Банковские услуги на базе электронных систем и пластиковых карт

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 08:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть возможности использования банковских пластиковых карт, проанализировать их работу на основе имеющегося опыта работы российских банков, современного законодательства и технологической оснащенности современных коммерческих банков, определить возможные перспективы их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать понятие «пластиковых карт», раскрыть сущность и через изучение банковских услуг с ними
- рассмотреть классификацию пластиковых карт
- определить присущие им преимущества и недостатки
- охарактеризовать основные перспективы развития или проблемы
(определить пути совершенствования операций с пластиковыми картами.)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКИХ УСЛУГ НА БАЗЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ И ПЛАТИКОВЫХ КАРТ...................................................5
1.1 Платежные системы на основе банковских карт в России. Понятие "пластиковой карты", как инструмента системы электронных расчетов...............................................5
1.2 Классификация пластиковых карт...............................................................................8
1.3 Межбанковские электронные переводы денежных средств в торговых организациях......................................................................................................................12
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЕ .........................................................................................................................16
2.1 Роль банковских пластиковых карт в системе безналичных расчетов (преимущества и недостатки)...........................................................................................16
2.2 Рейтинг банков по количеству пластиковых карт: Итоги первого полугодия 2013 года......................................................................................................................................18
2.3 Электронные платёжные системы Рунета.................................................................24
3. РАЗВИТИЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ НА БАЗЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ И ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ...................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Банковские услуги на базе электронных систем и пластиковых карт.docx

— 92.54 Кб (Скачать)

Случается, что уровень сопротивления принципам электронного документооборота со стороны сотрудников повышается и даже доходит в ряде компаний вплоть до срыва процесса внедрения. Но, как правило, уже через несколько недель работы в системе электронного документооборота персонал видит объективные: исключение потери важной информации, легкость работы с различными бизнес-процессами компании, существенное увеличение скорости и качества обработки входящей документации и др.

Таким образом, плюсов у электронного документооборота мы видим гораздо больше, чем минусов. Больше того, при качественном и профессиональном сопровождении процесса перехода с бумажного документооборота на электронный недостатки и минусы могут быть исключены в принципе.

Подготовка к внедрению электронного документооборота подразумевает оптимизацию бизнес-процессов, что, несомненно, влияет на усиление контроля и положительно сказывается на общей эффективности организации. "Прозрачное" движение электронных документов по строго определенным стадиям не позволит пользователям халатно относиться к своим обязанностям. При этом после адаптации к работе с безбумажным документооборотом добросовестный сотрудник получает в лице системы электронного, инструмент, позволяющий структурировать его работу и в случае конфликтных ситуаций доказывающий корректность его действий.

3. В части обеспечения информационной безопасности в системах электронного документооборота можно сказать, что в последнее время наблюдается тенденция ухода от использования "навешанных" внешних средств защиты информации в пользу интегрированных в саму систему электронного документооборота. Разработчики таких систем тесно взаимодействуют с разработчиками средств защиты информации и средства криптографической защиты информации , что приводит к появлению качественно новых продуктов, сочетающих в себе эффективные механизмы управления документами и передовые технологии защиты информации, в том числе сертифицированные соответствующими регуляторами. Такие комплексные решения позволят потенциальным потребителям, выполняя задачу внедрения системы электронного документооборота, решать вопросы, связанные с защитой сведений конфиденциального характера и персональных данных.

При внедрении электронного документооборота прежде всего требуется модернизировать IT-инфраструктуру. Помимо установки информационной системы, нужно создать системы хранения данных для электронного архива или дополнительный сервер, хотя бы виртуальный. Затем обучить персонал работе с новым программным обеспечениям и выделить специалиста для техподдержки - штатного или аутсорсера. Трудоемкая работа - оцифровать бумажные документы, необходимые для текущей деятельности: отсканировать, распознать, устранить ошибки. В некоторых случаях приходится вводить данные вручную. Наконец, необходимо создать систему защиты информации и удостоверяющий центр, отвечающие требованиям законодательства.

Безусловно, на решение перечисленных задач нужно потратить деньги, время и силы, но все эти инвестиции довольно быстро окупаются - у электронного документооборота много достоинств по сравнению с бумажным. Автоматизированная система упрощает и ускоряет поиск и обработку информации, в частности ведение статистики и составление отчетов. Удобнее становятся согласование и пересылка документов: система напоминает пользователям о необходимости совершить определенные действия, извещает об изменении статуса документов, подтверждает доставку сообщений адресатам.

Все это снижает издержки, повышает общую эффективность бизнеса и дает компании конкурентные преимущества, поскольку возможности информационных систем постоянно растут.

  К наиболее перспективным направлениям  развития в данной области  можно отнести активное использование  мобильных устройств, в частности  реализацию ЭП на microSD- и SIM-картах.

Для упрощения механизма электронной подписи внедряются инновационные технологии: одноразовые пароли (ОТР), бесконтактные метки (RFID, NFC), биометрическая идентификация (по отпечаткам пальцев или ладони, радужной оболочке глаза и др.).

Также Электронный документооборот может значительно упростить взаимодействие работодателей и удаленных (внештатных) сотрудников. Специализированные порталы позволяют реализовать все аспекты отношений - от заключения трудового договора с использованием ЭП до контроля выполнения заданий и оплаты услуг. Развитию такого рода отношений способствуют недавно принятые Госдумой в третьем чтении поправки в ФЗ "Об электронной подписи" и Трудовой кодекс РФ, которые легализуют дистанционную (удаленную) работу.

  Несомненным плюсом будет более  четкая и регламентированная  работа с документами. В хорошо  построенной системе электронного документооборота  существует мало степеней свободы для действий рядовых пользователей, что исключает совершение ошибок при подготовке документов. Также важным аспектом является повышение уровня исполнительской дисциплины. Несмотря на избитость этой фразы, общая эффективность компании очень сильно зависит от эффективности каждого сотрудника, и повышение исполнительской дисциплины - главный залог ее успеха. Из минусов можно назвать отсутствие опыта в юридической практике для полноценного перехода от бумажного делопроизводства к электронному. Для осуществления этого перехода нужна очень мощная юридическая и регламентная поддержка, не каждая компания способна это сделать самостоятельно. Также сложности возникают на уровне человеческого фактора, когда сотрудникам в силу своих привычек сложно перейти на новый способ работы с информацией. Желание подписать бумажный документ очень сложно преодолеть, особенно у руководителей старой закалки.

Если говорить о внутреннем безбумажном документообороте, то многие компании ограничиваются использованием электронной подписи без привлечения внешних удостоверяющих центров. Для этого достаточно обеспечить юридическую регламентацию внутри компании. Удостоверяющие центры становятся важным звеном при обеспечении юридически значимого безбумажного обмена документами между организациями. Несмотря на то что наше законодательство такой формат коммуникаций между компаниями поддерживает, в России эта практика не сильно распространена. Возможно, дело в низком уровне доверия к электронной подписи.

Тема электронный документооборот находится на подъеме последние несколько лет. Однако практический опыт показывает, что перспектива этого направления заключается не просто в решении задач автоматизации классического делопроизводства, а в создании платформы для комплексного решения задач автоматизации бизнес-процессов в компании. Именно платформенный подход с гибкими и простыми инструментальными средствами настройки помогает компаниям оперативно адаптировать свои бизнес-процессы под изменяющееся окружение. Также тенденция мобилизации и глобализации бизнеса требует нового взгляда на процессы автоматизации. Наличие мобильных инструментов, обеспечение возможности простой и удобной удаленной работы позволят расширить границы проектов электронного документооборота и сохранить актуальность этой темы еще многие годы.

Основная отдача от перехода на использование электронных документов, которую организация может получить в случае принятия ею соответствующих организационных мер и проведения обучения сотрудников, - это повышение эффективности деятельности основных деловых подразделений. Иными словами, коммерческим организациям современные технологии позволяют больше зарабатывать, а государственным - лучше справляться с нарастающими объемами работы. В самом благоприятном случае организация сможет освоить новые виды деятельности и/или услуг, которые возможны только при условии использования информационно-коммуникационные технологии. На что точно не следует рассчитывать, по крайней мере в первые лет пять с момента начала внедрения, так это на сокращение затрат на работу с документами. Эффект скорее всего будет обратный, особенно в том случае, если полностью отказаться от бумажного документооборота не удастся. Следует помнить, что освоение новых технологий, помимо очевидных расходов "на провода", приводит к тому, что организация использует труд более квалифицированных сотрудников, который стоит дороже.

Нужно также иметь в виду и то, что не создана нормативно-методическая база и не накоплен опыт долговременного хранения электронных документов без ущерба для их юридической и доказательной силы. Особенно много проблем возникает с обеспечением долговременной сохранности документов, подписанных ЭП или усиленными электронными подписями.

Глядя на опыт ведущих стран, начавших переходить на электронные документы лет на 10-15 раньше нас, можно уверенно сказать, что объемы бумажных документов (особенно в случае нормального положения дел в экономике) останутся более-менее стабильными, в то время как объемы электронных документов будут стремительно увеличиваться.

Руководство страны проводит достаточно жесткий курс, направленный на полное вытеснение бумажных документов из многих сфер деятельности. Избежать перехода в той или иной степени на электронный документооборот не сможет ни одна сколько-нибудь серьезная организация. Те, кто не сможет или не захочет работать с электронными документами, будут вынуждены уходить из бизнеса.

Бумага останется в отдельных нишах - например, она будет использоваться для создания ответственных документов длительного и постоянного срока хранения, а также так называемых важнейших документов - тех, которые могут потребоваться в момент чрезвычайной ситуации и сразу по ее окончании, когда, возможно, не будет ни электричества, ни оборудования, необходимого для работы с электронными документами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Платежная система - это совокупность законодательно регулируемых элементов, обеспечивающих выполнение долговых обязательств, возникающих в процессе экономической деятельности. Все элементы тесно связаны между собой. Главными являются: субъекты, принципы организации, формы расчетов, платежные инструменты.

Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее расчетов наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению электронных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии.

Особым инструментом безналичных расчетов следует признать пластиковые карты. Пластиковая карта - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий владельцу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах).

Пластиковые карты являются наиболее перспективными с точки зрения функциональных возможностей, что позволяет производить оплату товаров и услуг в торговых учреждениях, получать наличные средства в любых пунктах обслуживания, осуществлять денежные переводы и другие операции, позволяющие судить о пластиковых картах как о современном и эффективном продукте, который значительно упрощает жизнь.

В данной курсовой работе была рассмотрела классификация пластиковых карт по многочисленным признакам.

Важнейшим направлением обслуживания клиентов банков с использованием новейшей электронной техники является представление им электронных услуг в магазинах. В системах межбанковских электронных переводов денежных средств в торговых организациях осуществляется перечисление средств со счета покупателя на счет продавца в момент покупки или в отдельных случаях с отсрочкой платежа по желанию клиента. Большинство операций выполняется при помощи пластиковых карт, которые вышли на передовые позиции в организации платежного оборота, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки.

Также был приведен рейтинг банков по количеству пластиковых карт: Итоги первого полугодия 2013 года. Российские банки продолжают наращивать объемы выпускаемых пластиковых карт, правда, темпы прироста несколько сократились.  Впрочем, это связано с изменением в методике расчета, которая была принята агентством «РБК.Рейтинг» при подготовке рейтинга крупнейших банков по количеству пластиковых карт за I полугодие 2013 года. Если ранее банки могли в своих анкетах указывать любые выпущенные ими пластиковые карты, то, начиная с этого полугодия, - только активные.

В последнее время большое количество компаний переходит на Электронный документооборот. Внедрение электронного документооборота - это очень выгодное технологическое изменение: высокая скорость поиска необходимых документов среди большого объема информации, быстрое согласование документов (вместо 2 недель - 1-2 дня), снижение материальных и непроизводственных затрат компании, повышение качества работы сотрудников и др. Плюсы очевидны, многочисленны и широко всем известны. Что касается возможных минусов, то тут результат во многом зависит от успеха внедрения системы электронного оборота в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Нормативный материал:

1.Федеральный  закон РФ от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ г. "О национальной платежной системе" 

2. Положение (утв. ЦБ РФ 01.04.2003 N 222-П)  (ред. от 22.01.2008 N 1964-У)   «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ»  

3. Гражданский Кодекс РФ

4. Федеральный закон РФ от 02.12.1990 (действующая редакция от 12.10.2013)        N 395-1. "О банка и банковской деятельности"

5. Положение ЦБ РФ от  23.09.2008 N 2073-У. «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»

Книги:

1. Коровин, Д. Г.; Методы повышения надежности платежных услуг на основе пластиковых карт: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук; 2011

Информация о работе Банковские услуги на базе электронных систем и пластиковых карт