Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 08:05, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть возможности использования банковских пластиковых карт, проанализировать их работу на основе имеющегося опыта работы российских банков, современного законодательства и технологической оснащенности современных коммерческих банков, определить возможные перспективы их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать понятие «пластиковых карт», раскрыть сущность и через изучение банковских услуг с ними
- рассмотреть классификацию пластиковых карт
- определить присущие им преимущества и недостатки
- охарактеризовать основные перспективы развития или проблемы
(определить пути совершенствования операций с пластиковыми картами.)
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКИХ УСЛУГ НА БАЗЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ И ПЛАТИКОВЫХ КАРТ...................................................5
1.1 Платежные системы на основе банковских карт в России. Понятие "пластиковой карты", как инструмента системы электронных расчетов...............................................5
1.2 Классификация пластиковых карт...............................................................................8
1.3 Межбанковские электронные переводы денежных средств в торговых организациях......................................................................................................................12
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЕ .........................................................................................................................16
2.1 Роль банковских пластиковых карт в системе безналичных расчетов (преимущества и недостатки)...........................................................................................16
2.2 Рейтинг банков по количеству пластиковых карт: Итоги первого полугодия 2013 года......................................................................................................................................18
2.3 Электронные платёжные системы Рунета.................................................................24
3. РАЗВИТИЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ НА БАЗЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ И ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ...................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................
- практически
пластиковые карты возможно
- современное
техническое совершенство
2. Современное состояние
2.1 Роль банковских пластиковых карт в системе безналичных расчетов (преимущества и недостатки)
Банк заинтересован работать с картами исходя из следующих соображений:
- Они позволяют увеличивать объемы привлеченных ресурсов, имеются в виду, во первых, те суммы, которые владельцы карт должны положить на свои спецсчета в банке. Во вторых, это могут быть страховые депозиты, к которым банки (российские) прибегают для обеспечения большей надежности "карточных" операций.
- За все операции с картами (покупка, обналичивание, конвертирование) банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за получение самой карточки.
- Повышается конкурентный потенциал банка с учетом общемировой тенденции вытеснения из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника инновационных процессов.
- Использование кредитных карт существенно влияет на развитие безналичного денежного оборота, сокращает издержки обращения. Существуют и некоторые другие достоинства: рост оборота и прибыли, повышение конкурентоспособности и престижа банков, предприятий розничной торговли, других организаций, принимающих карточки; наличие гарантии платежа; рост занятости, например в сфере зарубежного туризма, и др.
- Использование новейших платежных средств, в частности кредитных карт, позволяет банкам существенным образом снизить свои издержки на изготовление, обработку, учет бумажноденежной массы, других бумажных платежных средств, сэкономить время и затраты живого труда. Огромная работа по осуществлению электронных расчетов выполняется быстро, надежно, при минимальной потребности в обслуживании. Кроме того, пользование кредитной карточкой в корне меняет психологию клиента, исподволь прививая ему компьютерное мышление, умение обращаться с техникой, рассчитывать собственные траты на перспективу.
Компании по выпуску кредитных карт организуют шумные рекламные компании, подчеркивающие эти преимущества. Свои издержки компании покрывают доходами от отсроченных платежей владельцев карт. Следует отметить, что в развитии этой сферы услуг, распространении карт заинтересованы как компании и банки, так и их клиенты.
Перед каждым банком, решившим заняться "карточным" бизнесом – два пути развития. Первый путь – это предоставление все большего спектра услуг узкому кругу клиентов – обладателям значительных денежных сумм, в основном в иностранной валюте для расчетов за пределами страны. Второй путь – ориентация на широкий круг лиц, которым карточки облегчили бы пользование российскими рублями, прежде всего внутри страны. Этому пути соответствует выпуск банками (и другими субъектами экономики) собственных рублевых карт.
Важнейшим направлением обслуживания клиентов банков с использованием новейшей электронной техники является представление им электронных услуг в магазинах.
Пластиковая карта предоставляет и клиенту ряд преимуществ по сравнению с пользователем наличных денег:
- Во-первых,
можно не носить с собой
большой суммы наличных денег
и соответственно не
- Во-вторых, карта позволяет быстро обналичить деньги, обменять одну валюту на другую, получить ряд дополнительных услуг.
- В-третьих, карта работает на престиж владельца - позволяет ему подняться по социальной лестнице в глазах окружающих.
Классическая пластиковая карта позволяет также расплачиваться даже, если у ее пользователя в данный момент нет денег. Собственно говоря, ради этой кредитной функции пластиковые карточки и были придуманы. В кредит люди покупают легче и больше, чем если приходилось при покупке всякий раз расставаться с кровными наличными. Кроме того, не надо держать свои долги в голове - с этим успешно справляется кредитная компания. Фактическое отсутствие у российского потребителя возможности пользоваться кредитной составляющей пластиковой карточки не может не иметь серьезных последствий для этого рынка.
Что касается менее приятной стороны "карточного" бизнеса, для банка она связана с весьма высокими затратами, особенно в начале работы с картами (вступление в уже существующую систему или организация собственного процессингового центра, затраты на техническое и программное обеспечение, налаживание связей с магазинами и т.д.
Высокие затраты, а также слабое развитие современных средств связи, без которых нельзя вести обслуживание карт, и некоторые другие обстоятельства делают крупные инвестиции в карточный бизнес в условиях России весьма рискованными.
Российские банки, активно развивая эту область деятельности, нередко не отдают себе отчета в том, что речь идет о высокорисковых операциях. Рассматривая негативные стороны применения карт, обращают на себя внимание две проблемы: во-первых, объем бумажного документооборота существенно не снижается, и, во-вторых, высок уровень неправомочного пользования картами, подделок, мошенничества.
2.2 Рейтинг банков по количеству пластиковых карт: Итоги первого полугодия 2013 года
Российские банки продолжают наращивать объемы выпускаемых пластиковых карт, правда, темпы прироста несколько сократились. Впрочем, это связано с изменением в методике расчета, которая была принята агентством «РБК.Рейтинг» при подготовке рейтинга крупнейших банков по количеству пластиковых карт за I полугодие 2013 года. Если ранее банки могли в своих анкетах указывать любые выпущенные ими пластиковые карты, то, начиная с этого полугодия, - только активные.
Очень часто клиенты банка получают пластиковые карты практически в «принудительном» порядке, например, при открытии депозита или в качестве бонуса, однако, получив ее на руки, никогда ей не пользуются. И таких случаев довольно много. Чтобы отсечь «мертвый» пластик, с 1 июля 2013 года все банки, вносящие в анкеты свои данные по количеству пластиковых карт в обращении, указывают только активные. Под «активными» понимаются карты, по которым была совершена хотя бы одна операция. Стоит отметить, что подобная рекомендация для заполнения анкет была дана еще при подготовке рейтинга по итогам 2012 года, однако не все справились с этой задачей. Таким образом, рейтинг по итогам 2012 года стал неким переходным периодом, после которого показатели по «неактивным» картам больше не принимаются агентством «РБК.Рейтинг» в расчет.
Впрочем, изменение методики отразилось только на количестве карт в обращении, но не на расстановке сил на рынке «пластика».
Напомним, принять участие в рейтинге крупнейших банков по количеству пластиковых карт, как и по другим рейтингам, которые составляются по итогам анкетирования агентством «РБК.Рейтинг», может совершенно любой банк, имеющий лицензию ЦБ РФ. Единственное условие - заполнить анкету без любых искажений данных и предоставить ее в указанный срок. Обычно на заполнение анкеты отводится порядка 2.5 недель. Однако справиться с этой несложной задачей могут далеко не все банки. В этот раз заполненную анкету прислали порядка 110 кредитных организаций, некоторые были объединены в банковские группы.
Таблица 1
Рейтинг десяти банков по количеству "активных" пластиковых карт в обращении на 1 июля 2013г, по сравнению с количеством на 1 июля 2012г.
№ |
Банк |
Количество активных карт в обращении на 1 июля 2013 года (шт.) |
Количество активных карт в обращении на 1 июля 2012 года (шт.) |
Изменение (шт.) |
Общее количество собственных банкоматов по России на 1 июля 2013 года (шт.) |
1 |
Сбербанк |
58 262 731 |
47 792 488 |
10 470 243 |
48 957 |
2 |
ВТБ 24 |
12 019 072 |
10 338 679 |
1 680 393 |
6 467 |
3 |
Уралсиб* |
5 360 071 |
6 385 571 |
-1 025 500 |
2 951 |
4 |
Росбанк |
2 625 578 |
3 404 527 |
-778 949 |
2 954 |
5 |
СКБ-банк |
2 146 911 |
1 360 289 |
786 622 |
630 |
6 |
ТрансКредитБанк |
1 959 828 |
2 040 356 |
-80 528 |
2 576 |
7 |
Кредит Европа Банк |
1 738 474 |
1 516 545 |
221 929 |
822 |
8 |
Москомприватбанк |
1 623 413 |
1 434 813 |
188 600 |
1 933 |
9 |
Райффайзенбанк |
1 504 314 |
1 245 761 |
258 553 |
2 101 |
10 |
Промсвязьбанк |
1 430 312 |
1 218 885 |
211 427 |
1 407 |
Крупнейшим банком по количеству активных пластиковых карт в обращении на 1 июля 2013 года вновь стал «Сбербанк». По данным его анкеты, клиенты этого крупнейшего банка России имеют на руках 58.2 миллиона пластиковых карт. Ровно год назад, то есть по состоянию на 1 июля 2012 года, у клиентов было почти 47.8 миллионов карт. Рост за год составил 21.9%, или чуть менее 10.5 млн шт.
По количеству активных пластиковых карт «Сбербанк» действительно недосягаемый лидер. И, судя по всему, этот статус в ближайшие годы вряд ли будет нарушен. Банк сейчас активно распространяет среди своих многочисленных клиентов пластиковые карты - как расчетные, так и кредитные. При этом у «Сбербанка» есть весомый аргумент - наличные платежи граждан, совершать которые гораздо проще, имея на руках «пластик». Банально, не нужно стоять в очереди, чтобы провести платеж через кассу. Отрыв «Сбербанка» от своего ближайшего конкурента составляет 46.2 миллиона карт. Иными словами, у «ВТБ 24», который находится на второй строчке, их в 5 раз меньше - 12 с не большим миллионов штук. Впрочем, и это довольно много. За год «ВТБ 24» также нарастил количество активных пластиковых карт в обращении. В процентном соотношении рост составил 16.3%.
Замыкает тройку лидеров «Уралсиб». Согласно анкете этого участника рейтинга (которая есть в распоряжение агентства), на 1 июля 2013 года активных пластиковых карт у него почти 5.4 млн шт., что, впрочем, меньше, чем было в обращении ровно год назад, а именно на 16%.
В целом, из десятки лидеров, снижение объема карт в обращении наблюдается у трех банков. Помимо «Уралсиба», в этот список вошли «Росбанк» и «ТрансКредитБанк».
Таблица 2
Рейтинг десяти банков по количеству выпущенных пластиковых карт 2012 - 2013 гг
№ |
Банк |
Количество выпущенных карт в I полугодии 2013 года (шт.) |
Количество выпущенных карт в I полугодии 2012 года (шт.) |
Изменение (шт.) |
Количество выпущенных новых карт в I полугодии 2013 года (шт.) |
Доля выпущенных новых карт в I полугодии 2013 года (%) |
Количество перевыпущенных карт в I полугодии 2013 года (шт.) |
Доля перевыпущенных карт в I полугодии 2013 года (%) |
1 |
Сбербанк |
22 839 910 |
18 918 893 |
3 921 017 |
15 101 471 |
66.12 |
7 738 439 |
33.88 |
2 |
ВТБ 24 |
3 165 274 |
2 619 381 |
545 893 |
2 296 145 |
72.54 |
869 129 |
27.46 |
3 |
Банк Москвы |
1 004 996 |
744 067 |
260 929 |
920 967 |
91.64 |
84 029 |
авг.36 |
4 |
Промсвязьбанк |
675 295 |
364 391 |
310 904 |
556 010 |
82.34 |
119 285 |
17.66 |
5 |
ТрансКредитБанк |
664 030 |
620 864 |
43 166 |
321 163 |
48.37 |
342 867 |
51.63 |
6 |
Уралсиб* |
613 099 |
442 911 |
170 188 |
502 765 |
82.00 |
110 334 |
18.00 |
7 |
Райффайзенбанк |
515 729 |
536 987 |
-21 258 |
333 101 |
64.59 |
182 628 |
35.41 |
8 |
Росбанк |
434 235 |
560 724 |
-126 489 |
348 453 |
80.25 |
85 782 |
19.75 |
9 |
Банковская группа Номос-Банка |
425 645 |
279 484 |
146 161 |
223 024 |
52.40 |
202 621 |
47.60 |
10 |
Москомприватбанк |
397 627 |
204 085 |
193 542 |
397 627 |
100.00 |
0 |
0.00 |
Информация о работе Банковские услуги на базе электронных систем и пластиковых карт