Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Радикальным способом стабилизации денежного обращения являются денежные реформы. Однако для их успешного проведения в стране должны быть созданы необходимые экономические и политические предпосылки, которые зависят от состояния инфляционного процесса и конкретных условий для укрепления денежного обращения в стране.

Оглавление

Введение
1. Сущность и предпосылки проведения антиинфляционной политики государства…………………………………………………………………………5
2. Инструменты и механизмы действия антиинфляционной политики……..12
2.1 Монетарные инструменты антиинфляционной политики………16
2.2 Немонетарные инструменты антиинфляционной политики……20
2.3 Антиинфляционная стратегия……………………………………..22
2.4 Антиинфляционная тактика……………………………………….27
3. Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….30
4. Антиинфляционная политика Республики Беларусь……………………….35
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач по антиинфляционной политике.docx

— 96.02 Кб (Скачать)

       Все страны, испытывающие гиперинфляцию,  достигают крайне низкого уровня  валютных резервов, что затрудняет  защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию цен. В более  широком смысле страны часто  вступают в гиперинфляцию из-за  лежащего на бюджете тяжелого  бремени внешних обязательств. Следовательно,  для правительства, предпринимающего  стабилизационную программу, весьма  желательно для поддержки платежного  баланса получить заем, чтобы с его помощью увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной помощи для облегчения лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга. Эта долгосрочная поддержка может включать предоставление новых займов и облегчение обслуживания существующего долга.

       Гетеродоксальные стабилизационные программы

      "Гетеродоксальные" стабилизационные программы — это те программы, которые наряду со стандартными монетарными и фискальными мерами предусматривают прямое вмешательство в установление цен и заработной платы. Гетеродоксальные программы исходят из того, что инфляция обладает значительной инерционной составляющей, которая приводит к ее самовоспроизведению. Инфляционная инерция возникает из-за долгосрочных контрактов, индексации заработной платы по прошлому опыту и других механизмов, приводящих к автоматическому пересмотру заработной платы и цен на основе прошлой инфляции.

       Из гетеродоксального подхода следует, что сбалансированность бюджета и жесткая кредитно-денежная политика сами по себе недостаточны для обуздания высокой инфляции. Как утверждается, в условиях инерционной инфляции использование одних лишь ортодоксальных мер может привести к глубокому спаду, отнюдь не являющемуся неотвратимым. . Сторонники гетеродоксальных стабилизационных программ утверждают, что политика доходов, т.е. некая форма контроля за заработной платой и ценами, должна быть ключевым элементом стабилизационной программы. Впадая в крайность, отдельные апологеты гетеродоксального подхода доходят до утверждения, будто один только контроль за заработной платой и ценами достаточен для обуздания инфляции и что ортодоксальные фискальные и кредитно-денежные ограничения не играют никакой роли.

       Тем не менее гетеродоксальные стабилизационные программы обладают рядом заметных потенциальных изъянов. Во-первых, контроль над заработной платой и ценами может быть излишним. Если инфляционная инерция незначительна, инфляция скоро прекратится сама по себе. Во-вторых, контроль за ценами, выходящий за рамки узкой группы товаров, может быть трудноосуществим, и ограниченные административные возможности могут сделать такой контроль по большей части неэффективным. В-третьих, контроль может быть предвосхищен. Предприятия, знающие о предстоящем введении режима контроля, могут заранее "раздуть" свои цены даже на несколько сот процентов. В-четвертых, контроль может оказывать "наркотическое воздействие", приучая политиков к мысли, что инфляция может быть остановлена без лишений, связанных с осуществлением основополагающих изменений в кредитно-денежной и фискальной политике. В-пятых, контроль может сделать очень жесткой структуру относительных цен в экономике, что способно породить дефициты. Наконец, контроль может оказаться трудноустранимым. В ходе неудавшихся попыток стабилизации наличие значительного бюджетного дефицита задержало стабилизацию обменного курса более чем на несколько месяцев.

       Во-первых, для успешной стабилизации  абсолютно необходима серьезная  корректировка бюджета. Во-вторых, один лишь контроль за заработной платой и ценами недостаточен для прекращения инфляции. В-третьих, не существует однозначных выводов относительно применения контроля за заработной платой и ценами в дополнение к пакету ортодоксальных мероприятий. Весьма вероятно, в стране, переживающей подлинную гиперинфляцию, инфляционная инерция исчезает, так что гетеродоксальный контроль за ценами и заработной платой нецелесообразен. Когда темпы инфляции ниже, инфляционная инерция может быть достаточной для того, чтобы осуществлять дополнительный контроль за ценами и заработной платой. [2] 
 

    1. Монетарные  инструменты антиинфляционной политики
 

  

     Существуют различные методы борьбы с инфляцией. Использование той или иной комбинации инструментов антиинфляционной политики зависит, в основном, от типа инфляции и причин ее вызвавших.

     По  мнению доктора экономических наук, профессора С. Лушина: «Помимо различения видов инфляции (спроса, предложения) важно учесть, что на инфляцию влияют не только экономические, но также политические и социальные факторы. Исторический опыт показывает, что войны, революции, реформы и другие социальные потрясения, как правило, сопровождаются вспышками инфляции»[3].

     С его мнением нельзя не согласиться, однако вспышки инфляции во время социальных потрясений объяснимы и с точки зрения монетаризма: в такие моменты истории отдельных стран их правительства используют все возможные способы восстановления спокойствия, для чего требуются немалые деньги. Поэтому правительства, зачастую, «включают печатный станок» для получения этих средств или, если этого не происходит, образуется бюджетный дефицит или государственный долг, что и приводит к росту уровня цен.

     Инфляция  в большой степени зависит  от объема денежного предложения. Поэтому изменение денежной массы может активно влиять на уровень инфляции.[4] Уровень инфляции можно уменьшить, уменьшая денежную массу.

     Для влияния на денежное предложение  используются различные методы, ниже приведены некоторые из них:

  • политика процентной ставки (учетной ставки, ставки рефинансирования);
  • изменение нормы обязательных резервов;
  • изменение объемов рефинансирования      коммерческих банков;
  • операции на открытом рынке;
  • контроль над денежной эмиссией.

     Эффективным инструментом регулирования денежной массы в обращении является политика процентной ставки, под которую национальный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. В мировой практике учетная ставка, с точки зрения коммерческих банков, - это издержки избыточных резервов. [5]

     Поэтому, когда национальный банк снижает  ставку рефинансирования, он уменьшает издержки коммерческих банков, что поощряет банки к получению ссуд.

     Получение же ссуд коммерческими банками увеличивает  количество имеющихся у них свободных средств. Банки начинают активнее выдавать ссуды организациям и частным лицам, что увеличивает денежную массу вцелом. Повышая процентную ставку, национальный банк меньше стимулирует банки к выдаче ссуд, что уменьшает денежную массу.

     Джон  Кейнс отмечал, что изменение учетной ставки, «главным образом является средством регулирования количества «банковских денег», и часто использовалось с целью ограничения денежного предложения».

     Изменение нормы обязательных резервов. Международный опыт показывает, что даже незначительные колебания нормы обязательных резервов ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег (это напрямую связано с понятием банковского мультипликатора, его существование объясняется тем, что каждый из банков при различных межбанковских операциях обязан делать отчисления согласно нормы обязательных резервов, что приводит к значительному изменениям количества денег). Поэтому часто норму обязательных резервов не меняют, а пользуются этим инструментом фискальной политики только в крайних случаях.

     Чрезмерное  повышение нормы обязательных резервов чревато снижением деловой активности банков, невозможностью эффективного использования привлеченных ресурсов, что, в свою очередь, является тормозом развития банковской системы и может привести к ее кризису.

     Значительное  уменьшение нормы резервов может  привести к резкому увеличению денежной массы и, как следствию, росту уровня цен, то есть росту темпов инфляции.

     Одной из важнейших задач, стоящих перед  центральным банком, Джон Кейнс считал контроль над совокупным объемом «банковских денег», создаваемых коммерческими банками.

     Он  считал, что преимущество этого метода состоит в том, что он оказывает  прямое воздействие на величину банковских резервов и приводит их к изменению в нужном для центрального банка направлении.

     Примечательно, что Джон Кейнс раскрыл сущность и механизм действия этого метода в работе «Трактат о деньгах» вышедшей до начала практического применения норм обязательных резервов.

          Операции на открытом рынке  предполагают, с одной стороны,  покупку и продажу государственных облигаций национальным банком, с другой стороны –коммерческими банками, организациями и населением.

     Продавая  облигации, национальный банк может  уменьшить денежное предложение или использовать полученные от продажи деньги для сокращения дефицита бюджета, не покрываемого за счет налоговых поступлений. Действенность системы операций на открытом рынке в большой степени зависит от уровня развития финансовой системы и доверия населения государству.

     Джон  Кейнс сделал вывод о превращении операций на открытом рынке в основной инструмент фискальной политики, но он явно преувеличивал роль и эффективность этого инструмента. Он писал, что регулярное применение этого инструмента «позволяет центральному банку поддерживать уровень резервов коммерческих банков на том уровне, на котором он пожелает».[6]

     Однако  использование этого метода ограниченно, так как при значительном увеличении массы государственных облигаций растет государственный долг, что приводит к некоторым отрицательным последствиям, в том числе, связанным с нестабильностью национальной валюты и инфляции.

     Следует отметить, что действие описанных  выше инструментов в большой степени зависит от уровня развития банковской системы и от того, какова доля денежного агрегата М0 в общей денежной массе. Чем меньше его доля (то есть чем больше используется безналичных расчетов для оплаты экономических благ), тем легче будет управлять денежным предложением с помощью описанных выше инструментов.[7]

     Очень важным инструментом антиинфляционной политики является контроль над денежной эмиссией. Она должна производится по трем каналам: кредитование государства, хозяйства и под прирост золотовалютных резервов. [8]

     Эмиссия денег должна проходить в определенных рамках и должна жестко контролироваться. В случаях дефицита денежной массы начинают возникать неофициальные «эмиссионные центры», выпускающие различные денежные суррогаты, которые насыщают значительную часть хозяйственного оборота. Появление таких суррогатов затрудняет расчет реальной массы денег, что приводит к принятию ошибочных решений. Кроме того, уменьшение денежной массы уменьшает совокупный спрос, что приводит к последующему уменьшению совокупного предложения и краху экономики.

     Избыточная  эмиссия денег приводит к значительному  увеличению денежной массы, что, в свою очередь, вызывает рост совокупного спроса и, как следствие, рост уровня цен, так как экономические субъекты не в состоянии в течение короткого промежутка времени увеличить предложение.

     Логика  регулирования инфляции, по Кейнсу, такова: контроль нельзя сосредоточить лишь на динамике наличного обращения; регулирование инфляции должно осуществляться в значительной степени через контроль над «банковскими деньгами». Однако в целом он считал важным элементом регулирования инфляции контроль над налично-денежной массой в обращении вследствие того, что этот фактор проще всего поддается регулированию со стороны центрального банка. [6]

     Джон  Кейнс рассматривал денежно-кредитное регулирование как искусство, которое должно применяться своевременно и в нужных пропорциях; считал необходимым постоянное развитие его техники, с тем, чтобы регулирование было быстрым и эффективным.

     В целом же для корректного регулирования  эмиссии было разработано Золотое правило монетаризма, которое рекомендует проводить предсказуемую фискальную политику с устойчивым ростом денежной массы на 3 – 5% в год.

     Приведенные выше инструменты борьбы с инфляцией  могут быть использованы государством для борьбы с инфляцией, но ошибочно полагать, что монетарные инструменты – это единственный способ влияния на инфляцию. Объем денежной массы, конечно, влияет на инфляционные процессы, но его влияние не безгранично. Нельзя бороться с инфляцией только путем сжатия денежной массы. 
 

 

2.2. Немонетарные инструменты антиинфляционной политики. 
 

     На  уровень инфляции, кроме размеров денежной массы, бюджетного дефицита и  государственного долга, очень сильно влияет реальное состояние экономики. Поэтому стратегия экономического роста при инфляции издержек может  в значительной степени  помочь «победить» инфляцию.

     Таким образом, при отборе инструментов антиинфляционной политики появляется довольно надежный критерий: хороши те из них, которые  в состоянии обеспечить экономический  рост.

     Рассмотрим  некоторые из таких инструментов.

     Особое  место в антиинфляционной политике принадлежит банковской системе. Являясь институтом обмена, банк стал тем единственным  каналом, по которому денежные средства перетекают в хозяйственный оборот. Будучи участником кредитных отношений, банк неизбежно преобразует деньги в капитал, осуществляет его прилив из одной отрасли, одного региона в другие отрасли национального хозяйства и регионы страны. В странах со слаборазвитой банковской системой описанные выше функции не могут быть выполнены банками, поэтому таким странам требуется развитие банковской системы. Банковская система должна быть связана с реальным сектором экономики, чтобы она могла оказывать реальное влияние на динамику производства.

Информация о работе Антиинфляционная политика