Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

В любой рыночной экономике неравномерный по различным товарным группам рост цен служит важным инструментом поддержания сбалансированных хозяйственных пропорций. Неравновесие и диспропорциональность возможны лишь до определенного уровня, сверх которого они разрушают хозяйство. Поэтому экономический организм стихийно пытается выработать защитную реакцию против нарастания неравновесия и диспропорциональности. Такой защитной реакцией является, в частности, инфляция.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 5
1. Понятие и методы антиинфляционной политики ………………………... 7
2. Модели антиинфляционной политики……………………………………. 16
3. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь…………………… 24
Заключение……………………………………………………………………... 36
Список использованных источников…………………………………………. 38
Приложения……………………………………………………………………. 40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Макроэк Антиинфл политика с рамками.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

      Прирост тарифов на платные  услуги в январе-апреле 2011 г. составил 11,8 % (в январе-апреле 2010 г. - 2,3 %). При этом наиболее существенно выросли тарифы на услуги детских дошкольных учреждений (на 34,9 %), туристические услуги (на 20,7 %), услуги высшего образования (на 19,1 %), городского пассажирского транспорта (на 18 %), жилищно-коммунальные услуги (на 17,8 %, в том числе услуги газоснабжения (в 1,7 раза), канализации и холодного водоснабжения (на 14,5 %) и электроснабжения (на 12 %) [19].

      Основным  фактором увеличения тарифов явилось  их административное повышение, направленное на рост уровня возмещения населением затрат на их оказание.

      По  данным Национального статистического  комитета, базовая инфляция в апреле 2011 г. по сравнению с мартом 2011 г. составила 105,3 %. За январь-апрель 2011 г. прирост цен на группу товаров и услуг, используемых при расчете базового индекса потребительских цен, составил 9,4 % (в январе-апреле 2010 г. -2,8 %) [18].

      В январе-апреле 2011 г. прирост индекса  потребительских цен на 56,7 % был обусловлен ростом базовой инфляции (годом ранее - на 59,2 %), на 35,8 % - прямым административным повышением цен и тарифов на товары и услуги (годом ранее - на 32,1%), на 7,5 % - ростом цен на плодоовощную продукцию (годом ранее - на 8,7 %) [19].

      Полученные  в рамках мониторинга предприятий  Национального банка данные свидетельствуют о росте инфляционных ожиданий в стране. Так, в апреле 2011 г. 96 % опрошенных респондентов ожидали дальнейшего роста потребительских цен против 91 % в апреле 2010 г. и 95 процентов в декабре 2010 г. При этом 53,6 % опрошенных респондентов ожидали ускорения инфляционных процессов против 27,3 % в апреле 2010 г. и 39,3 % в декабре 2010 г. [18].

      Баланс  ответов ожиданий изменения отпускных  цен в апреле 2011 г. в целом по опрошенным предприятиям составил 63,1 % против 36,7 в апреле 2010 г. и 46,1 % в декабре 2010 г., что также является максимальным значением с начала проведения наблюдений с мая 2005 г.

      За  январь-апрель 2011 г. цены производителей промышленной продукции увеличились на 11,9 % против 6,4 % за аналогичный период 2010 г. При этом из их общего прироста цены на инвестиционные товары увеличились на 7,8 %, на промежуточные товары - на 14,3 %, на потребительские товары - на 9,8 %. В горнодобывающей промышленности цены выросли на 16,8 % (годом ранее - на 3,9 %), обрабатывающей промышленности - на 12,1 % (годом ранее - на 5,2 %), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 11,1% (годом ранее - на 11,5 %) [19].

      Основной  причиной роста цен производителей промышленной продукции явился рост издержек производства, в первую очередь, материальных затрат, что было обусловлено, прежде всего, повышением цен на импортируемые сырье и материалы. В ряде случаев предприятия для поддержания конкурентоспособности на внешних рынках используют стратегию более низких цен по экспортным операциям и более высоких цен на внутреннем рынке. В отраслях, где степень конкуренции на внутреннем рынке выше, цены на продукцию росли более низкими темпами.

     В 2011 году денежно-кредитная политика будет направлена на формирование условий  для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь.

     Приоритетная цель денежно-кредитной политики - обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

     Обменный  курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен.

     В 2011 году сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс/минус 8 % от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года, согласно приложению.

     Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний позволит более оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.

     По  мере замедления инфляционных процессов  и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8-10% годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору -11 -13 % годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках - 9 - 11 % годовых.

     Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка  Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).

     Операциями  на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая  ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию  ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.

     Предоставление  ликвидности в целом будет  осуществляться как посредством  кредитов Национального банка, так  и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.

     Дальнейшее  совершенствование системы регулирования  ликвидности на рыночных принципах позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы.

     В 2011 году параметры денежно-кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24-26 %, рублевой денежной массы - 27 - 29 %, широкой денежной массы - 25 - 28 %. При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4 - 7,2 трлн. рублей, юридических лиц - на 3,8 - 4,4 трлн. рублей.

     Улучшение сбалансированности внешнего сектора  и состояния платежного баланса станет основой для дальнейшего наращивания международных резервных активов Республики Беларусь. Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2011 год увеличатся не менее чем на 1,2 млрд. долларов США. 
 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Современной рыночной экономике свойственна  инфляция. В связи с тем, что  главная причина инфляции кроется  в увеличении денежной массы, то борьба с ней подразумевает сокращение темпа роста денежной массы, что вызывает сокращение объема производства и падение занятости. Правительства ищут пути сокращения темпов инфляции с наименьшими издержками.

     Общее равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением выступает как компромисс экономических интересов различных хозяйствующих субъектов или социальных групп. Однако это не означает, что в таких идеальных условиях интересы всех субъектов реализуются последовательно и в полном объеме. Скорее всего, это лишь некое подобие временного консенсуса. Самый простой способ укрепить экономические позиции — это изменить пропорции обмена в свою пользу.

      Борьба  с инфляцией предполагает набор мероприятий, позволяющих снизить годовые темпы инфляции до низких и предсказуемых значений. В идеале можно было бы говорить о нулевом темпе инфляции как целевом ориентире. Однако инфляционный потенциал современной рыночной экономики связан с множеством факторов, не всегда поддающихся прямому контролю со стороны правительства, например шоковые изменения совокупного предложения, вызванные внешними факторами.

      Текущая ситуация в экономике Республики Беларусь по своим характеристикам соответствует признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные финансовые организации принимают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40 %.

      Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Республике Беларусь, можно условно разделить на три группы по:

  1. ограничению издержек и ресурсосбережению;
  2. ограничению монетарных факторов инфляции;
  3. структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

      Кроме того, в Республике ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной  политики, реализуемые Национальным банком. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это - ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.

      Важнейшая особенность государственной антиинфляционной политики Республики Беларусь заключается в использовании не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать о том, что белорусская экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят процессы реформирования, реструктуризации. Приватизация, прочие институциональные преобразования зачастую приводят к более значительному влиянию на макроэкономическое равновесие, нежели макроэкономическая политика.

      В антиинфляционной политике Республики Беларусь важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. По сравнению с советским периодом цены либерализованы, однако определенное их регулирование по-прежнему существует. Влияние правительства распространяется в первую очередь на предприятия, находящиеся в государственной собственности, однако существует также регулирование цен частных фирм, прежде всего в торговле. Данный инструмент, с одной стороны, затрудняет процессы рыночных приспособлений к изменению экономической конъюнктуры, но с другой — позволяет снизить темпы роста цен.

     Применение и развитие инструментов денежно-кредитной политики в Республике Беларусь в 2011 году будет направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики.

     Процентная  политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. –  М.: Издательство «Дело и Сревис», 2001. – 448 с.
  2. Базылев Н. И. Макроэкономика / Н. И. Базылев. – Мн.: Современ. шк., 2007. – 288 с.
  3. Базылев Н. И., Гурко С. П., Базылева М. Н. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 190 с.
  4. Вечканов Г. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика: Учебник. – М.: Высш. образование, 2006. – 654 с.
  5. Деньги, кредит, банки / Под ред. Г. И, Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 527 с.
  6. Жаровская Е. П. Банковское дело. – М.: Омега-Л; Высш.шк., 2003. – 440 с.
  7. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело, 2002. – 472 с.
  8. Киселева Е. А. Макроэкономика: конспект лекций: учебное пособие / Е. А. Киселева. – М.: ЭКСМО, 2006. – 352 с.
  9. Киселева Е. А. Макроэкономика: экспресс-курс: учебное пособие / Е. А. Киселева. – М.: КНОРУС, 2008. – 384 с.
  10. Лемешевский И. М. Макроэкономика (экономическая теория. Часть 3). – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
  11. Макроэкономика: социально ориентированный подход / Э. А. Лутохина и др.; под ред. Э. А.. Лутохиной. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 400 с.
  12. Макроэкономика: Учебное пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, Л. Н. Новикова и др. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 415 с.
  13. Макроэкономика: Учебное пособие / М. И. Плотницкий, Э. И. Лобкович, М. Г. Муталимов и др.; Под ред. М. И. Плотницкого. – И.: Новое знание, 2002. – 462 с.
  14. Макроэкономика: Учебное пособие / Т. С. Алексеенко, Н. Ю. Дмитриева, Л. П. Зенькова и др.; Под ред. Л. П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с.
  15. Микро- и макроэкономика: Учебное пособие / М. И. Плотницкий, Л. В. Воробьева, Н. Н. Сухарева и др.; Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2004. – 224 с.
  16. Никифоров А. А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика. – М.: Издательство «Дело и Сревис», 2008. – 534 с.
  17. Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика: Учебник. – М.: Высшее образовнаие, 2006. – 654 с.
  18. www. economy.by
  19. www.nbrb.by.

Информация о работе Антиинфляционная политика