Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Радикальным способом стабилизации денежного обращения являются денежные реформы. Однако для их успешного проведения в стране должны быть созданы необходимые экономические и политические предпосылки, которые зависят от состояния инфляционного процесса и конкретных условий для укрепления денежного обращения в стране.

Оглавление

Введение
1. Сущность и предпосылки проведения антиинфляционной политики государства…………………………………………………………………………5
2. Инструменты и механизмы действия антиинфляционной политики……..12
2.1 Монетарные инструменты антиинфляционной политики………16
2.2 Немонетарные инструменты антиинфляционной политики……20
2.3 Антиинфляционная стратегия……………………………………..22
2.4 Антиинфляционная тактика……………………………………….27
3. Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….30
4. Антиинфляционная политика Республики Беларусь……………………….35
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач по антиинфляционной политике.docx

— 96.02 Кб (Скачать)

     Согласно  кейнсианской версии антиинфляционного регулирования приоритетным направлением обуздания инфляции является увеличение совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса.[11] Для этого нужно увеличить государственные инвестиции путем размещения крупных заказов. Так же необходимо удешевить кредиты, что будет стимулировать частные инвестиции. Рост спроса обусловит рост предложения, что приведет к снижению цен. Но увеличение расхода государственного бюджета ведет к росту бюджетного дефицита. По кейнсианской теории этот дефицит нужно покрывать за счет государственных займов, которые будут погашены после снижения инфляции до допустимых пределов.

     Модель  Дж. Кейнса (доходы/расходы) предназначена для понимания причин нарушения и способов восстановления равновесного уровня реального национального дохода, когда он опускался ниже потенциального национального дохода. Он считал, что при наличии неполной занятости любой рост совокупного спроса приводит к пропорциональному росту национального дохода без изменения цен. Кейнс показал, что при определенных допущениях, равновесную точку в модели доходы/расходы можно получить, используя биссектрису угла 0 между осями.

     Рост  совокупных расходов – главный механизм восстановления занятости. Когда достигается  полная занятость, дальнейший рост совокупных расходов ведет только к росту  цен, т.е. к инфляционному разрыву  без увеличения реального производства.

     Уровень реального национального дохода может быть определен суммой совокупных расходов. Каждая из составных частей совокупных расходов является функцией реального национального дохода и служит детерминантом.

     Базовым блоком модели Дж. Кейнса являются потребительская, инвестиционная и сберегательная функции. Главную роль играют потребительские расходы – функция реального располагаемого дохода.

     Потребление – зависимая переменная в потребительской  функции, а располагаемый доход  – независимая переменная. Инвестиции – меньшая, но самая изменчивая часть  совокупных расходов. Инвестиции –  функция реального национального  дохода и ряда других детерминантов (ожидания, реальная учетная ставка, налоги на капитал, загрузка мощностей).

     Дж. Кейнс считал, что колебания в совокупных расходах – главный источник нестабильности в экономике. Поэтому он видел значение правительственной политики в стабилизации совокупного спроса (расходов) с целью стабилизации экономики в целом. Кейнсианские антиинфляционные методы подвергают критике представители монетаристской школы. Представители этого направления рассматривают инфляцию как чисто денежное явление. Главным они считают восстановление денежного рынка, при этом государственное вмешательство в экономику считают избыточным и ненужным делом. Монетаристы полагают, что инфляция – результат денежно-кредитной политики и борьба с ней возможна лишь с помощью сокращения темпа роста денежной массы.

     В качестве средства для борьбы с инфляцией  монетаристы считают возможным применить правило постоянного темпа роста денежной массы, состоящее в установлении центральным банком твердого постоянного ежегодного темпа её увеличения. Технически это представляется как установление парламентом определенного предела роста денежной массы, в рамках которого центральный банк регулирует её изменение.

     По  мнению монетаристов, тактические меры нацелены на сокращение совокупного спроса: замораживание сбережений и заработной платы, проведение конфискационной денежной реформы. Одновременно проводятся меры по свертыванию социальных программ, дотаций и субсидий неэффективным производителям. А это наряду с сокращением совокупного спроса ведет к уменьшению расходов бюджетных средств, а значит и к уменьшению бюджетных средств.

     Представители монетаристской школы считают, что  для увеличения совокупного предложения  приемлемы меры, не требующие дополнительных государственных инвестиций: продажа  ресурсов, информации, государственных  предприятий. Они полагают, что ставка процента за кредит первоначально должна не снижаться, а возрастать, что, по их мнению, окажет понижающее воздействие  на инвестиционный и потребительский  спрос.

     Удорожание  кредитов и отмена государственных  дотаций и субсидий при сокращении совокупного спроса ведут к быстрому очищению экономики от неэффективных  производителей. Это с одной стороны  ведет к дальнейшему спаду, а  с другой – к освобождению ресурсов для эффективного производства. И  тогда появляется возможность стимулирования роста инвестиций за счет снижения налоговых ставок, что приводит к  увеличению предложения и к снижению цен.

     Однако  этот процесс сопровождают большие  социальные издержки: растет безработица, снижается уровень жизни, углубляется  экономический спад. И это требует  жесткого и последовательного введения такой политики в жизнь в сжатые сроки. Такую политику назвали «шоковой терапией». Тем не менее, отсутствие развитой инфраструктуры, высокая степень  монополизации экономики препятствуют быстрому проведению этой «шоковой терапии».

     «Шоковая  терапия» срабатывает в развитой рыночной экономике, где:

  • развиты рыночные инфраструктуры;
  • обеспечена взаимосвязь различных рынков
  • высоко значение мультипликатора инвестиций;
  • действует большое количество производителей, из которых 
    может быть осуществлен отбор сильнейших.

     Кроме того, при критически низком уровне жизни значительных слоев населения  дальнейшее его падение вследствие «шоковой терапии» может так сократить  внутренний спрос, что сделает невыгодным любое производство, и может привести к политической дестабилизации. Все  это, увеличивая инвестиционные риски, может спровоцировать «бегство капиталов» из страны. Так же необходимо учитывать, что при критически низком уровне значительной части населения (практически при уровне выживания) дальнейшее падение его уровня жизни может привести к невыгодности производства вообще и, как следствие – к политической дестабилизации. При этом резко возрастают инвестиционные риски, что может спровоцировать и провоцирует утечку капитала из страны.

     Таким образом, можно констатировать, что  наиболее рациональным является сочетание  обоих направлений регулирования  экономической ситуации в стране. Схематично это можно проиллюстрировать  в виде таблицы: [11] 

Таблица 1. - Макроэкономическое равновесие: специфика воздействия инструментов
     Кейнсианский вариант регулирования      Макроэкономическое  равновесие      Монетаристский  вариант регулирования
     Финансовая политика (преимущественное воздействие)  
     AD
 
     AS
     Денежно-кредитная  политика (преимущественное воздействие)
 

 

     

  1. Инструменты и механизмы действия антиинфляционной политики
 
 

     Обуздание высокой инфляции требует проведения в жизнь специального пакета экономических  мероприятий, воздействующих на обменный курс государственный бюджет, предложение  денег и в отдельных случаях  непосредственно затрагивающих  заработную плату и цены. Ключевым элементом успеха любой стабилизационной программы является то, насколько  позитивно реагируют на нее люди. Критическая роль ожиданий высвечи¬вает значение мероприятий, которые могут создать доверие к программе:

       Стабилизация обменного курса 

       В "долларизованной" экономике паритет покупательной способности выдерживается весьма точно. Большинство цен фактически выражаются в долларах (P*) и затем переводятся в цены в национальной валюте путем умножения на доминирующий обменный курс. Поскольку цены выражаются в долларах, но оплата происходит в националь¬ной валюте, мы приходим к соотношению Р = ЕР*. Следовательно, обменный курс — связующая нить между ценами в долларах и ценами в национальной валюте на большинство товаров и услуг. В ходе гиперинфляции обменный курс снижается приблизительно тем же темпом, которым растут внутренние цены. Если обменный курс может быть стабилизиро¬ван, внутренние цены также могут быть стабилизированы.

       В условиях гиперинфляции обычно  существуют, по меньшей мере, два  обменных курса: официальный и  свободный рыночный, который существенно  выше официального. Расхождение  между ними может составлять  сотни или тысячи процентов.  Для успешной стабилизации экономики  обычно требуются вначале значительная  девальвация официального обменного  курса до свободного рыночного и затем стабилизация единого обменного курса. Стандартная стабилизационная программа направлена на закрепление обменного курса на приемлемом уровне, т.е. на уровне, который может быть защищен центральным банком при отсутствии спекулятивной атаки, истощающей валютные ре¬зервы.

       По этой причине девальвация  сама по себе, обычно недостаточна  для стабилизации обменного курса.  Фискальная политика также должна  быть ужесточена, чтобы сбалансировать  бюд¬жет в самом начале стабилизационной программы. Если центральный банк обладает некоторыми валютными резервами для защиты валюты или правительство способно договориться об иностранном займе для увеличе¬ния резервного фонда, то это увеличивает способность правительства к стабилизации обменного курса в краткосрочном периоде. Но в долгосрочном периоде есть только один способ поддержания стабильности обменного курса — жесткая фискальная политика, которая освобождает правительство от необходимости опираться на сеньоражное финансирование.

       Поскольку большинство внутренних  цен связано с долларом через  паритет покупательной способности,  то инфляция может прекратиться  буквально за день, как только  обменный курс стабилизируется.  Отметим кратко, что коренным  отличием гиперинфляции от очень  высокой инфляции является то, что в процессе гиперинфляции  исчезают все признаки инфляционной  инерции, так как фирмы и  работники перестают использовать  долгосрочные контракты и индексацию  по прошлым темпам. Цены просто  долларизуются и, следовательно, увязываются с обменным курсом. Поэтому стабилизация обменного курса прекращает высокую инфляцию.

       Комплексные бюджетные мероприятия 

       Ни один обменный курс не  может оставаться стабильным, пока  лежащий в его основе бюджетный  дефицит и потребность в сеньораже не взяты под контроль. Именно поэтому основным шагом в обуздании гиперинфляции является устранение лежащих в их основе бюджетных проблем, которые в первую очередь и приводят к гиперинфляции. В своей основополагающей работе по теории денег Томас Сарджент показал, что гиперинфляции заканчиваются вслед за фундаментальными изменениями в бюджетной политике относительно размеров дефицитов и способов их финансирования. Часто составляющей этого процесса является усиление независимости центрального банка, позволяющей противостоять давлению при финансировании дефицита государственного бюджета с помощью печатного станка. Разумеется, недостаточно прекратить финансирование центральным банком дефицита государственного бюджета, необходимо также улучшить состояние бюджета. Жесткая фискальная политика обычно подразумевает ряд мер. Во-первых, цены на товары и услуги, предоставляемые предприятиями государственного сектора в ходе гиперинфляции, как правило, снижаются в реальном выражении до очень низкого уровня и обычно должны быть значительно увеличены. Цель заключается в том, чтобы устранить дефицит балансов государственных предприятий, которые в конечном счете ложатся на центральное правительство, являясь, таким образом, первейшим источником эмиссии денег. Во-вторых, должны быть увеличены налоговые поступления. Отчасти это происходит автоматически, когда цены (после стабилизации об¬менного курса) перестают расти.

       Денежно-кредитная политика 

       Стабилизация обменного курса  и цен приводит к увеличению  реальных денежных остатков, которые  стремятся держать люди. Ключевой  вопрос экономической политики состоит в том, каким образом происходит приспособление к этому росту спроса на деньги. Таким образом, правительство имеет три возможных способа удовлетворения возросшего спроса на деньги: оно может увеличить внутреннее кредитование государственного сектора (т.е. центральный банк может купить облигации у казначейства), увеличить внутреннее кредитование частного сектора (т.е. центральный банк может предоставить больше кредитов частным банкам) или санкционировать приток валютных резервов через платежный баланс (т.е. центральный банк может скупать иностранную валюту по фиксированному курсу).

       Денежная реформа; введение новой денежная единицы

       Успешные попытки стабилизации  нередко сопровождаются введением  новой денежной системы. Наиболее  популярный способ стабилизации  состоит в «отбрасывании нулей»  сильно обесценившейся денежной  единицы При простейшем варианте денежной реформы новая денежная единица вводится для того, чтобы отбросить несколько нулей во всех ценах, заработных платах и финансовых активах в экономике. Это во многом косметическое изменение, которое не приносит вреда, но может принести некоторую экономию на издержках (чернил, бумаги, времени, числа позиций в вычислительных машинах и т.д. При более сложном типе денежной реформы новая денежная единица вводится не только для отбрасывания нулей, но также и для создания специального режима оплаты долгосрочных контрактов, заключенных в прежней денежной единице. Наконец, возможна конфискационная реформа, при которой новая денежная единица обменивается на старую без приведения курса обмена денег в соответствие с изменениями заработной платы и цен. Например, старые деньги могут быть обменены на новые по курсу 10:1 без изменения уровней заработной платы и цен. Это значительно сократит реальные денежные остатки, что обязательно приведет к сильному экономическому спаду. В целом это наиболее полезно в ситуации подавленной инфляции, когда предложение денег резко выросло, а контроль за ценами препятствует их росту в соответствии с увеличением предложения денег. Денежная реформа в таком случае приводит предложение денег в соответствие с ценами, вместо того чтобы позволить ценам резко расти вслед за ростом предложе¬ния денег.

       Смягчение внешнего бюджетного  ограничения 

Информация о работе Антиинфляционная политика