Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа
В любой рыночной экономике неравномерный по различным товарным группам рост цен служит важным инструментом поддержания сбалансированных хозяйственных пропорций. Неравновесие и диспропорциональность возможны лишь до определенного уровня, сверх которого они разрушают хозяйство. Поэтому экономический организм стихийно пытается выработать защитную реакцию против нарастания неравновесия и диспропорциональности. Такой защитной реакцией является, в частности, инфляция.
Введение……………………………………………………………………….. 5
1. Понятие и методы антиинфляционной политики ………………………... 7
2. Модели антиинфляционной политики……………………………………. 16
3. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь…………………… 24
Заключение……………………………………………………………………... 36
Список использованных источников…………………………………………. 38
Приложения……………………………………………………………………. 40
2. Градуирование - постепенное сокращение темпа роста денежной массы. Инфляционные ожидания при градуировании не снижаются из-за неуверенности правительства в проводимой политике. Появляется инфляционная инерция, чему способствует индексация доходов. Градуирование не вызывает глубокого спада, как шоковая терапия, но и темпы инфляции снижаются медленно.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции и безработицы вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику — экспансии или сдерживания.
Суть политики экспансии заключается в том, что государство стремится повысить совокупный спрос путем увеличения государственных расходов или снижения налогов.
Рост государственных расходов повышает покупательную способность в экономике, а следовательно, и общий объем спроса, что в свою очередь ведет к росту объемов производства. Снижение налогов действует в принципе таким же образом.
Воздействовать на совокупный спрос можно посредством стимулирования инвестиций, например с помощью снижения ставки процента, что делает кредит на расширение производства более дешевым.
Политика сдерживания, или рестриктивная политика, направлена на снижение покупательной способности населения путем урезания государственных расходов или повышения налогов. Она может также включать повышение процента в целях сдерживания инвестиций, тем самым сокращая общий объем совокупного спроса.
Политика экспансии в условиях инфляции. Стимулирование спроса в соответствии с кейнсианскими рекомендациями не позволяет уменьшить безработицу в долгосрочном периоде. Экспансия дает лишь краткосрочные эффекты в области занятости, и то ценой постоянного повышения темпов инфляции.
Повышение спроса при проведении политики экспансии обеспечивает лишь временный рост производства. Вначале расширения спроса повышаются занятость и производство, благодаря чему растет инфляция. Более высокий темп роста цен дает толчок инфляционному процессу, при котором ожидания будущей инфляции и требования повышения заработной платы увеличивают издержки предприятия. Это означает, что агрегированная кривая предложения передвигается вверх точно так же, как и кривая Филлипса при усилении инфляционных ожиданий (рис. 2.1 а).
Предположим, что экономика находится в точке А. Повышение спроса вызовет одновременно и повышение занятости, и рост инфляции. Если экономика переместится в точку В, через некоторое время возникнет ожидание будущей инфляции, в связи с чем будут нарастать требования повышения заработной платы.
Рис.
2.1 Политика экспансии (а) и сдерживания
(б) в условиях инфляции [16, c. 252]
D1 – спрос до экспансии;
D2 – спрос после экспансии;
S1 – предложение до экспансии;
S2 – предложение после возросших инфляционных ожиданий;
S3 – предложение после ослабления инфляционных ожиданий;
D3
– спрос после сдерживания
Возросшие издержки передвигают вверх кривую предложения. В результате, когда предприятия и наемные работники адаптируются к инфляции и вновь примут те же решения, что и до начала инфляции, экономика перейдет к новому уровню занятости и производства. Однако теперь инфляция будет выше. Она достигнет точки С. Это значит, что агрегированная кривая предложения передвигается вверх точно так же, как и сама кривая Филлипса при усилении инфляционных ожиданий.
Таким образом, политика экспансии не оказывает долговременного положительного воздействия на занятость или производство. Рассмотренная на длительном отрезке времени кривая предложения, как и кривая Филлипса, имеет форму вертикальной линии. Из этого следует, что данная политика может дать временный положительный эффект, но не позволяет надолго уменьшать безработицу ниже естественного уровня или расширять производство за пределы, определяемые этим уровнем. Чтобы достичь устойчивого положительного воздействия на занятость и производство, следует стремиться совершенствовать функционирование экономики, проводя целенаправленную антиинфляционную политику и политику занятости.
Политика сдерживания в условиях инфляции. В современной экономике присутствуют одновременно и безработица, и инфляция. Политика экспансии дает кратковременные эффекты в сфере производства и занятости, но в долгосрочной перспективе приносит лишь более высокий темп инфляции. В тоже время ограничение спроса ведет к росту безработицы, снижению активности в экономике. Это, без сомнения, обеспечивает снижение инфляции, но «цена» данного процесса — сокращение производства — может оказаться высокой. Чем медленнее снижаются цены и заработная плата, тем дольше сохранится высокая безработица и тем выше будет «цена» политики сдерживания.
При проведении политики экспансии цены и инфляционные ожидания быстро возрастают, что положительно воздействует на занятость, но дает лишь кратковременный эффект. В условиях политики ограничения спроса адаптация, напротив, сопровождается возросшей безработицей. Требуется время, прежде чем цены и заработная плата придут в соответствие друг другу.
Важная задача политики стабилизации заключается в том, чтобы попытаться сломить инфляцию, не вызывая повышения безработицы. Это значит, что необходимо искать пути, позволяющие избежать длительных перемещений к более высоким уровням безработицы. Следует искать оптимальные решения.
Допустим, что экономика находится в точке С (рис. 2.1 б). Рестриктивная политика, которая сокращает совокупный спрос, влечет за собой рост безработицы и снижение инфляции. Экономика перемещается в точку Е. Впоследствии инфляционные ожидания ослабевают. Требования повышения заработной платы и издержки снижаются, при этом кривая предложения смещается вниз. Если произошла полная адаптация инфляционных ожиданий и предприятия принимают те же самые решения, что и до проведения политики сдерживания, экономика возвратится к прежнему уровню занятости и производства. Проблема состоит в том, что период перехода от Е к А может быть долгим. В этом случае рестриктивная политика со временем ведет к высоким издержкам — безработице и падению производства.
Когда правительство считает, что инфляция вызвана чрезмерным спросом, оно может избрать один или несколько способов воздействия на экономику с целью сокращения совокупного спроса:
• фискальную (налогово-бюджетную) политику, т.е. политику увеличения налогов и сокращения государственных расходов;
• денежно-кредитную (монетарную) политику, т.е. политику ограничения денежной массы, находящейся в обращении.
Политика предложения. Рестриктивная политика, безусловно, позволяет снизить темпы инфляции, но лишь ценой безработицы. Существует опасность, что такая безработица будет обширной и долговременной, если рынки недостаточно гибкие. В то же время политика экспансии обеспечивает лишь кратковременное положительное воздействие на производство и занятость, однако приводит к устойчивому повышению темпов инфляции.
Одной лишь фискальной и денежной политики, воздействующей на спрос, недостаточно. Большинство экономистов пришли к заключению, что политика спроса должна дополняться воздействием на предложение.
Суть политики предложения заключается в следующем: если бы с помощью различных мер экономической политики можно было переместить вниз кривую предложения из положения AS1 в положение AS2 (рис. 2.2), то тогда удалось бы одновременно и снизить инфляцию, и расширить производство. Инфляция может сократиться с P1 до Р2, в то время как уровень производства возрасти с Q1 до Q2.
Рис.
2.2 Влияние экономической политики
на предложение [17, с. 325]
Одним из способов решения проблемы чрезмерного спроса было бы увеличение предложения товаров и услуг, но в короткий промежуток времени это может оказаться трудным. Однако правительство могло бы повысить эффективность производства путем:
3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ
ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
Наиболее важные особенности, характерные для национальной экономики Республики Беларусь:
1) длительное сохранение, в течение всего переходного периода (с 1992 года), высоких темпов инфляции;
2)
устойчивое лидирование
3)
высокие темпы девальвации
4)
несоответствие высоких темпов
инфляции и девальвации
Длительное сохранение в белорусской экономике высокого уровня инфляции и девальвации является результатом того, что процесс обесценения рубля протекает под воздействием комплекса факторов.
В качестве таковых следует выделить:
1)
длительное время проводимую
Национальным банком страны
2)
хронический дефицит
3) слабое развитие конкуренции и сохранение высокой степени монополизации национальной экономики;
4)
сохранение системного и
На протекание инфляционных процессов в Республики Беларусь скрытое воздействие оказывает имеющая место эволюция социальных отношений, прежде всего:
а) потеря доверия к национальной валюте и к денежным властям со стороны населения;
б) изменение демографического состава населения (повышение доли пожилых людей);
в) сохранение высокой доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
На протяжении всего переходного периода в условиях Республики Беларусь имеет место сложное сочетание долгосрочных и краткосрочных, внутренних и внешних, денежных и неденежных факторов инфляции, обнаруживается сочетание открытой и подавленной (скрытой) инфляции. Поэтому инфляция далеко не всегда получает полное отражение в повышении уровня цен. Подтверждением тому выступает низкое качество продукции, возникновение дефицита тех или иных товаров из-за вмешательства государства в процессы ценообразования, образование разрыва в уровне цен в государственном и частном секторах розничной торговли.