Внешний государственный долг, обслуживание государственного дога, дефицит бюджета, государственный займ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Оглавление

Введение
1 Сущность государственного кредита и государственного долга
2 Развитие и современное состояние государственного долга и возможности его использования 15
3 Управление государственным долгом 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение А. Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2004 - 2010 гг., млн. долл. США……………………………………………………………………….31
Приложение Б. Относительные показатели обслуживания валового внешнего долга Республики Беларусь за 2003-2009 гг…………………………………….32
Приложение В Относительные показатели валового внешнего долга Республики Беларусь за 2003- 2009 гг…………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Гос долг и его значение.doc

— 379.00 Кб (Скачать)


РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 35 с, 6 табл., 2 рис., 15 источников

 

ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАЙМ

 

Объект исследования - экономика Республики Беларусь.

Предмет исследования - государственный долг.

Цель курсовой работы - определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность и инструменты регулирования государственного долга Республики Беларусь;

- провести анализ динамики внешнего долга Республики Беларусь;

- рассмотреть методы управления внешним государственным долгом.

Методы исследования: сравнительного анализа, системного анализа, методы обобщения и синтеза, экономико-математические методы анализа данных статистической отчетности.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

(подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

1 Сущность государственного кредита и государственного долга

2 Развитие и современное состояние государственного долга и возможности его использования              15

3 Управление государственным долгом              22

Заключение              28

Список использованных источников              30

Приложение А. Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и    финансовых инструментов за 2004 - 2010 гг., млн. долл. США……………………………………………………………………….31

Приложение Б. Относительные показатели обслуживания валового внешнего долга Республики Беларусь за 2003-2009 гг…………………………………….32

Приложение В Относительные показатели валового внешнего долга Республики Беларусь за 2003- 2009 гг…………………………………………..33

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной собственности) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или дефицитное финансирование).

В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Сегодня значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При этом основная его часть - это задолженность, возникшая в последние два-три десятилетия и связанная с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики. Популярность использования методов дефицитного финансирования самыми различными правительствами, придерживающимися подчас диаметрально противоположных взглядов на роль государства в экономическом процессе, объясняется прежде всего тем, что:

1) с помощью государственной задолженности удается ослабить постоянные противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных средств;

2) как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, государственный долг может являться важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития страны;

3) финансирование дополнительных государственных расходов посредством государственного долга связано обычно с меньшими негативными последствиями как для функционирования экономики (например, по сравнению с практикой использования эмиссионных источников), так и для правящей политической элиты (позволяя избежать или отсрочить повышение налоговых ставок);

4) стратегия управления государственным долгом и адекватная ей стратегия в области финансирования дефицита госбюджета выступают главными элементами, балансирующими всю схему бюджетной политики в целом.

В тоже время, необоснованное использование государственных займов, выбор неподходящих форм и инструментов финансирования бюджетных дефицитов в совокупности с безответственной денежно-кредитной политикой Центральных банков имеют серьезные дестабилизирующие последствия для экономического развития стран. Таким образом, растущий государственный долг, с одной стороны, может быть связан с осуществлением государственного регулирования экономики, направленного на обеспечение прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, а с другой - во многих случаях является отражением кризисных процессов, протекающих в экономике, и требует принятия со стороны правительства незамедлительных стабилизационных мер.

Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования внутренних противоречий в системе государственного вмешательства в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности.

Объектом исследования данной курсовой работы является экономика Республики Беларусь.

Предметом исследования является внешний государственный долг.

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность и инструменты регулирования государственного долга Республики Беларусь;

- провести анализ динамики внешнего долга Республики Беларусь;

- рассмотреть методы управления внешним государственным долгом.

Методы исследования: сравнительного анализа, системного анализа, методы обобщения и синтеза, экономико-математические методы анализа данных статистической отчетности.

Теоретической и методологической основой написания работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, публикации специалистов, нормативно-правовая база Республики Беларусь, справочная литература статистические данные.

 

 


1 Сущность государственного кредита и государственного долга

 

Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических проблем путем государственных заимствований порождает государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов. Они оформляются путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги  подразделяются на: краткосрочные казначейские обязательства (со сроком по- гашения до 1 года), среднесрочные – ноты (до 5 лет) и долгосрочные облигации (свыше 5 лет). Основными держателями государственных ценных бумаг являются правительственные учреждения и фонды, центральный и коммерческие банки, другие финансовые институты, население. На долю государственных ценных бумаг приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран.

Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.).

Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни.

Государственный долг, особенно при условии его возрастания, вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Рассмотрим основные последствия накопления государственного долга. Во-первых, госдолг приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу держателей государственных ценных бумаг, которые, как правило, являются наиболее имущей частью общества. В свою очередь это ведет к углублению расслоения в обществе и росту социальной напряженности. Во-вторых, поиски источников погашения приводят к необходимости повышения налогов и усилению государственного вмешательства в экономику, что отрицательно сказывается на хозяйственной активности. В-третьих, возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. Если государственные займы были истрачены на текущее потребление, а не на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами то рост долга и процентов по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению потребления в будущем. В-четвертых, быстро растущие издержки по процентам всё более затрудняют сокращение бюджетного дефицита, так как выплаты процентов по государственному долгу оборачиваются новыми расходами бюджета, новыми займами для расчета по старым долгам. В-пятых, рост внешнего долга способствует усилению зависимости страны от других государств что ограничивает возможности ведения самостоятельной внешней политики с целью обеспечения собственных интересов. Также значительный и возрастающий внешний долг вызывает значительные трудности при получении новых кредитов.

Возникновение и рост государственного долга обусловливают необходимость управления им. Управление государственным долгом – это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

Конверсия и консолидация государственного долга являются важнейшими приемами, используемыми в процессе управления государственным долгом

Конверсия государственных займов предполагает изменение их первоначальных условий, например срока, процента и др. Как правило, правительства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату задолженности, поэтому чаще всего конверсия сводится к превращению краткосрочных займов в средне- и долгосрочные обязательства. Существуют несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец государственной ценной бумаги может выбирать: либо согласиться с новыми  условиями, либо погасить бумагу. При  принудительной конверсии владелец обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий. Конверсия обычно осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.

Консолидация государственного долга производится путем продления срока действия кратко и среднесрочных займов или путем унификации ранее выпущенных  кратко и среднесрочных займов в один долгосрочный заем. Так формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов. Это приводит к тому, что отодвигаются сроки выплат по долгу. Погашение старой государственной задолженности с помощью выпуска новых займов называется рефинансированием.

Существует две точки зрения на государственный долг.

Государственный  долг  -  это  задолженность,  накопившаяся  у  правительства,  в  результате  заимствования  денег  для  финансирования  прошлых  бюджетных  дефицитов.

В  соответствии  с  традиционной  точкой  зрения  государственные  займы  -  фактор  уменьшения  национальных  сбережений  и  сдерживания  накопления  капитала.  Этой  точки  зрения  придерживается  большинство  экономистов.  Однако  существует  другая  точка  зрения,  называемая  равенством  Рикардо,  которой  придерживается  небольшая,  но  очень  влиятельная  группа  экономистов.  В  соответствии  с  рикардианской  точкой  зрения,  государственный  долг  не  влияет  на  сбережения  и  накопление  капитала.

Как  снижение  налогов  и  бюджетный  дефицит  повлияют  на  состояние  экономики  с  традиционной  точки  зрения?

Снижение  налогов,  финансируемое  правительством  за  счёт  займов,  будет  оказывать  воздействие  на  экономику  по  многим  направлениям.  Снижение  налогов  сразу  же  вызовет  рост  потребительских  расходов.  Рост  потребительских  расходов  влияет  на  состояние  экономики  как  в  краткосрочном,  так  и  долгосрочном  периоде.

На  протяжении  краткосрочного  периода  увеличение  потребительских  расходов  приводит  к  росту  спроса  на  товары  и  услуги  и,  таким  образом,  к  росту  объёма  производства  и  занятости.  Однако  ставка  процента  будет  также  расти  из-за  обострения  конкуренции  между  инвесторами  в  связи  со  снижением  объёма  сбережений.  Повышение  ставки  процента  будет  сдерживать  инвестиции  и  стимулировать  приток  иностранного  капитала.  Курс  национальной  валюты  по  отношению  к  иностранным  валютам  будет  расти,  что  приведёт  к  снижению  конкурентоспособности  национальных  фирм  на  мировом  рынке.

Информация о работе Внешний государственный долг, обслуживание государственного дога, дефицит бюджета, государственный займ