Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа
Главная цель данной курсовой работы заключается в раскрытии понятий государственный долг и бюджетный дефицит, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение страны.
Можно назвать следующие задачи данной курсовой работы:
Выявить сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов и причины их возникновения; дать характеристику государственному долгу и его видам, причинам возникновения
Раскрыть основные пути покрытия бюджетного дефицита и государственного долга, особенности их государственного регулирования
Изучить и дать анализ проблемам бюджетного дефицита и государственного долга в зарубежных странах.
Проанализировать динамику и структуру дефицита государственного бюджета и государственного долга Республики Беларусь.
Введение ………………………………………………………………......4
1 Бюджетный дефицит и государственный долг: теоретические особенности
1.1 Бюджетный дефицит………………………………………..……...6
1.2 Государственный долг……………………………………………10
2 Проблемы регулирования бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………………………..…….14
3 Бюджетный дефицит и государственный долг в зарубежных странах…..…………………………………………………………………….…22
4 Особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь……………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………....33
Список использованных источников……………………………………35
Приложение А. Показатели государственного долга…………………..36
Приложение Б. Госпрограммы поддержки экономики, дефицит бюджета, государственный долг отдельных стран……………………………38
Приложение В. Государственный долг Республики Беларусь………...40
Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к совращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.
Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению государственным долгом.
Отметим, что для государства не столько важен абсолютный размер самого внутреннего долга, сколько его доля в национальном доходе, ВВП. Соотношение D/ВВП получило название «бремя государственного долга». Для погашения долга используется все большая доля национального дохода. Это негативно сказывается на экономическом росте страны: по расчетам американского экономиста Л. Саммерса, каждый доллар дефицита вызывает сокращение инвестиций приблизительно на 60 центов.
Для измерения государственного долга и международного сравнения долговой зависимости отдельных стран в мировой практике применяется ряд показателей и индикаторов государственного долга. К их числу относятся:
1.Внешний долг/Валовый внутренний продукт (%)
2.Внешний долг/Экспорт товаров и услуг(%)
3.Стоимость обслуживания внешнего долга/Экспорт товаров и услуг (%)
4. Платежи процентов/Экспорт товаров и услуг (%)
5. Платежи процентов/ВВП (%)
6. Валютные резервы/Внешний долг (%)
7. Краткосрочный внешний долг/Внешний долг (%).[7, c.197]
Наиболее употребляемыми из приведенных индексов являются первые три. Они показывают, как соотносится общая сумма внешнего долга с годовым объемом ВВП, годовой экспортной выручкой, а также то, какая часть экспортной выручки страны уходит в порядке обслуживания внешнего долга. Остальные показатели по разным причинам, в частности вследствие отсутствия соответствующих статистических данных, применяются реже.
В некоторых странах используются дополнительные индексы, увязывающие внешний долг с динамикой внутренних инвестиций, а также с государственным бюджетом (см. Приложение А).
Для любой страны последствия внешнего долга более тяжелы, чем последствия внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной страны. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые "неудобны" для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. По оценкам специалистов данный показатель не должен превышать 25%.
Рассмотрим
экономические последствия
Таким образом, государственный долг – сумма задолженностей государства своим гражданам (внутренний долг) и другим странам (внешний долг). Для страны не столько важен сам долг, сколько его доля в ВВП. Если государственный долг превышает установленный лимит, это становится проблемой для государства и влечет за собой ряд негативных последствий. Поэтому государство старается не превышать установленные границы государственного долга.
2. Проблемы регулирования и финансирования бюджетного дефицита и государственного долга
Существуют
разные точки зрения по поводу регулирования
бюджетного дефицита. Так, например, до
Великой депрессии 30-х годов ежегодно
сбалансированный бюджет считался наиболее
приемлемой целью государственной
финансовой политики. Это означает,
что каждый финансовый год бюджет
должен балансироваться, то есть должно
существовать равенство между доходами
и расходами. Однако при более
тщательном рассмотрении этой проблемы
становится очевидным, что сбалансированный
бюджет в основном исключает или
в значительной степени уменьшает
эффективность фискальной политики
государства, имеющей антициклическую,
стабилизирующую
Концепция
сбалансированности бюджета в ходе
экономического цикла предполагает
возможность одновременно достичь
соответствия между доходами и расходами
бюджета (на протяжении экономического
цикла) и осуществлять антициклическое
воздействие на рыночные процессы.
Логическое обоснование этой концепции
сводится к следующему. Для того,
чтобы противостоять спаду, правительство
должно снижать налоги и увеличивать
государственные расходы, то есть сознательно
вызывать дефицит бюджета. В ходе
последующего экономического подъема
ему следует повышать налоги и
снижать правительственные
Следующая концепция связана с идеей функциональных финансов. В соответствии с этим подходом, целью финансовой политики государства должна выступать сбалансированность экономики, а не бюджета. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и растущим бюджетным дефицитом. Сбалансированность бюджета, согласно данной концепции, становится второстепенной проблемой в связи с тем, что:
Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета: монетизация бюджетного дефицита, внешнее долговое финансирование, внутреннее долговое финансирование.
В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны. Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться и в других формах, например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей.
В
случае монетизации дефицита (то есть
внутреннего банковского
В
условиях повышения уровня инфляции
возникает так называемый "эффект
Танзи" - сознательное затягивание
налогоплательщиками сроков внесения
налоговых отчислений в государственный
бюджет, что характерно для многих
переходных экономик. Нарастание инфляционного
напряжения создает экономические
стимулы для "откладывания" уплаты
налогов, так как за время "затяжки"
происходит обесценение денег, в
результате которого выигрывает налогоплательщик.
В итоге дефицит
Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях - во время войны, длительного кризиса. Последствия монетизации общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.
Внутренними
источниками финансирования дефицита
бюджета могут выступать
Наиболее цивилизованная форма заимствования государством средств считается выпуск государственных займов. В ходе их размещения государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний.
Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в ЦБ. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.
В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.
Рост
бремени внутреннего долга
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь