Бюджет и финансовая политика. Бюджетный дефицит и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности и функции государственных финансов, их влияния на развитие общества и выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.
Изучение аспектов данной темы будет способствовать финансовой стратегии российского государства, выработке подходов к преодолению сложнейших экономических, социальных и территориальных диспропорций в развитии страны. Таким образом, тема исследования представляется достаточно актуальной.

Оглавление

Введение……………………………………………………………. 5
1. Государственные финансы: сущность и структура..…………. 7
1.1. Сущность государственных финансов………………………. 7
1.2. Функции государственных финансов…………………….… 8
1.3. Принципы и роль государственных финансов…………….. 10
1.4. Сущность и роль государственных финансов в России….. 11
2. Государственная финансовая политика………………………. 16
2.1. Основные направления финансовой политики……..……… 16
2.2. Механизм реализации финансовой политики……………… 18
3. Государственное регулирование финансов. 22
4. Российский бюджет и перспективы повышения эффективности его функционирования……………………………………………………… 25
4.1. Госбюджет России на 2011-2013г.г………………………… 25
Заключение…………………………………………………………. 28
Список использованной литературы…………………………….. 30

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 148.00 Кб (Скачать)
  1. Бюджет  и финансовая политика. Бюджетный  дефицит и государственный долг.
 

    Содержание

    Введение……………………………………………………………. 5

    1. Государственные финансы: сущность  и структура..…………. 7

    1.1. Сущность государственных финансов………………………. 7

    1.2. Функции государственных финансов…………………….… 8

    1.3. Принципы и роль государственных финансов…………….. 10

    1.4. Сущность и роль государственных  финансов в России….. 11

    2. Государственная финансовая политика………………………. 16

    2.1. Основные направления финансовой  политики……..……… 16

    2.2. Механизм реализации финансовой политики……………… 18

    3. Государственное регулирование  финансов. 22

    4. Российский бюджет и перспективы повышения эффективности его функционирования………………………………………………………  25

    4.1. Госбюджет России на 2011-2013г.г………………………… 25

    Заключение…………………………………………………………. 28

    Список  использованной литературы…………………………….. 30                      
 
 
 

    Введение   

    Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

    Одной из ключевых проблем общественного  развития является вопрос об определении  места и роли финансов развитии общества.

    Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене.  
В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств.

    Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения.

    Изучение  проблем, связанных с воздействием финансов на развитие страны, отдельных  отраслей или групп населения  прослеживается с эпохи возникновения  раннеклассовых обществ. Одним из важнейших условий повышения благосостояния граждан и всего государства в целом является повышение экономических знаний, подготовка специалистов имеющих глубокие знания о финансах, их структуре, функциях и умеющих применять эти знания на практике, создание государством благоприятных условий для развития предприятий и малого бизнеса.

    Функционирование  отдельных элементов механизма  финансового регулирования экономики  и социальной сферы, организация  одноименного процесса в конкретных государствах, безусловно, являются предметом изучения достаточно большого круга экономистов.

    Задачи  данной работы — рассмотрение понятия  государственный финансовый контроль, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления контроля со стороны властных структур Российской Федерации.

Целью работы является изучение сущности и функции государственных финансов, их влияния на развитие общества и выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

    Изучение аспектов данной темы будет способствовать финансовой стратегии российского государства, выработке подходов к преодолению сложнейших экономических, социальных и территориальных диспропорций в развитии страны. Таким образом, тема исследования представляется достаточно актуальной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Государственные финансы: сущность и структура. 

    1.1. Сущность и задачи государственных финансов.

    Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство; совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. 

    Материальную  основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов.

    Государственные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

    Государственные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства  и являются ее центральным звеном (рис. 1).

    

    Рис.1. Состав государственных и муниципальных финансов  

    Финансы как экономическая категория  зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к  взаимосвязям между финансами макроуровня  и финансами микроуровня.

    Государственные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения.

    Государственные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач. 

    1.2. Функции государственных  и муниципальных  финансов 

    Государственные и муниципальные финансы как  экономическая категория проявляются  в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

    Основные функции финансовой системы. Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

    1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления.

    2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. и финансовых ресурсов государства.

    3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах.

    4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

    Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

    1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

    Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов.

    Распределительная функция заключается в том, что  вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий  перед бюджетом, банками, контрагентами. Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

    2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

    1. Контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

    2. Контроль за реализацией стратегии финансирования.

    Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного  уровня, внебюджетный фонд, предприятие  или учреждение и т.п.

    Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов. 

    1.3. Принципы и роль  государственных  и муниципальных  финансов 

    Состояние государственных и муниципальных  финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

    Государственные и муниципальные финансы ориентированы  на следующие основные принципы:

  • единства законодательной и нормативной базы;
  • открытости и прозрачности;
  • разграничения полномочий и предметов ведения;
  • целевой ориентированности;
  • научного подхода к реализации намеченных целей;
  • экономичности и рациональности;
  • управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

    Достижение  целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

    Особое  значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

    1) экономической стабилизации;

    2) адаптации к рыночным преобразованиям;

    3) стимулированию инвестиционной  активности.  

    1.4. Сущность и роль  государственных  финансов в России

    Сегодня, как никогда, важно каждому россиянину хорошо знать природу финансов, глубоко  разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в целях эффективного развития общественного производства. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере нашей страны, теснейшим образом связано с личным благополучием каждого.

    Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

    Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью  государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных  подразделениях народного хозяйства.

Информация о работе Бюджет и финансовая политика. Бюджетный дефицит и государственный долг