Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа
В любой рыночной экономике неравномерный по различным товарным группам рост цен служит важным инструментом поддержания сбалансированных хозяйственных пропорций. Неравновесие и диспропорциональность возможны лишь до определенного уровня, сверх которого они разрушают хозяйство. Поэтому экономический организм стихийно пытается выработать защитную реакцию против нарастания неравновесия и диспропорциональности. Такой защитной реакцией является, в частности, инфляция.
Введение……………………………………………………………………….. 5
1. Понятие и методы антиинфляционной политики ………………………... 7
2. Модели антиинфляционной политики……………………………………. 16
3. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь…………………… 24
Заключение……………………………………………………………………... 36
Список использованных источников…………………………………………. 38
Приложения……………………………………………………………………. 40
Стремление подавить инфляцию за счет административных мероприятий приводит к формированию в различных вариантах скрытого потенциала инфляции. Так, в результате политики валютного регулирования Национального банка Республики Беларусь длительное время сохранялся разрыв между официальным и многочисленными теневыми обменными курсами. Сохранение значительной прослойки убыточных и малорентабельных предприятий также всегда чревато дополнительной нагрузкой на бюджет и ускорением темпов инфляции.
Анализ инфляционных процессов, имеющих место в Республики Беларусь, выявляет также сложное взаимодействие различных форм инфляции: инфляции спроса и предложения, управляемой и неуправляемой инфляции, импортируемой и чисто внутренней инфляции.
Например, особая разновидность управляемой инфляции обнаруживается тогда, когда ее стремятся удержать в «допустимом коридоре», но каналы для административного повышения цен избирательно открываются там, где необходимо обеспечить равновесие на том или ином продуктовом рынке, срочно уменьшить непомерные убытки отдельных предприятий и т. п.
В современных условиях Республики Беларусь инфляция выступает как вполне закономерное явление.
Поэтому
при ее анализе есть смысл использовать
классические подходы экономической теории.
Для начала выделим инфляцию предложения
и инфляцию спроса.
Инфляция
предложения. В трансформационный период
мощным фактором общего повышения цен
выступает инфляция предложения, которая
в свою очередь обнаруживается в различных
формах. Прежде всего рассмотрим так называемую
«чистую инфляцию предложения».
Чистая инфляция предложения обнаруживается, когда затраты экономических ресурсов не сопровождаются поставкой на рынок соответствующей массы товаров.
Например, в таком ключе работают неэффективный инвестиционный комплекс (удорожание строительства), сельское хозяйство (недопоставка продукции на рынок из-за низкой урожайности и т. д.). Отсутствие должного объема товаров при надлежащем качестве (например, продовольствие, лекарства, одежда и обувь) переключает потребительский спрос с отечественным на импортные товары, что в свою очередь приводит к повышению спроса на иностранную валюту и снижению обменного курса белорусского рубля. Снижение валютного курса автоматически оборачивается повышением цен на отечественные товары.
Далее следует выделить инфляцию издержек производства. Моральный и физический износ основных фондов во многих отраслях национальной экономики достиг критических величин. На практике это оборачивается высокими издержками производства. Существенно ограничены возможности отечественных производителей в улучшении качества и освоении новых видов продукции. Широко практикуемые в последнее время административные задания по объему выпуска продукции, доводимые предприятиям разных форм собственности, приводят к тому, что в процесс производства вовлекаются все менее эффективные экономические ресурсы. Это оборачивается снижением качества и повышением себестоимости продукции. К тому же низкий уровень инвестиций в производственную сферу не создает должных материальных предпосылок для снижения издержек производства в среднесрочной перспективе.
Отсутствие
в государственном секторе
По данным официальной статистики, в Республики Беларусь в течение последних 10 лет стабильно обеспечивалось повышение реальной заработной платы. Это означает, что темпы роста номинальной заработной платы должны были на соответствующую величину стабильно превышать темпы роста розничных цен (ИПЦ). Следует также учесть избранный курс на сохранение имеющихся трудовых коллективов и недопущение всплеска безработицы под воздействием рационализации производства. В совокупности это приводит к тому, что в качестве важнейшего компонента инфляции издержек производства выступает инфляция заработной платы. Инфляционная сила данного компонента значительно возрастает в условиях, когда темпы роста реальной заработной платы отстают от темпов повышения производительности труда.
Регулярно принимаемые правительством Республики Беларусь решения о повышении тарифной ставки первого разряда формально распространяются лишь на работников бюджетной сферы. Однако наши реалии таковы, что решения такого рода всегда воспринимаются как своеобразное косвенное одобрение повышения общего уровня оплаты труда и в других секторах национальной экономики.
В
условиях сохранения высокого удельного
веса убыточных и малорентабельных
государственных предприятий
Свою технологию присвоения «инфляционной прибыли» длительное время применяют белорусские коммерческие банки, что позволяет им удерживать заработную плату в банковском секторе примерно в 3-4 раза выше среднего уровня во всей национальной экономике.
Наличие многочисленных посредников между производителями и конечными потребителями выступает не только мощным фактором повышения цен; это же позволяет скрыто перераспределять «инфляционную прибыль» между смежными звеньями в товаропроводящей цепи.
Свой вклад в инфляцию издержек производства привносит и принятый порядок налогообложения, и прежде всего, косвенные налоги на бизнес. При этом в качестве особого и постоянного источника инфляции следует выделить налог на добавленную стоимость. В перспективе его сокращение, а затем и отмена заметно стабилизировали бы процесс ценообразования.
Следует признать, что в условиях переходной экономики в качестве своеобразного ограничителя инфляции издержек производства выступают мировые цены и мировой уровень качества продукции, разворачивание конкуренции на рынке продавца.
В целом следует подчеркнуть, что в белорусских условиях инфляция издержек производства во многом обусловлена накопившейся бесхозяйственностью, а также теми деформациями институционального и структурного характера, которые унаследованы от административной экономики.
В нынешний переходный период мощным каналом инфляции выступает инфляция спроса, раскручиваемая, прежде всего, за счет проводимой денежно-кредитной политики.
Общая схема зарождения инфляции такого рода нам известна: снижение экономической эффективности национального производства — нарастание дефицита государственного бюджета — поиск источников дефицитного финансирования — кредитная эмиссия Национального банка страны — рост цен. Многолетний опыт наших специальных наблюдений за инфляцией спроса обнаруживает, что в условиях национальной экономики Республики Беларусь между темпами роста денежной массы и темпами инфляции четкая существует зависимость.
К монетарным факторам инфляции следует также отнести кредитную экспансию коммерческих банков, которая стимулируется в условиях обострения кризиса неплатежей и низкой рентабельности производства. Обратим внимание и на используемую длительное время практику отрицательной нормы процента по рублевым вкладам населения, отрицательную ставку рефинансирования, на нарастание в национальной банковской системе так называемых проблемных кредитов (просроченных, сомнительных и др.).
В условиях Республики Беларусь высокие инфляционные ожидания можно рассматривать как скрытый инфляционный потенциал, который в любой момент готов обернуться четко выраженной новой инфляционной волной, как одно из проявлений общих инфляционных тенденций. К примеру, наличие устойчивых инфляционных ожиданий заставляет производителей включать в цены дополнительную прибыль.
Со стороны покупателей высокие инфляционные ожидания обнаруживаются через высокую скорость движения денег, низкую степень доверия домашних хозяйств к банковской системе, а также долларизацию экономики и т. д. Под воздействием инфляционных ожиданий хозяйствующие субъекты уже давно освободились от так называемых «ценовых иллюзий» и достаточно быстро реагируют на изменяющиеся условия хозяйствования.
На государственном уровне в Республике Беларусь осуществляется регулирование цен на базовые, структурообразующие виды сырья и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения. В настоящее время Министерство экономики устанавливает фиксированные цены на нефть и продукты из белорусской нефти, водку белую и спирт, другую алкогольную продукцию (минимальные предельные цены), отдельные виды экспортной продукции (минимальные цены), тарифы на перевозку пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом в местном сообщении.
Прирост индекса потребительских цен в январе-апреле 2011 г. составил 10,9 % (или 2,6 % в среднем за месяц) против 3,1 % в январе-апреле 2010 г. (или 0,8 % в среднем за месяц). В апреле 2011 г. по сравнению с мартом прирост индекса потребительских цен составил 4,5 % (приложение 1). При этом цены на продовольственные товары увеличились на 4,9%, на непродовольственные товары - на 5,6 %, тарифы на платные услуги - на 1,8 % (приложение 2).
Рост
цен на продовольственные товары
в апреле месяце по сравнению с
мартом дал 2,4 % прироста сводного индекса
потребительских цен, на непродовольственные
- 1,7 % прироста, на услуги - 0,4 % прироста
[18].
Прямое влияние на инфляционные процессы в стране в январе-апреле 2011 г. оказали рост цен на отдельные продукты питания на мировом рынке, а также административное повышение цен и тарифов на ряд товаров и услуг в целях улучшения финансового состояния предприятий, производящих социально значимые товары, цены на которые регулируются государством, и в целях повышения уровня возмещения населением затрат на оказываемые ему платные услуги.
Данные процессы, наряду с предпринятыми мерами по стимулированию внутреннего спроса, а также мерами в области либерализации ценообразования, способствовали реализации ранее накопленного инфляционного потенциала и периодически вызывали ажиотажный спрос населения на отдельные виды потребительских товаров в силу возросших инфляционных ожиданий, что привело к значительному сокращению в торговой сети ассортимента товаров, в первую очередь импортных.
Кроме того на потребительские цены оказывалось давление со стороны роста затрат на производство товаров и услуг, в том числе за счет дальнейшего повышения цен на импортируемые сырье и материалы, в первую очередь на энергоносители.
Резкое
ускорение роста
Прирост индекса цен на продовольственные товары в январе-апреле 2011 г. составил 11,3 % (годом ранее - 3,2 %). Наиболее существенно из продовольствия подорожали картофель (на 35,6 %), овощи (на 32,2 %), фрукты (на 29,4 %), масло растительное (на 29,1 %) и крупы (на 27,1 %), в том числе крупа пшенная (в 1,7 раза), крупа гречневая (на 46,7 %), овсяные хлопья (на 25,8%), что в значительной мере обусловлено повышением цен на отдельные импортируемые продукты питания в рублевом эквиваленте [18].
Прирост индекса цен на непродовольственные товары за январь-апрель 2011 г. составил 9,4 % (в январе-апреле 2010 г. - 3,5 %). В наибольшей степени подорожали бензин (на 23,2 %), синтетические моющие средства (на 19,7 %), строительные материалы (на 9 %), ткани (на 8,8 %) и чулочно-носочные изделия (на 8,1 %). Определяющими факторами увеличения цен на данную группу товаров являются рост издержек на их производство, в том числе за счет роста цен на импортируемые энергетические товары, сырье и материалы, высокая материало- и энергоемкость их производства, а также налоговая нагрузка и, как следствие, слабое финансовое состояние предприятий [19].