Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа
В любой рыночной экономике неравномерный по различным товарным группам рост цен служит важным инструментом поддержания сбалансированных хозяйственных пропорций. Неравновесие и диспропорциональность возможны лишь до определенного уровня, сверх которого они разрушают хозяйство. Поэтому экономический организм стихийно пытается выработать защитную реакцию против нарастания неравновесия и диспропорциональности. Такой защитной реакцией является, в частности, инфляция.
Введение……………………………………………………………………….. 5
1. Понятие и методы антиинфляционной политики ………………………... 7
2. Модели антиинфляционной политики……………………………………. 16
3. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь…………………… 24
Заключение……………………………………………………………………... 36
Список использованных источников…………………………………………. 38
Приложения……………………………………………………………………. 40
Прирост тарифов на платные услуги в январе-апреле 2011 г. составил 11,8 % (в январе-апреле 2010 г. - 2,3 %). При этом наиболее существенно выросли тарифы на услуги детских дошкольных учреждений (на 34,9 %), туристические услуги (на 20,7 %), услуги высшего образования (на 19,1 %), городского пассажирского транспорта (на 18 %), жилищно-коммунальные услуги (на 17,8 %, в том числе услуги газоснабжения (в 1,7 раза), канализации и холодного водоснабжения (на 14,5 %) и электроснабжения (на 12 %) [19].
Основным фактором увеличения тарифов явилось их административное повышение, направленное на рост уровня возмещения населением затрат на их оказание.
По данным Национального статистического комитета, базовая инфляция в апреле 2011 г. по сравнению с мартом 2011 г. составила 105,3 %. За январь-апрель 2011 г. прирост цен на группу товаров и услуг, используемых при расчете базового индекса потребительских цен, составил 9,4 % (в январе-апреле 2010 г. -2,8 %) [18].
В январе-апреле 2011 г. прирост индекса потребительских цен на 56,7 % был обусловлен ростом базовой инфляции (годом ранее - на 59,2 %), на 35,8 % - прямым административным повышением цен и тарифов на товары и услуги (годом ранее - на 32,1%), на 7,5 % - ростом цен на плодоовощную продукцию (годом ранее - на 8,7 %) [19].
Полученные в рамках мониторинга предприятий Национального банка данные свидетельствуют о росте инфляционных ожиданий в стране. Так, в апреле 2011 г. 96 % опрошенных респондентов ожидали дальнейшего роста потребительских цен против 91 % в апреле 2010 г. и 95 процентов в декабре 2010 г. При этом 53,6 % опрошенных респондентов ожидали ускорения инфляционных процессов против 27,3 % в апреле 2010 г. и 39,3 % в декабре 2010 г. [18].
Баланс ответов ожиданий изменения отпускных цен в апреле 2011 г. в целом по опрошенным предприятиям составил 63,1 % против 36,7 в апреле 2010 г. и 46,1 % в декабре 2010 г., что также является максимальным значением с начала проведения наблюдений с мая 2005 г.
За январь-апрель 2011 г. цены производителей промышленной продукции увеличились на 11,9 % против 6,4 % за аналогичный период 2010 г. При этом из их общего прироста цены на инвестиционные товары увеличились на 7,8 %, на промежуточные товары - на 14,3 %, на потребительские товары - на 9,8 %. В горнодобывающей промышленности цены выросли на 16,8 % (годом ранее - на 3,9 %), обрабатывающей промышленности - на 12,1 % (годом ранее - на 5,2 %), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 11,1% (годом ранее - на 11,5 %) [19].
Основной причиной роста цен производителей промышленной продукции явился рост издержек производства, в первую очередь, материальных затрат, что было обусловлено, прежде всего, повышением цен на импортируемые сырье и материалы. В ряде случаев предприятия для поддержания конкурентоспособности на внешних рынках используют стратегию более низких цен по экспортным операциям и более высоких цен на внутреннем рынке. В отраслях, где степень конкуренции на внутреннем рынке выше, цены на продукцию росли более низкими темпами.
В
2011 году денежно-кредитная политика
будет направлена на формирование условий
для сбалансированного
Приоритетная цель денежно-кредитной политики - обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.
Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен.
В 2011 году сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс/минус 8 % от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года, согласно приложению.
Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний позволит более оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.
По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8-10% годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору -11 -13 % годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках - 9 - 11 % годовых.
Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.
Предоставление ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.
Дальнейшее
совершенствование системы
В 2011 году параметры денежно-кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24-26 %, рублевой денежной массы - 27 - 29 %, широкой денежной массы - 25 - 28 %. При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4 - 7,2 трлн. рублей, юридических лиц - на 3,8 - 4,4 трлн. рублей.
Улучшение
сбалансированности внешнего сектора
и состояния платежного баланса
станет основой для дальнейшего наращивания
международных резервных активов Республики
Беларусь. Прогнозируется, что международные
резервные активы в определении Специального
стандарта распространения данных Международного
валютного фонда за 2011 год увеличатся
не менее чем на 1,2 млрд. долларов США.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современной рыночной экономике свойственна инфляция. В связи с тем, что главная причина инфляции кроется в увеличении денежной массы, то борьба с ней подразумевает сокращение темпа роста денежной массы, что вызывает сокращение объема производства и падение занятости. Правительства ищут пути сокращения темпов инфляции с наименьшими издержками.
Общее равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением выступает как компромисс экономических интересов различных хозяйствующих субъектов или социальных групп. Однако это не означает, что в таких идеальных условиях интересы всех субъектов реализуются последовательно и в полном объеме. Скорее всего, это лишь некое подобие временного консенсуса. Самый простой способ укрепить экономические позиции — это изменить пропорции обмена в свою пользу.
Борьба с инфляцией предполагает набор мероприятий, позволяющих снизить годовые темпы инфляции до низких и предсказуемых значений. В идеале можно было бы говорить о нулевом темпе инфляции как целевом ориентире. Однако инфляционный потенциал современной рыночной экономики связан с множеством факторов, не всегда поддающихся прямому контролю со стороны правительства, например шоковые изменения совокупного предложения, вызванные внешними факторами.
Текущая ситуация в экономике Республики Беларусь по своим характеристикам соответствует признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные финансовые организации принимают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40 %.
Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Республике Беларусь, можно условно разделить на три группы по:
Кроме того, в Республике ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это - ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.
Важнейшая
особенность государственной
В антиинфляционной политике Республики Беларусь важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. По сравнению с советским периодом цены либерализованы, однако определенное их регулирование по-прежнему существует. Влияние правительства распространяется в первую очередь на предприятия, находящиеся в государственной собственности, однако существует также регулирование цен частных фирм, прежде всего в торговле. Данный инструмент, с одной стороны, затрудняет процессы рыночных приспособлений к изменению экономической конъюнктуры, но с другой — позволяет снизить темпы роста цен.
Применение и развитие инструментов денежно-кредитной политики в Республике Беларусь в 2011 году будет направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики.
Процентная
политика будет ориентирована на
обеспечение стабильного
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ