой депрессии 30-х годов ежегодно сбалансированный бюджет считался наиболее приемлемой целью государственной  финансовой политики. Это означает, что каждый финансовый год бюджет должен балансироваться, то есть должно существовать равенство между доходами и расходами. Однако при более  тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что сбалансированный бюджет в основном исключает или  в значительной степени уменьшает  эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания  экономического цикла.

     Концепция сбалансированности бюджета в ходе экономического цикла предполагает возможность одновременно достичь  соответствия между доходами и расходами  бюджета (на протяжении экономического цикла) и осуществлять антициклическое  воздействие на рыночные процессы. Логическое обоснование этой концепции  сводится к следующему. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство  должно снижать налоги и увеличивать  государственные расходы, то есть сознательно  вызывать дефицит бюджета. В ходе последующего экономического подъема  ему следует повышать налоги и  снижать правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может использоваться на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Основная проблема, возникающая в ходе практической реализации данной концепции, заключается  в том, что спады и подъемы  в экономическом цикле могут  быть неодинаковыми по глубине и  продолжительности. [6, с. 425]

     Следующая концепция связана с идеей  функциональных финансов. В соответствии с этим подходом, целью финансовой политики государства должна выступать  сбалансированность экономики, а не бюджета. При этом достижение макроэкономической  стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и растущим бюджетным дефицитом. Сбалансированность бюджета, согласно данной концепции, становится второстепенной проблемой в связи с тем, что:

  • налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере ускорения экономического роста. Макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться;
  • государственная власть обладает монопольным правом устанавливать налоги и создавать деньги, следовательно, ее способность финансировать дефицит практически безгранична;
  • проблемы, порождаемые значительным государственным долгом, не являются столь уж обременительными для экономики, особенно экономики высокоразвитой.

     Существует  три основных способа финансирования дефицита госбюджета: монетизация бюджетного дефицита, внешнее долговое финансирование, внутреннее долговое финансирование.

     В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны. Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться и в других формах, например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей.

     В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход  государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над  темпом роста реального ВВП, что  приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические  агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие  цены.

     В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание  налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный  бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного  напряжения создает экономические  стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в  результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти. [8, с. 176]

     Правительства особенно часто прибегают к этому  средству в критических ситуациях - во время войны, длительного кризиса. Последствия монетизации общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

     Внутреннее  долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

     Внутренними источниками финансирования дефицита бюджета могут выступать кредиты, полученные от кредитных организаций  в национальной валюте; государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг; бюджетные ссуды и  некоторые др.

     Наиболее  цивилизованная форма заимствования  государством средств считается  выпуск государственных займов. В  ходе их размещения государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний.

     Если  облигации государственного займа  размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при  их размещении в ЦБ. Однако последний  может скупить эти облигации  на вторичном рынке ценных бумаг  и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.

     В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций  во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых  и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного  налогообложения. Более того, при  высоком уровне процентных ставок и  значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

     Рост  бремени внутреннего долга увеличивает  и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности  снижения напряженности в бюджетно-налоговой  сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех  случаях, когда:

  1. сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;
  2. внутреннее предложение относительно эластично;
  3. внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;
  4. сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь