Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

В любой рыночной экономике неравномерный по различным товарным группам рост цен служит важным инструментом поддержания сбалансированных хозяйственных пропорций. Неравновесие и диспропорциональность возможны лишь до определенного уровня, сверх которого они разрушают хозяйство. Поэтому экономический организм стихийно пытается выработать защитную реакцию против нарастания неравновесия и диспропорциональности. Такой защитной реакцией является, в частности, инфляция.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 5
1. Понятие и методы антиинфляционной политики ………………………... 7
2. Модели антиинфляционной политики……………………………………. 16
3. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь…………………… 24
Заключение……………………………………………………………………... 36
Список использованных источников…………………………………………. 38
Приложения……………………………………………………………………. 40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Макроэк Антиинфл политика с рамками.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….. 5
1. Понятие  и методы антиинфляционной политики  ………………………... 7
2. Модели  антиинфляционной политики……………………………………. 16
3. Антиинфляционная  политика в Республике Беларусь…………………… 24
Заключение……………………………………………………………………... 36
Список  использованных источников…………………………………………. 38
Приложения……………………………………………………………………. 40
 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ 

      В любой рыночной экономике неравномерный  по различным товарным группам рост цен служит важным инструментом поддержания сбалансированных хозяйственных пропорций. Неравновесие и диспропорциональность возможны лишь до определенного уровня, сверх которого они разрушают хозяйство. Поэтому экономический организм стихийно пытается выработать защитную реакцию против нарастания неравновесия и диспропорциональности. Такой защитной реакцией является, в частности, инфляция.

      Инфляция  — один из наиболее значительных аспектов нестабильности экономики. Она представляет собой обесценивание денег, и в силу этого идет процесс повышения общего уровня цен. Но это внешнее проявление процесса. Инфляция сопряжена с состоянием экономики, ее спадом, нарушением финансов, разбалансированностью бюджета, кредитно-денежной системы, проблемами в фискальной политике, т.е. инфляция поражает все стороны и все звенья экономики.

      В ситуации, когда в экономике уже  существовали инфляционные ожидания, население, опасаясь дальнейшего обесценения своих доходов, резко увеличивает затраты на приобретение товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике, искажает реальную картину потребностей в обществе и ведет к нарушению функционирования народного хозяйства. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать следующий рост цен.

      Инфляция выражается в длительном общем неравновесии рынков в сторону спроса. Однако далеко не всякое неравновесие такого рода следует считать инфляционным. Сравнительно непродолжительное превышение спроса над предложением сигнализирует лишь о работе рыночного механизма и к инфляции отношения не имеет. Когда неравновесие затягивается надолго, превращаясь в характерную черту не одного или двух, а сразу многих рынков, впору говорить о развертывании инфляционного процесса. Поэтому изучение сущности инфляции и инструментов антиинфляционной политики в условиях перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь является актуальным и необходимым.

      Цель курсовой работы - изучить сущность инфляции как фактора макроэкономической нестабильности с последующим выявлением сути антиинфляционной политики и ее особенностей в Республике Беларусь.

      Задачи  курсовой работы:

  1. выявить сущность инфляции;
  2. изучить понятие антиинфляционной политики;
  3. определить инструменты антиинфляционной политики;
  4. изучить классификацию методов антиинфляционной политики;
  5. проанализировать модели антиинфляционной политики.

     Объект  исследования – антиинфляционная политика.

     Предмет исследования – антиинфляционная политика как способ борьбы с макроэкономической нестабильностью.

     Вопросам  антиинфляционной политики посвящено много работ отечественных и зарубежных ученых, таких как Т. А Агапова, Н. И. Базылев, С. П. Гурко, М. И. Плотницкий, И. М. Лемешевский, Е. А. Киселева и другие.

     Методологической  основой курсовой работы являются научная  и учебная литература различных авторов, средства сети Интернет, данные периодических изданий, официальные сайты министерств Республики Беларусь.

     При написании курсовой работы были использованы как общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, логический метод, так и специфические, такие как анализ статистических данных.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений. При написании курсовой работы использовано 19 источников. 
 

 

      1 ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 

     Инфляция  выступает как одно из наиболее важных проявлений макроэкономического неравновесия, как несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением.

     Инфляция — непрерывный, устойчивый и общий рост цен, который охватывает все национальное экономическое пространство. [10, c. 270]

     Признаки  появления инфляции:

     1) повышение цен должно выглядеть как устойчивая тенденция, охватывать всю национальную экономику, распространяться на основные виды потребительских и инвестиционных благ;

     2) при повышении цен не должно иметь место повышение качества производимых благ;

     3) при стабильных ценах товары должны быть доступными для покупателей, т. е. не исчезать с полок магазинов, их качество не должно ухудшаться. [2, c. 152]

     Противоположностью  инфляции выступает процесс дефляции — это устойчивая тенденция к снижению общего уровня цен в национальной экономике.

     В экономической теории в качестве основных «движущих сил» инфляции принято выделять:

     1) государство, которое активно вмешивается в механизм ценообразования, к тому же в полном объеме реализует монополию на денежную эмиссию, внешнюю торговлю и т. д.;

     2) профсоюзы, стремящиеся максимизировать собственную полезность и не останавливающиеся перед навязыванием высокого национального уровня оплаты труда;

     3) монополии, монополистические группы, объединения и т. д., вносящие собственный колорит в понимание общественно необходимых издержек производства, принципов ценообразования, распределения добавленной стоимости и т. д.;

     4) домашние хозяйства, которые в состоянии демонстрировать не только склонности к сбережениям, но и через высокие инфляционные ожидания порождают разнообразные инфляционные волны.

     В рыночной экономике, как свидетельствует  зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать умеренной и управляемой. Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику.

     Антиинфляционная  политика - совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции [14, с. 165].

     Антиинфляционная политика - макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен [9, c. 223].

      При разработке антиинфляционной политики с определенной долей условности можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.

      Антиинфляционная  стратегия включает четыре основных компонента:

      1) преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. В мировой практике положительные результаты достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений;

      2) долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;

      3)   сокращение бюджетного дефицита  и перестройка структуры доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики;

      4)   увеличение совокупного предложения  посредством структурного преобразования  народного хозяйства, государственное  стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.[17, c. 458]

      Меры  антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:

      1) при необходимости увеличения  совокупного предложения без  адекватного увеличения совокупного  спроса применяются льготное  налогообложение, приватизация государственной  собственности;

      2) для снижения текущего спроса  без соответствующего падения  предложения используются повышение  процентных ставок по вкладам  и депозитам, развитие акционерных  форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.

      Антиинфляционная  политика включает в себя 2 блока  мероприятий:

      1) регулирование совокупного спроса;

      2) регулирование совокупного предложения [13, c. 210].

      Первое  направление отстаивают кейнсианцы, второе - монетаристы.

      Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно посредством создания эффективного спроса, который, в свою очередь, формируется государственными заказами и дешевым кредитом. Эти меры правительства приводят к сокращению спада, уменьшению безработицы. Таким образом, усиление совокупного предложения, инициированное государственными заказами и дешевым кредитом, вызывает понижение цен и сокращение инфляции.

      Кейнсианская  антиинфляционная политика приводит к  углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагает покрыть его посредством государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект по истечении продолжительного времени.

      Монетаризм  же исходит из ограничения совокупного спроса, поскольку, согласно его утверждению, усиление совокупного предложения может обеспечить успех лишь по истечении продолжительного времени.

      Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение являются налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.

      При инфляционном, избыточном спросе государство  ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.

      В условиях спада налогово-бюджетная политика направлена на повышение совокупного спроса путем наращивания государственных капитальных вложений, понижения налогов. Недостатками стимулирования совокупного спроса являются опасность возникновения инфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходами вследствие большого бюджетного дефицита.

      С помощью денежно-кредитного регулирования можно добиться замедления инфляционных процессов путем изменения ставки ссудного процента и количества денег в обращении, однако ему присущи те же недостатки, что и налогово-бюджетной политике.

      Довольно  эффективной временной мерой  по преодолению инфляции, сопряженной со спадом, является контроль над заработной платой и ценами. Такой контроль при наличии доверия к правительственным мерам должен сократить уровень ожидаемой инфляции.

      Инфляция, связанная с избыточным спросом, может сдерживаться индексацией, которая предполагает, что все долгосрочные контракты — договоры с профсоюзами о заработной плате, контракты на поставку промышленной продукции и предоставление ссуд — должны корректироваться синхронно с изменением цен. В этом случае существует вероятность более быстрой реакции темпа инфляции на замедление роста совокупного спроса.

      Перечисленные выше меры воздействуют на изменение совокупного спроса с целью сдерживания темпа инфляции. Такого же эффекта можно добиться, воздействуя на совокупное предложение.

Информация о работе Антиинфляционная политика