Бюджет и финансовая политика. Бюджетный дефицит и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности и функции государственных финансов, их влияния на развитие общества и выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.
Изучение аспектов данной темы будет способствовать финансовой стратегии российского государства, выработке подходов к преодолению сложнейших экономических, социальных и территориальных диспропорций в развитии страны. Таким образом, тема исследования представляется достаточно актуальной.

Оглавление

Введение……………………………………………………………. 5
1. Государственные финансы: сущность и структура..…………. 7
1.1. Сущность государственных финансов………………………. 7
1.2. Функции государственных финансов…………………….… 8
1.3. Принципы и роль государственных финансов…………….. 10
1.4. Сущность и роль государственных финансов в России….. 11
2. Государственная финансовая политика………………………. 16
2.1. Основные направления финансовой политики……..……… 16
2.2. Механизм реализации финансовой политики……………… 18
3. Государственное регулирование финансов. 22
4. Российский бюджет и перспективы повышения эффективности его функционирования……………………………………………………… 25
4.1. Госбюджет России на 2011-2013г.г………………………… 25
Заключение…………………………………………………………. 28
Список использованной литературы…………………………….. 30

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

    На  общегосударственном уровне аппарат  управления финансовой системой включает следующие органы:

  • профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ; 
  • Министерство финансов РФ и его органы на местах; 
  • Центральный банк РФ; 
  • Министерство РФ по налогам и сборам; 
  • Федеральная налоговая служба РФ; 
  • Государственный таможенный комитет РФ; 
  • Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; 
  • Министерство государственного имущества; 
  • исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

    Управление финансами на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.

    Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Федеральная налоговая служба.

    Среди всех органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных в разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

    На  Министерство финансов возложены следующие задачи:  
1) Разработка и реализация единой государственной финансовой политики; 

2) Составление проекта и исполнение федерального бюджета; 

3) Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; 

4) обеспечение  устойчивости государственных финансов  и осуществление мер по развитию финансового рынка

    Основными подразделениями Министерства финансов являются бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита; главное управление Федерального казначейства. 
Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

  • участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
  • организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;
  • обеспечивает исполнение федерального бюджета, а так же государственных федеральных внебюджетных фондов;
  • разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной налоговой службы РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
  • принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;
  • разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
  • разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;
  • управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ;

    Важным  подразделением Министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. 
Основными задачами органов Федерального казначейства являются:  
1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации;  
2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;  
3) финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;  
4) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

5) управление  совместно с Банком России  государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;  
6) представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.

    Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются:

    1) организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению;

    2) определение эффективности и  целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной собственности;

    3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    4) регулярное предоставление Совету  Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения  федерального бюджета и результатов  проводимых контрольных мероприятий.

    Министерство  РФ по налогам и сборам и его  органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения взносов в бюджет всех обязательных платежей.

    Федеральная служба страхового надзора осуществляет государственный надзор за страховой  деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиту прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Также устанавливает общие требования к лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, осуществляет контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, соблюдением методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования. 
 
 
 
 
 
 

    2. Государственная финансовая политика.

    2.1. Основные направления финансовой политики

    Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная  финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Финансовая политика включает следующие направления:

    1) налоговую политику;

    2) бюджетную политику;

    3) денежно-кредитную политику;

    4) институциональные преобразования;

    5) инвестиционную политику;

    6) социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

  • снижение социальной напряженности;
  • оздоровление государственных финансов;
  • восстановление нормального функционирования банковской сферы;
  • сбалансированность товарных и денежных потоков;
  • разумное расширение финансово-экономической самостоятельности
  • регионов в рамках единого федеративного государства;
  • искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

    1. Важной составной частью финансовой  политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.

    2. Разрешение бюджетного кризиса  является первостепенной задачей бюджетной политики.

    3. Важнейшая задача денежно-кредитной политикипреодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения.

    4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления.

    5. Финансовая политика государства  имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:

  • выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
  • увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
  • разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;
  • сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
  • реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
  • упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
  • регулирование вынужденной миграции.

    6. Для реализации финансовой политики  особую важность имеет инвестиционная деятельность. 

    2.2. Механизм реализации финансовой политики

    На  протяжении последних лет Россия неотвратимо приближалась к финансовому  коллапсу. Этот путь она прошла в условиях острого системного кризиса. Продолжающийся спад промышленного производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения. В эти годы реформирование экономики осуществлялось в следующих направлениях:

    1) создание олигархического слоя, воплощающего оперативную тактику  реформ;

    2) приведение институциональной базы  в соответствие с усилением  сырьевой направленности реального  сектора экономики и подчинение  ей внешнеторговой деятельности  государства; 

    3) подавление инвестиционной активности  государственного сектора экономики,  связанного в первую очередь с финансированием фундаментальной науки, высоких технологий и реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов, обеспечивающих в перспективе национальную безопасность и государственный суверенитет;

    4) либерализация денежно-кредитного и финансового рынков в направлении привлечения спекулятивного капитала, в том числе иностранного;

    5) реализация модели бюджетного  федерализма, расширяющей полномочия  субъектов РФ без соответствующего  разграничения предметов ведения  и учета реального финансового потенциала, приводящей к фактической дезинтеграции регионов, заключение двухсторонних соглашений между Федерацией и субъектом Федерации, зачастую противоречащих интересам национальной безопасности;

    6) устранение государства от реализации  принципа социальной справедливости и обеспечения гарантированного уровня благосостояния; коммерциализация социальной сферы, сползание к индивидуальному принципу удовлетворения социальных потребностей без учета роста реальных доходов населения.

    Рассмотрим  возможные решения социально-экономических и финансовых проблем.

    1. Сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может быть достигнута за счет увеличения сбора налогов и сокращения расходов, расширения эмиссионных и неэмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита.

Информация о работе Бюджет и финансовая политика. Бюджетный дефицит и государственный долг