Антимонопольная политика РФ: цели, инструменты и основные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Здоровая рыночная экономика основывается на капитализме свободного предпринимательства. Однако при появлении монополии, на лицо неэффективное распределение ресурсов и взвинчивание цен. Одной из основных функций государства является сохранение конкуренции как ключевого экономического механизма, поэтому в целях преодоления монополии в ряде случаев требуется государственное вмешательство.

В данной работе речь пойдет о антимонопольном законодательстве России, которое является ответной мерой государства на дефекты рынка, причиной которых является власть монополий.

Файлы: 1 файл

0208400_AE086_antimonopolnaya_politika_rf_celi_instrumenty_i_osnovnye_napr.docx

— 152.09 Кб (Скачать)

…………………………………………………………………………….....

 

Статья 7. Монопольно низкая цена товара

1. Монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена ниже цены, которую  в условиях конкуренции на  сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;

……………………………………………………………………………….

 

Глава 2. Монополистическая деятельность.

Недобросовестная конкуренция

Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

1. Запрещаются действия (бездействие)  занимающего доминирующее положение  хозяйствующего субъекта, результатом  которых являются или могут  являться недопущение, ограничение,  устранение конкуренции и (или)  ущемление интересов других лиц…

 

Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов

1. Запрещаются соглашения между  хозяйствующими субъектами или  согласованные действия хозяйствующих  субъектов на товарном рынке,  если такие соглашения или  согласованные действия приводят  или могут привести к:

1) установлению или поддержанию  цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию  цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по  территориальному принципу, объему  продажи или покупки товаров,  ассортименту реализуемых товаров  либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

Статья 14. Запрет на недобросовестную конкуренцию

1. Не допускается недобросовестная  конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных  или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в  отношении характера, способа  и места производства, потребительских  свойств, качества и количества  товара или в отношении его  производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом производимых или реализуемых  им товаров с товарами, производимыми  или реализуемыми другими хозяйствующими  субъектами;

4) продажа, обмен или иное  введение в оборот товара, если  при этом незаконно использовались  результаты интеллектуальной деятельности  и приравненные к ним средства  индивидуализации юридического  лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование,  разглашение информации, составляющей  коммерческую, служебную или иную  охраняемую законом тайну.

……………………………………………………………………………...

Глава 6. Функции и полномочия

антимонопольного органа

Статья 22. Функции антимонопольного органа

Антимонопольный орган выполняет  следующие основные функции:

1) обеспечивает государственный  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

2) выявляет нарушения антимонопольного  законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую  деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

4) осуществляет государственный  контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

 

Глава 8. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Статья 38. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход

1. В случае систематического  осуществления монополистической  деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 6.

Цели антимонопольного  
законодательства


 

Многие страны мира с целью  поддержания конкуренции в различных  отраслях национального хозяйства приняли антимонопольное законодательство.

 

Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

 

Рассмотрим главные цели антимонопольного законодательства в  России и средства их достижения.

 

п/п

Цели антимонопольной политики в России

Средства достижения целей

1.

Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации

Посредством пресечения и  недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.)

2.

Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

Выполнение поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся к регламентации процессов экономической концентрации. В частности, статья 19 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» должна применяться не только в качестве санкции, то есть пресечения нарушения, но и в качестве средства предотвращения нарушений.

3.

Снижение барьеров входа  на товарные рынки

Обеспечение более  эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.

В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль.

4.

Создание эффективных  правовых механизмов

Которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской  деятельностью представителями  органов власти, в том числе  через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

5.

Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Особое внимание при этом предполагается уделять нарушениям прав интеллектуальной собственности. С этой целью должна быть также разработана методическая база оценки объектов интеллектуальной собственности для более эффективного применения судебных процедур, а также обеспечение эффективной координации правоохранительных органов с целью пресечения нарушений прав интеллектуальной собственности.

6.

Упорядочение оказания государственной помощи.

 

7.

Создание условий для  развития производительной деятельности малых предприятий.

В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения  и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.

8.

Организация антимонопольного контроля на финансовом рынке.

Необходимо разработать  процедуры определения продуктовых и географических границ рынка, доминирующего положения финансовых организаций, системы и порядка применения санкций к нарушителям. Повышение качества и объемов предоставляемых финансовых услуг как результат эффективной антимонопольной политики будет важнейшим фактором привлечения средств населения для финансирования инвестиционных проектов.

9.

Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня.

С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.


 

 

Глава 7.

Инструменты предусматриваемые 

антимонопольной политикой


 

Основными инструментами  государственного регулирования рынка являются:

    1. Налоги;
    2. Дотации;
    3. Контроль за ценами, или фиксация цен;
    4. Национализация монополий и дробление фирм.

 

Рассмотрим некоторые  из них.

7.1. Налоги

 

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

 

Влияние налогов на рынок  можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем  два варианта:

    • а) налог уплачивают продавцы;
    • б) налог уплачивают покупатели.

 

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог  на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1, a линия предложения - S1. Равновесная цена составляла Р1(равновесный объем продаж - Q1)(рис. 2.1.).

 

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения  вверх на величину Т, ибо для получения  той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2;3, цена для покупателей повысится с Р3 до Р2. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р2АВР3. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP3, а взнос покупателей – Р2ACP1.


 

 

 


S1; S2 – линии предложения

D1 – линия спроса                                                                                    

      P1 – равновесная цена                                                                                            

         Q1 – равновесный объем            продаж 
                                                                                                          

                                         

 

 

 

 

Рис. 2.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

 

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 2.2.). Новый объем продаж Q2;3, цены Р2 и Р3 будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога - продавцы или покупатели. Из рис. 2.2. мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

 

Распределение налогового бремени  между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем  больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая - на продавцов (рис. 2.3.(а)). Из рис. 2.3.(а) видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р2АСР1, а взнос продавцов - P1CBP3. На рис. 2.3.(б) иллюстрируется противоположное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая - на покупателей.


 


S1 – линия предложения

D1; D2 – линии спроса                                                                                      

P1 – равновесная цена                                                                                            

Q1 – равновесный объем 
продаж                                                                                                            

 

 

 

 

 

Рис. 2.2. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателями

7.2. Дотация

 

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.


Дотация - это отрицательный налог, или "налог наоборот". Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Рис. 2.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения.

Предположим, что линия  спроса и линия предложения вначале  занимали положения соответственно D1 и S1. Равновесный объем продаж был равен Q1 а равновесная цена - P1 (рис. 2.4.).

Информация о работе Антимонопольная политика РФ: цели, инструменты и основные направления