Банковские услуги на базе электронных систем и пластиковых карт

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 08:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть возможности использования банковских пластиковых карт, проанализировать их работу на основе имеющегося опыта работы российских банков, современного законодательства и технологической оснащенности современных коммерческих банков, определить возможные перспективы их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать понятие «пластиковых карт», раскрыть сущность и через изучение банковских услуг с ними
- рассмотреть классификацию пластиковых карт
- определить присущие им преимущества и недостатки
- охарактеризовать основные перспективы развития или проблемы
(определить пути совершенствования операций с пластиковыми картами.)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКИХ УСЛУГ НА БАЗЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ И ПЛАТИКОВЫХ КАРТ...................................................5
1.1 Платежные системы на основе банковских карт в России. Понятие "пластиковой карты", как инструмента системы электронных расчетов...............................................5
1.2 Классификация пластиковых карт...............................................................................8
1.3 Межбанковские электронные переводы денежных средств в торговых организациях......................................................................................................................12
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЕ .........................................................................................................................16
2.1 Роль банковских пластиковых карт в системе безналичных расчетов (преимущества и недостатки)...........................................................................................16
2.2 Рейтинг банков по количеству пластиковых карт: Итоги первого полугодия 2013 года......................................................................................................................................18
2.3 Электронные платёжные системы Рунета.................................................................24
3. РАЗВИТИЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ НА БАЗЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ И ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ...................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Банковские услуги на базе электронных систем и пластиковых карт.docx

— 92.54 Кб (Скачать)

- практически  пластиковые карты возможно использовать  в любых технологиях проведения  электронных расчетов. Их можно  использовать, как дополняющий элемент, при удаленном банковском обслуживании  клиентов, при проведении денежных  переводов, платежей между банками  и клиентами. Карты активно используются  в электронной коммерции, при  оплате товаров и услуг через  интернет, при создании городских (региональных) систем оперативных  взаиморасчетов между субъектами  экономики.

- современное  техническое совершенство микропроцессорных  карт, дает неограниченный простор  для фантазии разработчиков, при  создании принципиально новых  банковских продуктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современное состояние пластиковых  карт в электронной системе

2.1 Роль банковских пластиковых карт в системе безналичных расчетов  (преимущества и недостатки)

Банк заинтересован работать с картами исходя из следующих соображений:

- Они позволяют увеличивать объемы привлеченных ресурсов, имеются в виду, во первых, те суммы, которые владельцы карт должны положить на свои спецсчета в банке. Во вторых, это могут быть страховые депозиты, к которым банки (российские) прибегают для обеспечения большей надежности "карточных" операций.

- За все операции с картами (покупка, обналичивание, конвертирование) банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за получение самой карточки.

- Повышается конкурентный потенциал банка с учетом общемировой тенденции вытеснения из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника инновационных процессов.

- Использование кредитных карт существенно влияет на развитие безналичного денежного оборота, сокращает издержки обращения. Существуют и некоторые другие достоинства: рост оборота и прибыли, повышение конкурентоспособности и престижа банков, предприятий розничной торговли, других организаций, принимающих карточки; наличие гарантии платежа; рост занятости, например в сфере зарубежного туризма, и др.

- Использование новейших платежных средств, в частности кредитных карт, позволяет банкам существенным образом снизить свои издержки на изготовление, обработку, учет бумажноденежной массы, других бумажных платежных средств, сэкономить время и затраты живого труда. Огромная работа по осуществлению электронных расчетов выполняется быстро, надежно, при минимальной потребности в обслуживании. Кроме того, пользование кредитной карточкой в корне меняет психологию клиента, исподволь прививая ему компьютерное мышление, умение обращаться с техникой, рассчитывать собственные траты на перспективу.

Компании по выпуску кредитных карт организуют шумные рекламные компании, подчеркивающие эти преимущества. Свои издержки компании покрывают доходами от отсроченных платежей владельцев карт. Следует отметить, что в развитии этой сферы услуг, распространении карт заинтересованы как компании и банки, так и их клиенты.

Перед каждым банком, решившим заняться "карточным" бизнесом – два пути развития. Первый путь – это предоставление все большего спектра услуг узкому кругу клиентов – обладателям значительных денежных сумм, в основном в иностранной валюте для расчетов за пределами страны. Второй путь – ориентация на широкий круг лиц, которым карточки облегчили бы пользование российскими рублями, прежде всего внутри страны. Этому пути соответствует выпуск банками (и другими субъектами экономики) собственных рублевых карт.

Важнейшим направлением обслуживания клиентов банков с использованием новейшей электронной техники является представление им электронных услуг в магазинах.

Пластиковая карта предоставляет и клиенту ряд преимуществ по сравнению с пользователем наличных денег:

- Во-первых, можно не носить с собой  большой суммы наличных денег  и соответственно не испытывать  сомнительного удовольствия от  объемного кошелька. Кроме того, электронные деньги практически  нельзя потерять - утратив карточку  достаточно сообщить об этом  платежной системе и можно  идти карточку восстанавливать. При этом таможня пластиковые  карточки деньгами не считает  и соответственно каких-либо препятствий  их владельцам не чинит.

- Во-вторых, карта позволяет быстро обналичить деньги, обменять одну валюту на другую, получить ряд дополнительных услуг.

- В-третьих, карта работает на престиж владельца - позволяет ему подняться по социальной лестнице в глазах окружающих.

Классическая пластиковая карта позволяет также расплачиваться даже, если у ее пользователя в данный момент нет денег. Собственно говоря, ради этой кредитной функции пластиковые карточки и были придуманы. В кредит люди покупают легче и больше, чем если приходилось при покупке всякий раз расставаться с кровными наличными. Кроме того, не надо держать свои долги в голове - с этим успешно справляется кредитная компания. Фактическое отсутствие у российского потребителя возможности пользоваться кредитной составляющей пластиковой карточки не может не иметь серьезных последствий для этого рынка.

Что касается менее приятной стороны "карточного" бизнеса, для банка она связана с весьма высокими затратами, особенно в начале работы с картами (вступление в уже существующую систему или организация собственного процессингового центра, затраты на техническое и программное обеспечение, налаживание связей с магазинами и т.д.

Высокие затраты, а также слабое развитие современных средств связи, без которых нельзя вести обслуживание карт, и некоторые другие обстоятельства делают крупные инвестиции в карточный бизнес в условиях России весьма рискованными.

Российские банки, активно развивая эту область деятельности, нередко не отдают себе отчета в том, что речь идет о высокорисковых операциях. Рассматривая негативные стороны применения карт, обращают на себя внимание две проблемы: во-первых, объем бумажного документооборота существенно не снижается, и, во-вторых, высок уровень неправомочного пользования картами, подделок, мошенничества.

2.2 Рейтинг банков по количеству пластиковых карт: Итоги первого полугодия 2013 года

Российские банки продолжают наращивать объемы выпускаемых пластиковых карт, правда, темпы прироста несколько сократились. Впрочем, это связано с изменением в методике расчета, которая была принята агентством «РБК.Рейтинг» при подготовке рейтинга крупнейших банков по количеству пластиковых карт за I полугодие 2013 года. Если ранее банки могли в своих анкетах указывать любые выпущенные ими пластиковые карты, то, начиная с этого полугодия, - только активные.

Очень часто клиенты банка получают пластиковые карты практически в «принудительном» порядке, например, при открытии депозита или в качестве бонуса, однако, получив ее на руки, никогда ей не пользуются. И таких случаев довольно много. Чтобы отсечь «мертвый» пластик, с 1 июля 2013 года все банки, вносящие в анкеты свои данные по количеству пластиковых карт в обращении, указывают только активные. Под «активными» понимаются карты, по которым была совершена хотя бы одна операция. Стоит отметить, что подобная рекомендация для заполнения анкет была дана еще при подготовке рейтинга по итогам 2012 года, однако не все справились с этой задачей. Таким образом, рейтинг по итогам 2012 года стал неким переходным периодом, после которого показатели по «неактивным» картам больше не принимаются агентством «РБК.Рейтинг» в расчет.

Впрочем, изменение методики отразилось только на количестве карт в обращении, но не на расстановке сил на рынке «пластика».

Напомним, принять участие в рейтинге крупнейших банков по количеству пластиковых карт, как и по другим рейтингам, которые составляются по итогам анкетирования агентством «РБК.Рейтинг», может совершенно любой банк, имеющий лицензию ЦБ РФ. Единственное условие - заполнить анкету без любых искажений данных и предоставить ее в указанный срок. Обычно на заполнение анкеты отводится порядка 2.5 недель. Однако справиться с этой несложной задачей могут далеко не все банки. В этот раз заполненную анкету прислали порядка 110 кредитных организаций, некоторые были объединены в банковские группы.

Таблица 1

Рейтинг десяти банков по количеству "активных" пластиковых карт в обращении на 1 июля 2013г, по сравнению с количеством на 1 июля 2012г.

Банк

Количество активных карт в обращении на 1 июля 2013 года (шт.)

Количество активных карт в обращении на 1 июля 2012 года (шт.)

Изменение (шт.)

Общее количество собственных банкоматов по России на 1 июля 2013 года (шт.)

1

Сбербанк

58 262 731

47 792 488

10 470 243

48 957

2

ВТБ 24

12 019 072

10 338 679

1 680 393

6 467

3

Уралсиб*

5 360 071

6 385 571

-1 025 500

2 951

4

Росбанк

2 625 578

3 404 527

-778 949

2 954

5

СКБ-банк

2 146 911

1 360 289

786 622

630

6

ТрансКредитБанк

1 959 828

2 040 356

-80 528

2 576

7

Кредит Европа Банк

1 738 474

1 516 545

221 929

822

8

Москомприватбанк

1 623 413

1 434 813

188 600

1 933

9

Райффайзенбанк

1 504 314

1 245 761

258 553

2 101

10

Промсвязьбанк

1 430 312

1 218 885

211 427

1 407


 

Крупнейшим банком по количеству активных пластиковых карт в обращении на 1 июля 2013 года вновь стал «Сбербанк». По данным его анкеты, клиенты этого крупнейшего банка России имеют на руках 58.2 миллиона пластиковых карт. Ровно год назад, то есть по состоянию на 1 июля 2012 года, у клиентов было почти 47.8 миллионов карт. Рост за год составил 21.9%, или чуть менее 10.5 млн шт.

По количеству активных пластиковых карт «Сбербанк» действительно недосягаемый лидер. И, судя по всему, этот статус в ближайшие годы вряд ли будет нарушен. Банк сейчас активно распространяет среди своих многочисленных клиентов пластиковые карты - как расчетные, так и кредитные. При этом у «Сбербанка» есть весомый аргумент - наличные платежи граждан, совершать которые гораздо проще, имея на руках «пластик». Банально, не нужно стоять в очереди, чтобы провести платеж через кассу. Отрыв «Сбербанка» от своего ближайшего конкурента составляет 46.2 миллиона карт. Иными словами, у «ВТБ 24», который находится на второй строчке, их в 5 раз меньше - 12 с не большим миллионов штук. Впрочем, и это довольно много. За год «ВТБ 24» также нарастил количество активных пластиковых карт в обращении. В процентном соотношении рост составил 16.3%.

Замыкает тройку лидеров «Уралсиб». Согласно анкете этого участника рейтинга (которая есть в распоряжение агентства), на 1 июля 2013 года активных пластиковых карт у него почти 5.4 млн шт., что, впрочем, меньше, чем было в обращении ровно год назад, а именно на 16%.

В целом, из десятки лидеров, снижение объема карт в обращении наблюдается у трех банков. Помимо «Уралсиба», в этот список вошли «Росбанк» и «ТрансКредитБанк».

Таблица 2

Рейтинг десяти банков по количеству выпущенных пластиковых карт 2012 - 2013 гг

  №

Банк

Количество выпущенных карт в I полугодии 2013 года (шт.)

Количество выпущенных карт в I полугодии 2012 года (шт.)

Изменение (шт.)

Количество выпущенных новых карт в I полугодии 2013 года (шт.)

Доля выпущенных новых карт в I полугодии 2013 года (%)

Количество перевыпущенных карт в I полугодии 2013 года (шт.)

Доля перевыпущенных карт в I полугодии 2013 года (%)

1

Сбербанк

22 839 910

18 918 893

3 921 017

15 101 471

66.12

7 738 439

33.88

2

ВТБ 24

3 165 274

2 619 381

545 893

2 296 145

72.54

869 129

27.46

3

Банк Москвы

1 004 996

744 067

260 929

920 967

91.64

84 029

авг.36

4

Промсвязьбанк

675 295

364 391

310 904

556 010

82.34

119 285

17.66

5

ТрансКредитБанк

664 030

620 864

43 166

321 163

48.37

342 867

51.63

6

Уралсиб*

613 099

442 911

170 188

502 765

82.00

110 334

18.00

7

Райффайзенбанк

515 729

536 987

-21 258

333 101

64.59

182 628

35.41

8

Росбанк

434 235

560 724

-126 489

348 453

80.25

85 782

19.75

9

Банковская группа Номос-Банка

425 645

279 484

146 161

223 024

52.40

202 621

47.60

10

Москомприватбанк

397 627

204 085

193 542

397 627

100.00

0

0.00

Информация о работе Банковские услуги на базе электронных систем и пластиковых карт