Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Радикальным способом стабилизации денежного обращения являются денежные реформы. Однако для их успешного проведения в стране должны быть созданы необходимые экономические и политические предпосылки, которые зависят от состояния инфляционного процесса и конкретных условий для укрепления денежного обращения в стране.

Оглавление

Введение
1. Сущность и предпосылки проведения антиинфляционной политики государства…………………………………………………………………………5
2. Инструменты и механизмы действия антиинфляционной политики……..12
2.1 Монетарные инструменты антиинфляционной политики………16
2.2 Немонетарные инструменты антиинфляционной политики……20
2.3 Антиинфляционная стратегия……………………………………..22
2.4 Антиинфляционная тактика……………………………………….27
3. Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….30
4. Антиинфляционная политика Республики Беларусь……………………….35
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач по антиинфляционной политике.docx

— 96.02 Кб (Скачать)

     Для этого должен выполняться ряд  условий:

  • государство должно определять приоритеты инвестиционной активности (в какие отрасли следует в первую очередь вкладывать деньги), формы инвестиций и технологию их выдачи;
  • учетная ставка и нормы обязательных резервов должны стимулировать выдачу ссуд коммерческими банками;
  • инвестиционная деятельность должна быть четко определена законодательно;
  • информация об экономическом состоянии экономики должна быть точной и доступной;
  • только высокая степень доверия банкам способствует привлечению свободных денежных средств населения; при низкой степени доверия банкам население просто не будет класть свободные денежные средства на счета в банках.

     Налоговая система также может стать сильным инструментом антиинфляционной политики. Адам Смит в своей работе «О причинах богатства народов» утверждал, что государство вообще не соберет налогов только в двух случаях: если оно установит налоговую ставку равную 0% и 100%.

     С помощью налогов можно ограничить рост заработной платы, что может  быть особенно актуальным в случае инфляции заработной платы. Для этого  достаточно ввести прогрессивную шкалу  налогообложения физических лиц. Тогда, по мере роста доходов населения, растет и доля изымаемых налогов. Происходит рост начислений, но  уровень  реальной зарплаты не возрастает. Однако в некоторых случаях это может  привести переходу большой части  работников на укороченный рабочий  день и появлению большого количества незаконных заработков, что может  значительно снизить эффективность  экономики.

     Такая ситуация возникла в ФРГ в 70-80х  гг., когда предельная ставка налога составляла 80-90%, то есть практически  весь прирост заработной платы «съедался» налогами. [9]

     В целом возможности использования  налогов в качестве антиинфляционного  фактора ограничены. Увеличение налогов  может привести к падению производительности производства из-за снижения стимулов к предпринимательской деятельности. В некоторых случаях производители  компенсируют повышение налоговых  ставок повышением цен. Если это возможно в данной экономической ситуации, то повышение налогов становится инфляционным фактором.

     Изменение налоговых ставок позволяет увеличить  или уменьшить стимулы к предпринимательской  деятельности. Снижение налогового бремени  побуждает предпринимателей увеличивать  объемы производства, так как уменьшаются  издержки производства. Однако возможности  использования этого инструмента  значительно ограничены: значительное уменьшение ставок налогов приведет к тому, что доходная часть бюджета  может уменьшиться до такой степени, что в бюджете страны возникнет  дефицит. Значительное же увеличение налоговых  ставок может либо уменьшить эффективность  производства, так как стимулы  к предпринимательской деятельности уменьшатся, либо вызвать рост цен, так как производители будут  вынуждены покрывать издержки производства.

     Увеличение  налогов – это одна из мер, уменьшающая  денежную массу в обращении, поскольку  эти средства изымаются в пользу государства. Соответственно уменьшение налоговых ставок способствует увеличению денежной массы.

     Использование немонетарных инструментов – это  эффективный метод борьбы с инфляцией, так как таким образом правительство  активно влияет непосредственно  на состояние экономики. Однако использование  этих инструментов вне связи с  монетарными едва ли будет эффективным. Например, даже при значительном улучшении состояния экономики будет наблюдаться инфляция, если при этом не контролировать эмиссию (как наличных, так и безналичных денег). [10] 
 

    1. Антиинфляционная  стратегия
 
 

     Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:

  • всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов. Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения;
  • существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику. При этом правительств ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информируя об этом население.

     Имеются в виду, например, регулярные сообщения  об уровне инфляции, который оно  собирается удержать, и необходимом  для этого темпе роста денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются  в течение хотя бы нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно контролировать ее. Чем выше доверие населения, тем охотнее оно приспосабливает свои решения о ценах, предложении, спросе, сбережениях и т.п. к установленному правительством ограничению на прирост денежной массы.

     Экономическое поведение людей изменяется, что  способствует снижению инфляционных ожиданий. Эффект объявления срабатывает с  некоторым запаздыванием, которое  зависит от промежутка времени между  введением денежных ограничений  и реальными изменениями спроса и цен. Как видно, эффект объявления технически прост и непритязателен, но именно он стал действенным элементом антиинфляционной стратегии в США, Великобритании, Германии, где в последние годы наблюдалось заметное ослабление инфляционных ожиданий.

     Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка: M'n = Y+Pe

     Где: M’n – среднегодовой темп роста предложения денег за определенный период времени;

     Y – среднегодовой темп роста реального продукта (в постоянных ценах) за соответствующий период;

     Ре  – предполагаемый темп роста цен.

     Для того, чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы и т.д. Тогда экономика дополнительно ощутит и эффект объявления. В инфляционной экономике денежная политика должна играть главенствующую роль. Только руководствуясь принципом, что в инфляционной обстановке нет и не может быть причин, вынуждающих превысить лимит денежной массы, государство имеет шанс остановить инфляцию.

     Осуществление антиинфляционной денежной стратегии  предполагает наличие современной  банковской системы, где центральный  банк независим от исполнительной власти. Но даже в этих условиях проводить  антиинфляционную денежную политику непросто. Так в США, где действует высокоэффективная  банковская система, за период с 1965 по 1980 г. были предприняты по крайней мере четыре неудачные попытки это сделать. Объясняется это тем, что государство, отягощенное проблемами бюджетного дефицита, необходимостью поддержания благоприятной хозяйственной конъюнктуры и т.п., отклонялось от намеченного антиинфляционного курса, прибегало к закачиванию в экономику избыточного количества денег. Подобные колебания усилили инфляционные ожидания, усложнили задачу преодоления инфляции. более или менее последовательную денежную стратегию удалось осуществить при президенте Р.Рейгане, что сказалось на замедлении темпов инфляции в американской экономике.

     Заметим, что стоит денежным ограничениям хотя бы немного стабилизировать  темп роста цен, начинают меняться адаптивные инфляционные ожидания. При прочих равных условиях, чем слабее ожидания, тем выше склонность с сбережениям. В свою очередь, приток сбережений позволяет решать бюджетные проблемы, в частности финансировать дефицит, все меньше прибегая к кредитам центрального банка. Последнему становится легче проводить неинфляционную денежную политику. Таким образом, каждый успех денежной стратегии служит условием ее дальнейшего эффективного осуществления, т.е. представляет собой самоусиливающийся процесс.

     Режим жестких денежных ограничений относится  к сильнодействующим регуляторам  экономики, и пользоваться им надо с  предельной осторожностью. Поскольку  рыночные механизмы работают не идеально, проведение антиинфляционной денежной политики сначала обязательно оборачивается  резким подъемом процентных ставок. Так, в начале 70-х годов подобные действия Федеральной резервной системы  США стали одной из причин волны  банкротств, а в 1981 – 1982 годах способствовали спаду, охватившему всю американскую экономику.

     В высокомонополизированном хозяйстве, где доминирует государственный  сектор и не развиты рыночные механизмы, установление жестких лимитов на прирост денежной массы ведет  не только к стабилизации цен, но и  к сокращению объемов производства. Поэтому антиинфляционная денежная политика должна сочетаться с разгосударствлением  экономики, ее демонополизацией, развитием  рыночной инфраструктуры.

     Стратегическая  задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства.

     Рост  налогов, формирующих  доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, т.е. суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Современная налоговая система развивается в сторону снижения ставок и увеличения налоговых льгот эффективным хозяйствам. Например, в США доля налогов на прибыль в доходах федерального бюджета не превышает 8%. Линия правительства, намеревающегося покончить с бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы побольше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны.

     Совершенствование налоговой системы можно превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете вероятен рост государственных доходов и сокращение дефицита.

     Понижение ставок подоходных налогов приведет к увеличению личных сбережений, если удастся переломить инфляционную психологию потребителей. Тогда прирост сбережений пойдет как на финансирование экономического развития, так и на покрытие дефицита бюджета. Напомним, что с точки  зрения инфляции такой вариант предпочтительнее, чем правительственные займы  в центральном банке или денежная эмиссия. Чтобы такой поворот  стал реальностью, подоходное налогообложение  должно строиться на основе прогрессивной  шкалы, а снижение ставок распространяться прежде всего на лиц с высокими доходами, ибо у них склонность к сбережению выше, чем у малоимущих.

     Следует признать, что в принципе антиинфляционные резервы налогообложения ограничены и быстрых эффектов не дают. Поэтому  основная нагрузка, связанная с сокращением  дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных расходов. Сокращение бюджетных ассигнований, а вместе с ним и дефицита представляет собой сложный процесс, требующий довольно продолжительного времени. Недопустимы резкие сокращения тех или иных статей бюджета. Нужен стратегический план восстановления равновесия государственного бюджета.

     Например, государственные дотации убыточным  предприятиям за счет средств бюджета  является необоснованными в рыночном хозяйстве. Предположим, что они  прекращены. Конечно, дефицит бюджета  уменьшится. Одновременно последуют  массовые банкротства и увольнения, начнется рост безработицы, что нанесет  бюджету двойной удар. С одной  стороны, потребуется увеличить  государственные расходы, связанные  с социальным обеспечением дополнительного  количества безработных, их переквалификацией, трудоустройством и т.д. С другой – станет неизбежным сокращение доходов  за счет снижения прибыли предприятий  и уменьшения суммы подоходного  налога. Возможно, что в конечном счете правительство получит противоположный результат – увеличение дефицита, ускорение инфляции.

     Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное  уменьшение финансирования тех видов  деятельности государства, которые  можно передать рынку. Речь идет о  прекращении чрезмерного вмешательства  государства в инвестиционный процесс  и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации здравоохранения и образования и т.д.

     Разумная  осторожность не должна препятствовать бескомпромиссному наступлению  на дефицит бюджета, желательно в  рамках единой антиинфляционной стратегии, подкрепленной другими мерами –  государственным стимулированием  научно-технического прогресса, структурной  перестройкой экономики, ориентацией  инвестиций на производство потребительских  товаров, конверсией военной экономики  и т.п. Организуя правильную денежную политику и добиваясь сокращения бюджетного дефицита, государство подходит к проблеме инфляции со стороны спроса. Помогая структурным преобразованиям  и налаживая конверсию военного производства, оно наступает на инфляцию со стороны товарного предложения. Это особенно важно в отечественной  экономике, чувствительной к инфляции предложения. Вводя в действие налоговые  и кредитные регуляторы, государство  способствует расширению продажи наукоемких товаров и услуг (бытовой электроники, средств связи, информации и т.п.), формированию новых рынков. Прирост предложения, компенсируя избыточный спрос, понижает цены, тормозит инфляцию. Не случайно, что в странах, успешно осваивающих новейшую технику и технологию, например в Японии, инфляции надежно контролируется и уже не представляет серьезной угрозы для экономики.

Информация о работе Антиинфляционная политика