Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:58, курсовая работа
определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Введение
1 Сущность государственного кредита и государственного долга
2 Развитие и современное состояние государственного долга и возможности его использования 15
3 Управление государственным долгом 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение А. Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2004 - 2010 гг., млн. долл. США……………………………………………………………………….31
Приложение Б. Относительные показатели обслуживания валового внешнего долга Республики Беларусь за 2003-2009 гг…………………………………….32
Приложение В Относительные показатели валового внешнего долга Республики Беларусь за 2003- 2009 гг…………………………………………..33
Примечание. Источник: собственная разработка на основе [2]
Таким образом, обслуживание внешнего долга имеет положительную тенденцию в 2003-2009 гг. за 2009 г. оно составило 6448,5 млн. долл. США, что меньше внешнего долга на 8705,6 млн. долл. США. Однако в 2009 г. обслуживание внешнего долга составило 4569,3 млн. долл. США, что ниже показателя прошлого года на 29% и меньше внешнего долга на 14729,2 млн. долл. США.
Относительные показатели валового внешнего долга Республики Беларусь за 2003- 2009 гг. представлены в таблице 2.3.[ Приложение В.]
Отношение внешнего долга к ВВП за 2003-2006 гг. имеет нисходящую тенденцию с 26,7% до 17%. Однако в дальнейшем она изменилась в противоположную сторону. Так, в 2007 г. этот показатель составил 18,5%, в 2008 г. – 27,6%.
Относительные показатели обслуживания валового внешнего долга Республики Беларусь за 2003-2009 гг. представлены в таблице 2.4.
[ Приложение Б.]
Более подробно состав внешнего долга Республики Беларусь за 2008-2009 гг. представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)
Показатели | 01.01.2009 г. | 01.01.2010 г. |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). | 3 588,8 | 7 778,8 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. | 130,1 | 112,6 |
Всего | 3 718,9 | 7 891 ,4 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе [4]
Таким образом, внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2010 года составил 7891,4 млн. долларов США при установленном лимите на 2009 год 8,5 млрд. долларов США.
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели кредитоспособности | Норматив МБРР | 01.01.2009 г | 01.01.2010 г. |
отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, % | 220% | 10,0 | 32,5 |
отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, % | 50% | 6,4 | 16,5 |
отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, % | 25% | 1,0 | 1,3 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе [4]
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности.
Относительно последнего показателя следует отметить, что преобладает тенденция, когда республика осуществляет платежи по погашению и обслуживанию внешнего долга больше, чем привлекает новых займов. И это не удивительно, ведь основная тяжесть долга состоит именно в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга, что тяжким бременем ложится на любое государство, берущее взаймы. Отсюда обеспечение своевременного выполнения заемщиками обязательств по кредитам является наиболее острым вопросом, связанным с обслуживанием внешнего долга. Наличие просроченной и сомнительной задолженности перед кредиторами негативно сказывается на взаимоотношениях с иностранными партнерами и ограничивает доступ к внешним источникам финансирования.
Применительно к Республике Беларусь о неэффективности использования капитала свидетельствует просроченная задолженность не только по государственному долгу, но и просроченная задолженность по кредитам банков и займам.
Наиболее высокими темпами растет задолженность странам дальнего зарубежья и международным финансовым организациям.
По данным информационно-аналитического бюллетеня Национального банка, около 70% привлекаемых иностранных кредитов направляется на валютно-неокупаемые проекты. Это усугубляет тяжесть бремени по возврату получаемых кредитов и уплате процентов по ним.
Нарастание государственного долга может привести к возрастанию долга уже без новых займов, лишь за счет роста расходов по его обслуживанию. Во внешнем государственном долге, когда расходы по его обслуживанию превышают «красную черту» (25-процентное соотношение платежей на погашение кредитов и валютных поступлений) при определенной величине государственного долга практически вся выручка от экспорта в свободно-конвертируемой валюте направляется на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов.
Выдача правительственных гарантий по кредитам, выдаваемых банками субъектам хозяйствования получила широкую практику. При выдаче гарантии этот инструмент не оказывает прямого воздействия на бюджет, но в дальнейшем, по мере наступления сроков платежей, исполнение гарантий может самым серьезным образом дестабилизировать бюджет и финансовую ситуацию в стране.
Всем аспектам, связанным с выдачей правительственных гарантий и выполнением гарантий по ним, должно быть уделено столь же пристальное внимание, как и бюджетным ссудам.
Примеры неудовлетворительной работы с гарантиями имеются. Отсутствие анализа предложений по возможностям и формам погашения кредита Минским часовым заводом перед Белпромстройбанком привели к первому судебному иску банка к бюджету. Компромиссное решение было найдено.
Итак, государственные заимствования приводят к образованию государственного долга - явлению неоднозначному и поэтому требующему к себе пристального внимания ученых и государственных деятелей.
Существование государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. Управление госдолгом можно также определить как совокупность мероприятий государства по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Управление госдолгом Республики Беларусь осуществляется Правительством страны.
Таким образом, управление государственным долгом - одно из направлений финансовой политики любого государства, связанное с его деятельностью в качестве заемщика, эмитента государственных ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает решение таких задач, как: минимизация стоимости долга, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, эффективное использование мобилизованных средств, обеспечение своевременного возврата кредитов, поиск средств для выплаты долга, нейтрализация негативных последствий государственного долга, а также максимальное решение задач, определенных финансовой политикой [11, с. 16-17].
Цель управления государственным долгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
Понятие управления госдолгом можно рассматривать в широком и узком смысле:
- в широком смысле - как формирование одного из направленной экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика.
- в узком смысле управление госдолгом можно представить как совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг [10, c. 38].
В числе таких финансовых мероприятий, проводимых в рамках управления государственным долгом, наиболее распространены в мировой практике следующие.
1. Рефинансирование долга, т.е. погашение ранее выпущенных долговых обязательств за счет новых заимствований или изменение условий их предоставления. Многие страны мира (например, Англия, Италия, Мексика, США, Россия, Украина, Беларусь и др.) активно применяют этот механизм пролонгации своих долгов. Особенно часто рефинансирование принимается при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых внешних займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.
Самым главным недостатком рефинансирования долга является то, что если полученные средства не идут на расширение производства, а «проедаются», то в будущем могут возникнуть проблемы, связанные с уменьшением поступления налогов в государственную казну.
Очевидно, что с точки зрения инвесторов, наиболее предпочтительным вариантом является полное, безусловное и своевременное выполнение государством своих обязательств. Однако в условиях невозможности для последнего по каким-либо причинам обеспечить погашение займов и выплат процентов по ним, могут быть приняты решения о применении помимо рефинансирования таких механизмов в области управления государственными долгом, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов, секъюризация, новация.
2. Под конверсией займов обычно понимается изменение первоначальных условий государственных займов, выражающихся в понижении процента, изменении срока действия и способа погашения займа, объединения облигаций разных займов и т.д. В результате государство получает временную экономию, поскольку продолжившийся выпуск займов вел к росту государственного долга и, следовательно, расходов бюджета по нему. В целях снижения расходов по управлению госдолгом государства чаще всего снижет размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредитов.