Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы заключается в раскрытии понятий государственный долг и бюджетный дефицит, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение страны.
Можно назвать следующие задачи данной курсовой работы:
Выявить сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов и причины их возникновения; дать характеристику государственному долгу и его видам, причинам возникновения
Раскрыть основные пути покрытия бюджетного дефицита и государственного долга, особенности их государственного регулирования
Изучить и дать анализ проблемам бюджетного дефицита и государственного долга в зарубежных странах.
Проанализировать динамику и структуру дефицита государственного бюджета и государственного долга Республики Беларусь.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………......4
1 Бюджетный дефицит и государственный долг: теоретические особенности
1.1 Бюджетный дефицит………………………………………..……...6
1.2 Государственный долг……………………………………………10
2 Проблемы регулирования бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………………………..…….14
3 Бюджетный дефицит и государственный долг в зарубежных странах…..…………………………………………………………………….…22
4 Особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь……………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………....33
Список использованных источников……………………………………35
Приложение А. Показатели государственного долга…………………..36
Приложение Б. Госпрограммы поддержки экономики, дефицит бюджета, государственный долг отдельных стран……………………………38
Приложение В. Государственный долг Республики Беларусь………...40

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ3.docx

— 281.29 Кб (Скачать)

     4. Особенности бюджетного  дефицита и государственного  долга в Республике  Беларусь 

     Предельные  размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом  о государственном бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Законопроект, составленный Министерством  финансов, представляется в парламент. Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в процентах к валовому внутреннему продукту.

     Характерным для бюджетного дефицита Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Это связано с  установившейся практикой частых корректировок  Закона о государственном бюджете.

    В начале 90-х гг. XX в. Республика Беларусь. столкнулась с огромным дефицитом  государственного бюджета, что не было связано с приобретением суверенитета государства, а явилось лишь выражением общего состояния экономики и  Государственного бюджета СССР, в  состав которого включался и бюджет БССР.

    Первое  время основным источником покрытия дефицита были внешние займы: их доля составляла 97,1 % дефицита в 1993 г. Со временем дефицит начинают обеспечивать за счет внутренних источников. В соответствии с решением Правительства Республики Беларусь, начиная с 2004 г., дополнительным источником финансирования бюджетного дефицита выступают средства от реализации принадлежащего государству имущества. Это самый безопасный способ финансирования.

     Рассмотрим  ситуацию с бюджетным дефицитом  на сегодняшний день в нашей стране. Согласно закону «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» общее финансирование бюджетного дефицита составляет 2 700 000 000,0 (тыс.р).

     Внутреннее  финансирование –13 414 368,0 (тыс.р):

     -источники  получаемые от Национального  Банка РБ - –100 000 000,0 (тыс.р);

     -источники,  получаемые от банков, иных юридических  и физических лиц-100 000 000,0 (тыс.р);

     -прочие  источники внутреннего финансирования- –18 518 464,0 (тыс.р);

     -поступления  от реализации принадлежащего  государству имущества-2 479 352 968,3 (тыс.р);

     -изменение  остатков средств бюджета- –2 474 248 872,3 (тыс.р).

     Внешнее финансирование-2 713 414 368,0(тыс.р):

     -кредиты  Международных финансовых организаций-  2 282 467 424,0(тыс.р);

       -кредиты правительств иностранных государств государств и иных иностранных кредиторов - 430 946 944,0 (тыс.р).[12]

     Эти данные свидетельствуют о том, что  в Беларуси применяется в основном неинфляционный источник покрытия дефицита. Данные лишний раз подтверждают неразвитость рынка государственных ценных бумаг, что обусловлено, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных  средств, как у банков, так и  субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.

     Необходимо  также отметить, что ряд проблем  остается и в сфере внешнего долга  страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием  кредитов предприятий. Очевидно, что  переложение платежей по долгам предприятий  на Правительство формирует не что  иное, как скрытый внешний государственный  долг и увеличивает дефицит бюджета.

     Следует заметить, что Минфин Беларуси без лишнего шума за счет ежемесячных корректировок за полгода повысил годовой прогноз дефицита бюджета на 2010 год более чем на триллион рублей. Согласно данным на 1 июля 2010 года годовой дефицит бюджета увеличен до 3844,5 млрд.р. (2,3% к ВВП). При этом прогноз доходов на текущий год практически не изменился по сравнению с первоначально утвержденными цифрами и составляет 35523,7 млрд.р. А вот прогноз расходов увеличен на 1145,8 млрд.р.  до 39368,2 млрд.р., что и привело к увеличению дефицита бюджета-2010 на 1114,5 млрд. р.

     Минфин  не уточняет, финансирование каких  мероприятий повлекло и приведет в дальнейшем к увеличению расходов бюджета. Ответ на этот вопрос следует  искать в избирательном характере  нынешнего года.

     Резкое  увеличение прогноза дефицита также  объясняет острую потребность властей  в размещении дебютного выпуска  евробондов, поскольку привлеченные средства позволят не только пополнить  золотовалютные резервы Нацбанка, но и частично погасить дефицит бюджета.

     Рассмотрим  ситуацию с государственным долгом в нашей стране.          Внешний долг республики появился в 1992г. Первые кредиты были предоставлены  Комиссией Европейского сообщества, США, Германией и Россией. Эти  заемные средства были использованы для закупки зерна, сахара, подсолнечного  масла, детского питания, медикаментов и медицинского оборудования, стабилизации платежного баланса и покрытия бюджетного дефицита. Такая направленность использования  внешних заемных средств на социально-значимые и невалютоокупаемые проекты  сохранилась до настоящего времени, предопределив проблемы с погашением и обслуживанием значительной части  долга.

     На  сегодня общая ситуация с внешней задолженностью Республики Беларусь находится в рамках установленных международными организациями критериев. Однако за последние годы   произошли кардинальные изменения в объеме и структуре валового   внешнего долга страны. Колоссальный его рост (почти в семь   раз за последние десять лет), увеличение доли корпоративного долга, краткосрочной составляющей,  конвертация внутреннего государственного долга во внешний (см. приложение В, рисунок В.1) обусловливают необходимость более тщательного исследования тенденций и динамики j   внешнего долга Беларуси.

     Управление  внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в  соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении  Положения о внешних государственных  займах (кредитах)» и законом о  республиканском бюджете на очередной  финансовый год.

     В качестве методологической основы формирования статистики внешнего долга нашей  страны выступают Руководство по платежному балансу (пятое издание, 1993 г.) и Руководство по статистике внешнего долга Международного валютного фонда (2003 г.). Эти руководства содержат положения, определяющие совокупный, то есть валовой внешний долг. В соответствии с ними валовой внешний долг республики на любой данный момент времени представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в некоторый будущий период времени и которая представляет собой обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами. Показатель валового внешнего долга Республики Беларусь содержит обязательства перед нерезидентами, классифицированные по институциональным секторам, срокам погашения и по типам долговых инструментов. Валовой внешний долг представляется в разбивке на следующие секторы экономики: органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, банки и другие секторы, включающие нефинансовые организации и домашние хозяйства.

     Разграничение между долгосрочными и краткосрочными обязательствами основано на критерии первоначального срока погашения. Так, долгосрочный внешний долг определяется как долг со сроком погашения свыше одного года или без установленного срока погашения. Краткосрочный долг определяется как долг, выплачиваемый по требованию или с первоначальным сроком погашения не более одного года.

     В классификации обязательств по финансовым инструментам выделяются такие категории, как долговые ценные бумаги, ссуды, торговые кредиты, другие долговые обязательства. Межфирменные кредиты между единицами, состоящими в отношениях прямого инвестирования, отражаются отдельно. Другие долговые обязательства и межфирменные кредиты подразделяются непосредственно на просроченную задолженность и прочие.

     Национальный  банк Республики Беларусь регулярно составляет и публикует статистику валового внешнего долга, строго придерживаясь норм и правил перечисленных руководств, осуществляя банковский надзор исключительно в банковском секторе.

     Проанализируем  динамику структуры внешнего долга  нашей страны в соответствии с  перечисленными законодательными и методологическими особенностями и вытекающими отсюда проблемами сопоставления данных, предоставляемых Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь.

     За  период с 1997 г. по 2009 г. величина валового внешнего долга Беларуси увеличилась в девять раз —с 1908,4 (в 1997 г.) до 17 624,2 млн. долл. США (в 2009 г.; см.приложение В, таблицу В.1), темпы роста которого, как правило, превышают темпы роста ВВП.

     Анализируя  структуру валового внешнего долга по секторам экономики, можно отметить постоянное преобладание и увеличение объема внешнего долга других секторов, удельный вес которого колебался от 36 до 75,8% в отдельные годы. Наименьшую долю составляет внешний долг органов денежно-кредитного регулирования, причем наблюдается его сокращение с 21,7% (на 01.01.1997) до 2,9% (на 01.01.2009). Размер внешнего долга органов государственного управления вначале уменьшался с 33,5% (на 01.01.1997) до 8,2% (на 01.01.2004), затем вновь его удельный вес в общем объеме достиг 25,5%. Доля внешнего долга банков на ранних этапах развития долговой ситуации по сравнению с другими секторами была незначительной - 8,8% (на 01.01.1997), увеличившись до 17,9% (к 01.07.2009; см. приложение В, таблицу В. 2).

     Динамика  объема внешнего государственного долга нашей страны представлена на рисунке В.2 в приложении  В. За период с 1992 г. по октябрь 2009 г. внешний долг вырос с 431,9 до 6 191,2 млн. долл. США (в четырнадцать раз), что составляет 12,66% ВВП при пороговом уровне 20%'. Основными держателями белорусского государственного внешнего долга выступают Россия (50,4%), МВФ(24,4%), Китай (12,7%), Венесуэла (8%) и другие кредиторы. Весь долг представлен долгосрочными обязательствами (средний срок кредитов — более одиннадцати лет) Правительства Республики Беларусь (свыше 90%) и обязательствами резидентов Республики Беларусь под гарантии Правительства (соответственно, менее 10%) по кредитам и займам. Кредиты с плавающей процентной ставкой составляют 78%, кредиты с фиксированной ставкой — 22%.

     В структуре валового внешнего долга  Республики Беларусь доля краткосрочного долга постоянно возрастала, достигнув  в 2005 г. максимума— 77,8% (пороговое значение — 50%). Начиная с этого периода  происходило его постепенное сокращение — до 50,4% (на 01.07.2009; см. приложение В, рисунок В.3). Основная масса краткосрочных внешних обязательств приходится на обязательства других секторов — от 69,1 до 87,9% в отдельные годы. Удельный вес органов денежно-кредитного регулирования в общем объеме краткосрочного валового внешнего долга колеблется от 0,3 до 4,5%; органов государственного управления — от 0,1 до 3,5%; банков — от 8,7 до 18,9%. Можно предположить, что для Беларуси, находящейся пока еще в фазе рецессии, долгосрочные долговые инструменты как государственных, так и частных внешних заимствований являются более рациональными, несмотря на их высокую стоимость, поскольку позволяют временно избегать крупных платежей по внешнему долгу и тем самым сохранять больше ресурсов для внутриэкономического развития. Однако проведение в нашей стране внешнедолговой политики в направлении увеличения сроков государственных обязательств должно быть осторожным и ограниченным во времени. В противном случае такая политика будет воздействовать на экономику государства проциклически, создавая в будущем пики долговых выплат, оказывая гнетущее влияние на воспроизводственный процесс. Анализ структуры валового внешнего долга Беларуси в разрезе финансовых инструментов показал следующее (см. приложение В, таблицу В.3). В общей сумме внешнего долга на протяжении рассматриваемого периода большую часть составляли обязательства по привлеченным кредитам и займам из-за рубежа, которые сосредоточены в основной массе у банков и в других секторах. Далее по размерам следует задолженность по коммерческим (торговым) кредитам, сформированная предприятиями по экспортноимпортным операциям с товарами и услугами. Отличительной особенностью таких кредитов является их связанный характер, то есть средства предоставляются для реализации конкретных проектов, касающихся поставок зарубежной продукции. Внешние долги в виде прямых кредитов практически не могут переуступаться или продаваться. Следовательно, на протяжении всего срока кредита в качестве кредитора выступает одно и то же заранее известное лицо или государство. Наличие заранее известного неизменного кредитора имеет свои преимущества и недостатки. Основное преимущество — в относительной безопасности заемщика от концентрации прав требования в руках нежелательных лиц. С другой стороны, явный недостаток заключается в ограничении возможностей и усложнении реструктуризации данной формы задолженности.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь