Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Радикальным способом стабилизации денежного обращения являются денежные реформы. Однако для их успешного проведения в стране должны быть созданы необходимые экономические и политические предпосылки, которые зависят от состояния инфляционного процесса и конкретных условий для укрепления денежного обращения в стране.

Оглавление

Введение
1. Сущность и предпосылки проведения антиинфляционной политики государства…………………………………………………………………………5
2. Инструменты и механизмы действия антиинфляционной политики……..12
2.1 Монетарные инструменты антиинфляционной политики………16
2.2 Немонетарные инструменты антиинфляционной политики……20
2.3 Антиинфляционная стратегия……………………………………..22
2.4 Антиинфляционная тактика……………………………………….27
3. Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….30
4. Антиинфляционная политика Республики Беларусь……………………….35
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач по антиинфляционной политике.docx

— 96.02 Кб (Скачать)

     д) возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.

     В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения  Республики Беларусь». Государственная  политика в области занятости  населения основывается на следующих  принципах:

  1. обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;
  2. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  3. поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  4. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  5. принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
  6. обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  7. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  8. участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  9. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.

     Государственные программы занятости предусматривают  в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение  содействия рациональной, свободно избранной  занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

     1)      содействие структурной перестройке  экономики и создание условий  для направления высвобождаемых  работников на рентабельные производства  и в развивающиеся отрасли;

     2)      развитие системы подготовки, повышения  квалификации, переподготовки и  профессиональной ориентации населения,  создания новых рабочих мест  с учетом демографической ситуации;

     3)      обеспечение занятости отдельных  категорий населения, трудоустройство  которых затруднено;

     4)      повышение экономической заинтересованности  предприятий и организаций в  создании рабочих мест и использовании  гибких форм занятости;

     5)      совершенствование организационной  структуры государственной службы  занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.[14]

     Решение стоящих перед государством задач  в области занятости населения  требует длительного времени, поэтому  обеспечение полной занятости выступает  в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние  занятости, которое предусматривается  достичь, решая проблемы конкретного  периода времени.

     Стратегическая  цель определяет следующие тактические  задачи:

  1. на 2006 – 2010 гг. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;
  2. после 2010г. – достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.[15, c. 39]
 
 
 

 

     4 Антиинфляционная  политика Республики  Беларусь 
 

     В 1999-2003 гг., несмотря на существенное снижение темпов инфляции, спад производства не сменился подъемом даже в наиболее благополучных экспортно-сырьевых отраслях. Поэтому актуально более  внимательно проанализировать особенности  инфляции в Республике Беларусь и  проводимую антиинфляционную политику.

     С середины 1993 года инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой  явился значительный рост издержек, обусловленный  повышением цен на сырье, труд.

     Учитывая, что инфляция - явление многофакторное, формирующееся под воздействием многих внешних и внутренних факторов, управлять ею можно только путем  принятия согласованных мер в  области денежно-кредитной, налогово-бюджетной  и таможенной политики, политики доходов  и собственно ценовой. Стабилизации ценовой ситуации на уровне предприятий  должны способствовать меры, направленные на недопущение необоснованного  роста цен, сокращение издержек производства и обращения.

     В соответствии с «Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг.» важнейшие инструменты денежно-кредитной  политики на данном этапе (обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика) будут формироваться на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих поддержание целевых параметров инфляции и курса доллара. Ужесточение  денежно-кредитной политики будет главным фактором обеспечения последовательного снижения темпов инфляции.

     Политика  обменного курса белорусского рубля  будет ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов страны. При формировании валютного курса белорусского рубля  будут учитываться условия внешней  торговли, и, прежде всего, колебания  мировых цен на товары, изменение  кросс курсов валют стран, являющихся ее основными экономическими партнерами. При этом денежно-кредитная политика будет направлена на обеспечение  курса белорусского рубля к доллару  США на уровне 2-2,1 тыс. рублей в 2005 году.

     Основу  процентной политики составят меры, обеспечивающие устойчивое достижение процентными  ставками положительного в реальном выражении уровня и превышение реальной доходности активов, номинированных в  национальной валюте, над их доходностью  в иностранной валюте.

     Следует отметить, что реализация мер в  области ценообразования, направленных на сокращение перекрестного субсидирования, будет проводиться в условиях роста доходов населения.

       С целью дальнейшей либерализации  ценообразования по предложениям  министерств, облисполкомов и  Минского горисполкома в 2003 г.  был значительно сокращен перечень  регулируемых социально значимых  товаров и предприятий-монополистов.

     Основным  направлением совершенствования ценообразования  станет проведение взвешенной ценовой  политики, базирующейся на гибком сочетании  свободных и регулируемых цен, расширении сфер рыночного ценообразования. В  результате решения задач по упорядочению цен в отраслях АПК предполагается привести в соответствие закупочные, отпускные и розничные цены, прежде всего, на продукцию животноводства. Необходимо также в полной мере использовать систему договорных цен, которая  должна сочетаться с применением  гарантированных закупочных цен.

     Ценовое регулирование в агропромышленном комплексе будет направлено на улучшение  финансового состояния сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслей, упорядочение цен и недопущение ценовых  перекосов на различные группы продовольствия, насыщение потребительского рынка, обеспечение рентабельного производства социально значимых продовольственных  товаров. Перекосы в уровнях закупочных и розничных цен на продукцию  животноводства будут постепенно устраняться  путем увеличения минимальных закупочных цен на продукцию животноводства до уровня, обеспечивающего на первом этапе возмещение нормативных затрат на производство и получение прибыли, достаточной для воспроизводства. Учитывая низкую рентабельность и убыточность  производства социально значимых мясных и молочных продуктов, реализуемых  по регулируемым предельным ценам, не обойтись без поэтапного увеличения отпускных и розничных цен  на них [17].

     Для поддержания конкурентоспособности  продукции отечественных товаропроизводителей по мере финансовой стабилизации будут  создаваться условия, позволяющие  субъектам хозяйствования формировать  цены с учетом конъюнктуры рынка, для чего намечается и впредь сокращать  сферу регулируемого ценообразования.

     Важнейшими  задачами отраслевых министерств, других республиканских и местных органов  государственного управления, предприятий  должны стать постоянная работа по конкретным направлениям усиления экономии и рационального использования  материальных ресурсов, ужесточение  норм расхода сырья, материалов. Для  этого следует создать дополнительные механизмы экономического стимулирования организаций к снижению издержек производства и на этой основе повысить эффективность их деятельности, прежде всего конкурентоспособность продукции.

     Следует подчеркнуть, что, прежде всего, необходимо принять меры по стабилизации цен  и курса. Основными направлениями  реализации антиинфляционной политики являются меры по ограничению монетарных факторов инфляции, меры по ограничению  издержек и меры по структурному регулированию  рынков товаров и услуг.

       Управляемости инфляцией в определенной  степени способствовали принимаемые  государством меры, направленные, с  одной стороны, на замедление  роста цен, с другой - на ликвидацию  ценовых диспропорций в отдельных  отраслях экономики, в первую  очередь в агропромышленном и  топливно-энергетическом комплексах, в жилищно-коммунальном хозяйстве. 

     Важно, что макроэкономическая политика влияет на инвестиционный климат, прежде всего через обеспечение определенных ориентиров для субъектов хозяйствования. Ведь в условиях высокой инфляции и нестабильного обменного курса весьма сложно накапливать и сохранять от обесценения финансовые ресурсы секторов экономики, а также предусмотреть эффективность самих инвестиционных проектов даже в краткосрочной перспективе.

     Реализация  Правительством и Национальным банком Республики Беларусь комплекса антиинфляционных мер позволила существенно замедлить  рост потребительских цен в стране.

     Постепенно  нарастающее влияние на денежно-кредитную  политику оказывают структурные сдвиги в экономике. Увеличение производства в промышленных отраслях экономики с длительными технологическими циклами и более глубокой переработкой сырья, модернизация предприятий реального сектора экономики, внедрение современных наукоемких технологий, а также изменение направления денежных потоков в пользу инвестиционной составляющей и расширение кредитования реального сектора экономики банковской системой будут способствовать некоторому снижению скорости обращения денежной массы. В свою очередь это обусловит необходимость не инфляционного расширения денежного предложения для покрытия производимого объема.

     Инфляция  представляет собой комплексную  проблему. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Необходимый комплекс мер должен приниматься не в одночасье, а последовательно и согласованно друг с другом.

     1. Единственный способ остановить  инфляцию - переход к выдаче новых  кредитов исключительно за счет  возврата старых. Так работают  все безинфляционные банковские системы мира. Это возможно только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства. Без решения проблемы демонтажа устаревших и неэффективных производственных мощностей перейти к безэмиссионной политике не удастся.

     Поэтому первейшая задача - добиться неукоснительного возврата ранее выданных кредитов (что  в условиях уменьшающейся инфляции будет непросто), в том числе  и за счет банкротства, санации или  продажи эффективному собственнику отдельных предприятий.

Информация о работе Антиинфляционная политика