Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:58, курсовая работа
определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Введение
1 Сущность государственного кредита и государственного долга
2 Развитие и современное состояние государственного долга и возможности его использования 15
3 Управление государственным долгом 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение А. Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2004 - 2010 гг., млн. долл. США……………………………………………………………………….31
Приложение Б. Относительные показатели обслуживания валового внешнего долга Республики Беларусь за 2003-2009 гг…………………………………….32
Приложение В Относительные показатели валового внешнего долга Республики Беларусь за 2003- 2009 гг…………………………………………..33
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.
Регулирующая функция. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита финансируется развитие производства, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые Центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков. В России подобные операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства и в то же время стимулирует их создавать накопления, приобретая государственные ценные бумаги.
До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.
Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет региональных бюджетов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
Контрольная функция. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории. Во-первых, она очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств, во-вторых, охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность привлечения ресурсов, в-третьих, осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами
В социально-экономическом развитии Республики Беларусь период 1991-2000 гг. явился переломным этапом в преодолении глубоких кризисных явлений, происходивших в стране после распада СССР.
Современный этап новейшей истории Республики - период трансформации экономического курса с целью вывести из кризиса финансовую систему страны и придать новый импульс экономическому развитию. На сегодняшний день нет страны в мире, в которой бы имелась совершенная финансовая система: у каждого государства имеются свои проблемы. Беларусь не является исключением: среди прочих проблем управления государственными финансами, возникающих в связи с переходом к рыночным взаимоотношениям, Правительство страны решает проблемы обслуживания государственного долга.
Валовой внешний долг Республики Беларусь на любой данный момент времени представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в некоторый будущий период времени и которая представляет собой обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами.
В состав внешнего долга не включаются:
- акционерный капитал предприятий прямого инвестирования, другие формы участия в капитале, а также реинвестированные доходы, поскольку они не предусматривают выплату основного долга и/или процентов по его обслуживанию (прямые и портфельные инвестиции, обеспечивающие участие в капитале);
- производные финансовые инструменты, такие, как форвардные контракты и опционы;
- выпускаемые резидентами долговые ценные бумаги, используемые в рамках обратных операций с ценными бумагами.
Показатель валового внешнего долга Республики Беларусь включает обязательства перед нерезидентами, классифицированные по институциональным секторам, по срокам погашения и по типам долговых инструментов.
Валовой внешний долг представлен в разбивке на следующие секторы экономики: сектор органов государственного управления, сектор органов денежно–кредитного регулирования, банки и другие секторы.
Сектор органов государственного управления включает все республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы Республики Беларусь, а также дипломатические и иные официальные представительства Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь.
Сектор органов денежно–кредитного регулирования включает органы, владеющие и управляющие международными резервами государства и, как правило, осуществляющие денежную эмиссию. В Республике Беларусь к ним относится Национальный банк Республики Беларусь.
Банковский сектор включает банки Республики Беларусь и небанковские кредитно–финансовые организации;
Другие секторы включают физические лица, юридические лица (их структурные подразделения), не указанные в определениях вышеперечисленных секторов.
Разграничение между долгосрочными и краткосрочными обязательствами основано на критерии первоначального срока погашения.
Долгосрочный внешний долг определяется как долг со сроком погашения свыше одного года или без установленного срока погашения.
Краткосрочный внешний долг определяется как долг, выплачиваемый по требованию или с первоначальным сроком погашения не более одного года.
В классификации обязательств по финансовым инструментам выделяются следующие категории: долговые ценные бумаги, ссуды, торговые кредиты, другие долговые обязательства. Межфирменные кредиты между единицами, состоящими в отношениях прямого инвестирования, отражаются отдельно. Другие долговые обязательства и межфирменные кредиты непосредственно подразделяются на просроченную задолженность и прочие.
Методологической основой формирования внешнего долга Республики Беларусь является Руководство по платежному балансу (пятое издание, 1993 г.), Руководство по статистике внешнего долга Международного валютного фонда (2003 г.).
Источники информации, используемые для составления статистики внешнего долга, полностью совпадают с источниками информации, используемыми для составления финансового счета платежного баланса и международной инвестиционной позиции Республики Беларусь. Основными при этом являются сведения Министерства финансов Республики Беларусь об изменении гарантированного Правительством Республики Беларусь внешнего долга, данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь о прямых, портфельных и прочих инвестициях сектора нефинансовых предприятий и домашних хозяйств, банковская отчетность о платежах и состоянии иностранных активов и обязательств банков.
Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2004 - 2010 гг., млн. долл. США представлен в таблице 2.1.[ Приложение А.]
Таким образом, мы видим, что внешний долг республики - явление весьма динамичное. Его размеры изменяются из года в год в зависимости от конкретного социально-экономического положения в стране в тот или иной период, однако можно все же говорить о тенденции снижения данного показателя и его соответствии установленному лимиту.
В настоящее время основными кредиторами Республики Беларусь являются Россия, Германия, Международный банк реконструкции и развития, США, Кувейт.
Наглядно динамику развития внешнего долга Республики Беларусь и его состав представим на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Динамика состава внешнего долга Республики Беларусь за 2004-2010 гг., млн. долл. США
Примечание. Источник: собственная разработка на основе [3]
Таким образом, показатель внешнего долга за 2003-2009 гг. имеет положительную динамику. Так в 2003 году он составлял 3 894,7 млн. долл. США, а в 2009 г. - 15 154,1 млн. долл. США, что почти в 4 раза выше.
Структура внешнего долга Республики Беларусь на 1.01.2010 г. по секторам экономики представлена на рисунке 2.2.
Таким образом, в разбивке по секторам 48% внешнего государственного долга Республики Беларусь приходится на другие сектора (физические и юридические лица), 24% - органам государственного управления.
Рисунок 2.2 - Структура внешнего долга Республики Беларусь на 1.01.2010 г. по секторам экономики
Примечание. Источник: собственная разработка на основе [3]
Абсолютные показатели валового внешнего долга Республики Беларусь за 2003-2009 гг. представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2- Абсолютные показатели валового внешнего долга Республики Беларусь за 2003-2009 гг., млн. долл. США
Показатели | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
1. Валовой внешний долг по всем секторам экономики | 4 174,9 | 4 935,4 | 5 128,2 | 6 844,1 | 12 496,5 | 15 154,1 | 19 298,5 |
2. Обслуживание валового внешнего долга, в т.ч.: | 1 586,6 | 1 832,9 | 2 263,2 | 3 680,9 | 3 965,4 | 6 448,5 | 4 569,3 |
2.1. Платежи по основному долгу | 1 513,1 | 1 752,2 | 2 163,0 | 3 560,0 | 3 728,0 | 5 960,5 | 4 223,5 |
2.2. Платежи по процентам | 73,5 | 80,7 | 100,2 | 120,9 | 237,4 | 488,0 | 345,8 |
3. Внешний долг органов государственного управления | 343,9 | 492,1 | 606,8 | 589,0 | 2 036,3 | 3 597,2 | 4 574,2 |
4. Обслуживание внешнего долга органов государственного управления, в т.ч. | 91,8 | 109,6 | 128,8 | 166,5 | 227,4 | 287,5 | 175,2 |
4.1. Платежи по основному долгу | 81,4 | 100,4 | 114,8 | 137,2 | 194,8 | 131,0 | 81,4 |
4.2. Платежи по процентам | 10,4 | 9,2 | 14,0 | 29,3 | 32,6 | 156,5 | 93,8 |