Анализ спроса и предложения на товарном рынке Республики Казахстан и Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть эластичность спроса и предложения.
Задачи:
 рассмотреть сущность спроса, закон спроса и эластичность;
 охарактеризовать предложение как экономическую категории, его факторы и кривую;
 проанализировать спрос и предложение на товарном рынке РК и РФ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...
3
Глава 1 Спрос в системе экономических отношений……
5
1.1 Сущность спроса……………………………………………………………
5
1.2 Рынок и закон спроса……………………………………………………….
7
1.3 Эластичность спроса. Рыночный спрос…………………………………..
11
Глава 2 Предложение как экономическая категория,
его кривая и факторы ……………………………………….

18
2.1 Предложение. Закон предложения………………………………………...
18
2.2 Детерминанты предложения и изменения в предложении………………
22
2.3 Ситуация равновесия……………………………………………………….
25
глава 3 Анализ спроса и предложения на товарном
рынке Республики Казахстан и Российской
Федерации………………………………………………………..


27
3.1 Анализ спроса и предложения на товарном рынке Республики
Казахстан…………………………………………………………………….

27
3.2 Анализ спроса и предложения на товарном рынке Российской
Федерации…………………………………………………………………...

29
3.3 Сравнение совокупного спроса России и Казахстана……………………
34
Заключение…………………………………………………………………
38
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Спрос, предложение.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

Су­ще­ст­во­ва­ние за­ко­на спро­са под­твер­жда­ют не­ко­то­рые фак­ты:

1. Обыч­но лю­ди дей­ст­ви­тель­но по­ку­па­ют дан­но­го про­дук­та боль­ше по низ­кой це­не, чем по вы­со­кой. Уже тот факт, что фир­мы уст­раи­ва­ют                           «распродажи», слу­жит на­гляд­ным сви­де­тель­ст­вом  их ве­ры в за­кон спро­са. Предпри­ятия со­кра­ща­ют свои то­вар­ные за­па­сы не пу­тем по­вы­ше­ния цен, а путем их сни­же­ния.

2. В лю­бой дан­ный пе­ри­од вре­ме­ни ка­ж­дый по­ку­па­тель про­дук­та получает мень­ше удов­ле­тво­ре­ния, или вы­го­ды, или по­лез­но­сти от ка­ж­дой после­дую­щей еди­ни­цы про­дук­та. По­сколь­ку по­треб­ле­ние под­вер­же­но дейст­вию прин­ци­па убы­ваю­щей пре­дель­ной по­лез­но­сти -  то есть принципа, со­глас­но кото­ро­му по­сле­дую­щая еди­ни­ца дан­но­го про­дук­та при­но­сит все мень­ше и меньше удов­ле­тво­ре­ния, - по­тре­би­те­ли по­ку­па­ют до­пол­ни­тель­ные еди­ни­цы про­дук­та лишь при ус­ло­вии, что це­на его сни­жа­ет­ся.

3. На не­сколь­ко бо­лее вы­со­ком уров­не ана­ли­за за­кон спро­са мож­но объяснить эф­фек­та­ми до­хо­да и за­ме­ще­ния. Эф­фект до­хо­да ука­зы­ва­ет на то, что при бо­лее низ­кой це­не, че­ло­век мо­жет по­зво­лить се­бе ку­пить больше дан­но­го про­дук­та, не от­ка­зы­вая се­бе в при­об­ре­те­нии ка­ких-ли­бо аль­тер­на­тив­ных товаров [10, с. 140]. То есть, сни­же­ние це­ны про­дук­та уве­ли­чи­ва­ет покупатель­ную спо­соб­ность де­неж­но­го до­хо­да по­тре­би­те­ля, а по­это­му он в состоя­нии ку­пить боль­шее ко­ли­че­ст­во дан­но­го про­дук­та, чем пре­ж­де. Бо­лее высо­кая це­на при­во­дит к про­ти­во­по­лож­но­му ре­зуль­та­ту. Эф­фект заме­ще­ния выра­жа­ет­ся в том, что при бо­лее низ­кой це­не у че­ло­ве­ка появля­ет­ся сти­мул приоб­ре­сти де­ше­вый то­вар вме­сто ана­ло­гич­ных товаров, ко­то­рые те­перь относи­тель­но до­ро­же. По­тре­би­те­ли склон­ны заменять до­ро­гие про­дук­ты бо­лее де­ше­вы­ми. Эф­фект до­хо­да и за­ме­ще­ния со­вме­ща­ют­ся и при­во­дят к то­му, что у по­тре­би­те­ля воз­ни­ка­ет спо­соб­ность и же­ла­ние по­ку­пать боль­шее ко­ли­че­ст­во про­дук­та по бо­лее низ­кой це­не Об­рат­ную за­ви­си­мость ме­ж­ду це­ной про­дук­та и ве­ли­чи­ной спро­са мож­но изо­бра­зить в ви­де про­сто­го двух­мер­но­го гра­фи­ка, пока­зы­ваю­ще­го ве­ли­чи­ну спро­са на го­ри­зон­таль­ной оси, а це­ну на вертикальной  оси. По­ме­ще­ние це­ны на вер­ти­каль­ной оси и ве­ли­чи­ны спро­са на горизонтальной - это эко­но­ми­че­ская тра­ди­ция. Ма­те­ма­тик по­мес­тил бы цены на го­ри­зон­таль­ной оси, а ве­ли­чи­ну спро­са на вер­ти­каль­ной, так как це­на - это незави­си­мая пе­ре­мен­ная, а ве­ли­чи­на спро­са - за­ви­си­мая перемен­ная.

Ка­ж­дая точ­ка гра­фи­к А (Рис. 1) пред­став­ля­ет со­бой кон­крет­ную це­ну и соответ­ст­вую­щее ко­ли­че­ст­во про­дук­та, ко­то­рое по­тре­би­тель ре­шил ку­пить по дан­ной це­не. Гра­фик от­ра­жа­ет все воз­мож­ные ва­ри­ан­ты со­от­но­ше­ния це­ны и ве­ли­чи­ны спро­са в сво­их при­де­лах. Гра­фик по­зво­ля­ет чет­ко пред­ста­вить опреде­лен­ную связь це­ны и спро­са, а так­же манипулиро­вать раз­лич­ны­ми ее ком­би­на­ция­ми.

 

 

 

 

Рис. 1. График спроса

 

На лю­бом рын­ке вы­сту­па­ет мно­го по­ку­па­те­лей, по­это­му целесообраз­но го­во­рить о ры­ноч­ном спро­се. Пе­ре­ход от шка­лы индивидуаль­но­го спро­са к шкале ры­ноч­но­го спро­са мо­жет быть лег­ко осуще­ст­в­лен по сред­ст­вам суммирова­ния ве­ли­чин спро­са, предъ­яв­ляе­мо­го ка­ж­дым по­тре­би­те­лем при разных воз­мож­ных це­нах. Мы про­сто совмещаем кри­вые ин­ди­ви­ду­аль­но­го спро­са по го­ри­зон­та­ли, что­бы вывести об­щую кри­вую спро­са.

 

 

1.3 Эластичность  спроса. Рыночный спрос

 

 

Эластичность спроса - изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным (Рис. 2, 3, 4)

 

 

 

 

 

Рис. 2. Эластичный спрос

 

 

 

Рис. 3. Неэластичный спрос

 

 

 

Рис. 4. Спрос с единичной эластичностью

 

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный. Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью: Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным (Рис. 5) [2, с. 150]:

 

 

 

Рис. 5. Совершенно неэластичный спрос

 

 

Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным (Рис. 6):

 

 

 

Рис. 6. Совершенно эластичный спрос

 

Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности (Ed) по формуле 1:

 

(1),

 

Процентные изменения вычисляются  путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально по формуле 2:

 

(2),

 

Использование процентных изменений позволяет избежать ошибок в расчетах при использовании произвольных единиц измерения.

Ценовой коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный знак (т.к. закон спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.

Оценка эластичности по показателю общей выручки:

1. Эластичный спрос (Ed>1). Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.

Если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

2. Неэластичный спрос (Ed<1). Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению о6бщей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для  компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно,

Если спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

3. Единичная эластичность (Ed=1). Увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной.

Свойства эластичности:

Эластичность и ценовые интервалы. Эластичность варьируется в зависимости от  выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним.  Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от  которых ведется отсчет [8, с. 81].

Эластичность и наклон кривой спроса. Внешний вид графика не может  служить надежным основанием для суждения  об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных  изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело  с процентными изменениями цены и количества.

Эластичность определяется на заданном интервале. Определение ее на  некотором другом интервале может быть таким же или измениться в зависимости от формулы спроса [7, с. 62].

Линейная кривая спроса. Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса.

Кривая спроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть представлена не линейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольно взятом интервале.

Факторы ценовой эластичности спроса:

1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта  предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того,  насколько узко определены границы этого продукта.

2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем  выше эластичность спроса  на него.

3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен.

4. Фактор времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее время для принятия решений. Это зависит от привычек потребителя, долговечности продукта.

Перекрестная эластичность

Концепция перекрестной эластичности позволяет измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (товар Х) к изменению цены какого-то другого продукта (товар Y) по формуле 3:

 

(3),

 

Эта концепция позволяет понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, то есть являются независимыми товарами.

Эластичность спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным изменением дохода потребителя по формуле 4:

 

(4),

 

Для большинства товаров этот коэффициент будет иметь положительное значение (для товаров высшей категории). Значение коэффициента будет значительно варьироваться от товара к товару. Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о товаре низшей категории [20, с. 100].

Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в  экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли [14, с. 199].

При ана­ли­зе спро­са и пред­ло­же­ния важ­но вы­де­лять продолжительность пе­рио­да вре­ме­ни. Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. При промежутке менее года - краткосрочный период. В целом кривые спроса и предложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем за долговременный.

Для многих  товаров спрос более эластичен от цены для длительного, а не для короткого. Это обусловлено тем, что изменение потребительских привычек требует времени, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее.

Эластичность спроса от дохода также различна для долгосрочного и краткосрочного периодов. Для большинства товаров и услуг  эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном периоде, т.к. люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Для товаров длительного пользования - обратная картина. Даже незначительное увеличение дохода приводит  к резкому увеличению объема текущих покупок. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие эти товары, очень чувствительны к изменению макроэкономических условий. Это касается деловой активности - спадов и бумов. Недаром эти отрасли называют «цикличными» их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в ВНП и национальном доходе.

Таким образом спрос в экономической науке означает платежеспособную потребность, то есть потребность, удовлетворение которой субъект способен оплатить. Из этого определения вытекает, что спрос на то или иное экономическое благо зависит от цены.

Информация о работе Анализ спроса и предложения на товарном рынке Республики Казахстан и Российской Федерации