Государственный долг и дефицит бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Государственный долг РФ 4
1.1 Общие положения государственного долга 4
1.2 Виды государственного долга 14
1.3 Формы государственного долга 19
1.4. Дефицит бюджета 19
Глава 2. Внутренний и внешний государственный долг 25
2.1 Понятие внутреннего государственного долга 25
2.2 Внешний государственный долг 29
2.3 Проблемы и противоречия государственного долга 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 479.50 Кб (Скачать)
Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Байкальский Государственный Университет Экономики  и Права

Курсовая  работа на тему:
Государственный долг и дефицит бюджета
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Исполнитель:                                                                          Корнилова Ольга

(гр. ТД-10-8)                                                                           Валериевна

Проверил:                                                                               Максимов Игорь 

                                                                                                 Борисович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Иркутск, 2011

     
 
     

     СОДЕРЖАНИЕ 

 

      ВВЕДЕНИЕ

 

      В последнее время интерес финансистов  к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.

      Хотя сейчас в Российской Федерации больших проблем с дефицитом бюджета не наблюдается, несмотря на мировой экономический кризис. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению (к этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета). Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов, как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление  размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.

 

      Глава 1. Государственный долг РФ

     1.1 Общие положения государственного долга

 

    Проблема  долговой зависимости государства  и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела  актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

    Под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных  заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства третьих лиц.

    Первое  основание возникновения государственного долга – это государственные  и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

    Вторым  основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов  РФ и муниципалитетов являются кредитные  соглашения и договоры, которые могут  заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов  

    Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.  

    Четвертым основанием являются факты, когда государство  или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

    Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

    Для государства на федеральном и  региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида – внутреннего долга.

    Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных  субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга.

    Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы  основным кредитором было население  своей страны и чтобы как можно  меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. Суверенитет – это независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах, один из основополагающих принципов конституционного, а также международного права. Имеет две взаимосвязанные формы: национальный (народный) суверенитет и государственный суверенитет.

    По  структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:

    задолженности владельцам ГКО-ОФЗ;

    задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета;

    задолженности, появившейся вследствие взятого  на себя государством обязательства  по восстановлению сбережений граждан;

    внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ;

    вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами.

    Предоставляя  для Российской Федерации право  приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный  кодекс устанавливает при этом порядок  определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.

    Для федерального уровня долговых обязательств государства Бюджетный кодекс устанавливает  верхний предел государственного внутреннего  долга, верхний предел государственного внешнего долга и отдельно предел государственных внешних заимствований на очередной финансовый год. Указанные предельные показатели долговых обязательств устанавливаются для всех уровней бюджетной системы. На федеральном уровне конкретные цифры предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, а также отдельно предельные показатели внешних заимствований устанавливаются федеральным законом о бюджете на очередной год, в котором показатели долговых обязательств подлежат конкретизации по формам обеспечения.2

    За  годы реформ налоговые доходы государства  резко уменьшились, что связано  с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства, с  начатой и не доведенной до конца  налоговой реформой, низким внутренним спросом, уходом бизнеса в теневую  экономику, массовыми уклонениями от уплаты налогов. Около половины доходов приходится на пятую часть россиян, которая не платит налогов с трех четвертей своих доходов. Их как раз и не хватает для выполнения государством социальных обязательств.

     Доходная  часть бюджета все эти годы падала, а расходы государства сокращались недостаточно для того, чтобы установилось бюджетное равновесие. Кроме того, в условиях хронического недовыполнения бюджетных планов по доходам секвестирование расходов проводилось под давлением лоббирующих групп (АПК, ВПК, банковский и минерально-сырьевой секторы). Секвестирование - специальный механизм, который вводится в случаях, когда при исполнении бюджета превышен установленный уровень бюджетного дефицита либо сократились поступления от доходных источников, в результате чего становится невозможным финансирование предусмотренных в бюджете мероприятий.

     Механизм  секвестирования заключается в  пропорциональном снижении государственных  расходов на 5%, 10% и т.д. ежемесячно по всем (кроме защищенных) статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

      В результате сложилась крайне нерациональная структура расходов, которая не способна обеспечить ни экономический рост, ни поддержание достаточного уровня социально-политической стабильности в обществе.

    С другой стороны, существуют серьезные  ограничения на дальнейшее сокращение расходов. Сказывается сложившийся  в советское время и ставший  привычным уровень государственной  поддержки населения. Кроме того, отношение россиян к экономическим преобразованиям во многом определяется динамикой социальных расходов государства. Его расходы на поддержание высокого уровня образования отражаются на темпах экономического роста. Важно и то, что дальше уменьшать расходы на управление, оборону, правоохранительные органы, дотации региональным бюджетам вряд ли удастся без предварительных радикальных реформ в этих сферах, что, в свою очередь, требует немалых бюджетных средств.

    На  возможности сокращения расходов государства  серьезно влияет заложенный в Конституцию механизм формирования институтов власти. Сильная президентская республика призвана ограничить популистскую и лоббистскую активность законодателей. Однако на практике независимость от Госдумы не только оградила правительство от популизма, но и поставила депутатов в комфортное и политически беспроигрышное положение, когда парламент в глазах населения не отвечает за результаты заложенной в бюджете нереалистичной социально-экономической политики. В итоге страна получала бюджет с дефицитом и вытекающими отсюда последствиями. Переломить эту тенденцию удалось лишь с 2000 г. в связи с изменениями в политическом спектре Госдумы.

    Дефицит бюджета покрывается разными  способами: с помощью денежной эмиссии  в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках.

    Заимствование финансовых ресурсов использовалось с  разными целями, и далеко не  всегда с целью реализация какого-либо конкретного  проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.

    Отказавшись платить долги своим и иностранным  гражданам, правительство России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками.

    Теперь  подойдём к более не далёким годам. Так в 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (союзный долг тогда оценивался в 108 миллиардов долларов), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР.

    Однако  получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства  по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров. Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года. Первоначально прогрессу переговоров препятствовала позиция банков-кредиторов, настаивавших на отказе России от государственного иммунитета (это означало, что взыскания кредиторов могли быть обращены на активы СССР или России за рубежом). Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролловеры). Всего в рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролловер. В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на общую сумму 32,3 миллиарда долларов, включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом.

Информация о работе Государственный долг и дефицит бюджета