Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Радикальным способом стабилизации денежного обращения являются денежные реформы. Однако для их успешного проведения в стране должны быть созданы необходимые экономические и политические предпосылки, которые зависят от состояния инфляционного процесса и конкретных условий для укрепления денежного обращения в стране.

Оглавление

Введение
1. Сущность и предпосылки проведения антиинфляционной политики государства…………………………………………………………………………5
2. Инструменты и механизмы действия антиинфляционной политики……..12
2.1 Монетарные инструменты антиинфляционной политики………16
2.2 Немонетарные инструменты антиинфляционной политики……20
2.3 Антиинфляционная стратегия……………………………………..22
2.4 Антиинфляционная тактика……………………………………….27
3. Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….30
4. Антиинфляционная политика Республики Беларусь……………………….35
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач по антиинфляционной политике.docx

— 96.02 Кб (Скачать)

     Национальная  антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает в банковскую систему, переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные кредиты, увеличивая деньги в экономике. Другая часть капиталов может поступить к правительству, которое берет кредиты за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно устранить, если центральный банк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные резервы.

     Таковы  основные черты антиинфляционной стратегии, результаты которой экономика почувствует  по прошествии длительного периода времени. 
 

    1. Антиинфляционная  тактика
 
 

     Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется  мобилизовать тактический, быстродействующий  потенциал антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию. Речь идет о предварительном терапевтическом воздействии на больную экономику, призванном подготовить ее к более радикальному лечению инфляционного недуга.

     Антиинфляционная  тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение  без соответствующего повышения  спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. Любые другие противоинфляционные мероприятия принесут меньший эффект.

     Краткосрочные резервы роста  предложения.

  1. Государственная поддержка повышения товарности экономики. Имеется в виду льготное налогообложение предприятий, продающие побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею, и т.п. такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов. Однако уровень товарности экономики можно повышать лишь до определенного предела.
  2. Поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству. Примером может служить мировой рынок информационных услуг, который находится в стадии становления: международные потоку информации товарны примерно на 30%, остальная информация проходит по внутренним каналам транснациональных корпораций, оставаясь в стороне от открытого рынка.

     Информация  как товар обладает уникальными  антиинфляционными достоинствами. Первоначально ее изготовление сопряжено  со значительными затратами, связанными с финансированием научных исследований и технологических разработок.  Дальнейшее воспроизводство, тиражирование  идет с минимальными издержками, что  равнозначно приращению товарного предложения. Кроме того, от многих других товаров и услуг информация отличается тем, что на протяжении своего жизненного цикла не исчезает в сфере конечного потребления, а возвращается оттуда, вновь превращаясь в объект купли-продажи. Происходит многократное увеличение предложения без адекватного повышения спроса.

     3.  Разумно организованная приватизация государственной собственности несет в себе антиинфляционный заряд. Она ведет к увеличения государственных доходов ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита. Более того, эта форма разгосударствления дает эффект прямого действия: проявление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса.

     4.  Действенными средствами краткосрочной  антиинфляционной политики могут  стать массированный потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов. В странах с нерыночной экономикой возможен и такой антиинфляционный резерв, как продажа населению части накопленных предприятиями материальных ресурсов производственного назначения. 

     Краткосрочные резервы снижения текущего спроса.

  1. Повышение ставки процента по вкладам, если правительство намерено повлиять на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий. В противном случае едва ли удастся привлечь сбережения, ибо вкладчики, передавая свои деньги банку, вправе рассчитывать, что не понесут потерь. Однако возможности такого антиинфляционного маневра небеспредельны, так как повышение процента по вкладам чревато удорожанием кредита, что может отрицательно сказаться на размерах инвестиций.
  2. Повышение процента по государственным облигациям, распространение акционерной формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь значительные сбережения. Подобные меры дают реальный антиинфляционный эффект и позволяют приостановить разрушительный процесс гиперинфляции.
  3. Для понижения уровня ликвидности сбережений практикуется повышение нормы процента по срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе. Иногда вводится временное замораживание вкладов до востребования.
  4. Денежная реформа конфискационного типа нацелена на экспроприацию части принадлежащих населению доходов и снижение текущего спроса. Подобный радикальный вариант не имеет отношения к причинам и механизмам инфляции и способен лишь на короткое время уменьшить величину инфляционного разрыва. Конфискационные денежные реформы осуществляются редко, как правило, после войн и других социально-политических катаклизмов. Правительство, затеявшее столь рискованное дело в мирное время, может рассчитывать на успех, если пользуется безграничным доверием граждан, готовых пожертвовать доходами ради будущего процветания.
  5. В качестве краткосрочного противоинфляционного средства может использоваться повышение курса национальной валюты. Если внутренние рынки достаточно конкурентны и отсутствуют разного вида внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен ан товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике. Нельзя не указать на изрядную противоречивость такого регулирования. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Поэтому ухудшается торговый, а вслед за ним и платежный баланс. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику.[1]

 

3 Особенности государственной  политики занятости  в Республике Беларусь 
 

     Взаимоотношения государства и граждан в сфере  трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992г.

     В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15.03.1994г., гражданам  Республики Беларусь гарантируется  право на труд, то есть право на выбор  профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой  и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и  безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия  для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему  гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также  пособие по безработице в соответствии с законом. [13].

     Согласно  ст. 1 Закона «О занятости населения  Республики Беларусь» под занятостью следует понимать не запрещённую  законодательством деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).

     Принуждение к труду в административном порядке  не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

     Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать  на рынке труда, государство гарантирует  занятость путём создания дополнительных рабочих мест.

     В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости  населения Республики Беларусь»  безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской  деятельностью, не обучающиеся в  дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. [14]

     По  закону РБ “О занятости населения  “ от 30 мая 1991 г.   “безработными  считаются  трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины  –  до 55 лет, мужчины –  до  60),  постоянно  проживающие  на  территории  РБ,  не имеющие работы,   не  занимающиеся  предпринимательской  деятельностью,   не обучающиеся  в  дневных   учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной  службе занятости.

     Согласно  определению международных организаций  –  Международной организации  труда  (МОТ)  и  Организации   экономического  сотрудничества  и развития  (ОЭСР),  безработные  – это люди, не  имеющие  работы,   кто  готов приступить к работе  и  ищет  работу  в  течение  последних  четырех  недель

     Так, например, в США безработными,  считаются  гражданские  лица, которые:

          . не имели занятости в течении недели обследования;

          . предпринимали усилия найти  работу в  течении  предыдущих  4-х недель (обращаясь непосредственно к нанимателю, к услугам   государственной службы  занятости или к друзьям);

          . лица, временно уволенные   или   лица,  нанятые  на  новую   работу, которые должны приступить  к работе в течение 30 дней.

     В  Японии безработным считается тот, кто не работал  в  течение  недели обследования  ни одного часа, в Великобритании  –  кто  не  имеет  работы  в течение недели обследования,  ищет работу в течение  этой недели или не  может искать ее  из-за болезни,  а  также  кто  ждет  результатов  переговоров  об устройстве  на работу.   Органами  трудоустройства  и  статистикой  развитых капиталистических  стран   не   рассматриваются    как   безработные   лица, проживающие  в застойных  районах,   где  нет  и  не  предвидится   свободных рабочих мест.   Если  даже  люди,    проживающие   в этих районах, и предпринимали поиски работы, они быстро  разочаровались. По-разному в странах относятся к таким категориям населения, как впервые ищущие  работу и возвращаются на  работу  после длительного перерыва.   К первой  группе относится прежде всего молодежь,  ко второй – женщины, оставившие  работу  в связи с рождением и воспитанием малолетних  детей.   Основной  же  массив безработных – это лица,  уволенные с предприятий и имеющие стаж  работы.   В эту категорию в основном  входят  работники,  потерявшие  работу  вследствие структурных изменений в экономике и производстве,  закрытия  предприятий   и учреждений,  модернизации производства, перехода на новые виды  продукции и т.д.  Среди них люди различных квалификаций и профессий,   готовые работать по своей специальности на  других  предприятиях,   пройти  переподготовку  и повысить свою квалификацию. [12]

     В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости  населения Республики Беларусь»  для реализации политики занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости.  

     В состав государственной службы занятости  входят 148 структурных подразделений, в том числе Комитет по занятости  населения при Министерстве труда  Республики Беларусь, 6 управлений областных  служб, Минский городской центр  занятости населения с 9 районными  отделениями, 25 региональных, 13 городских  и 93 районных центра занятости.

     Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право  заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для  трудоустройства; запрашивать у  нанимателей сведения о наличии  вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или  штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

     Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости  населения осуществляет Государственный  фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.

     Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении  её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

     а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным  с военной службы без права  на пенсию;

     б) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение  этого периода в общий и  непрерывный трудовой стаж;

     в) выплату в установленном порядке  пособия по безработице;

     г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;

Информация о работе Антиинфляционная политика