Анализ спроса и предложения на товарном рынке Республики Казахстан и Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть эластичность спроса и предложения.
Задачи:
 рассмотреть сущность спроса, закон спроса и эластичность;
 охарактеризовать предложение как экономическую категории, его факторы и кривую;
 проанализировать спрос и предложение на товарном рынке РК и РФ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...
3
Глава 1 Спрос в системе экономических отношений……
5
1.1 Сущность спроса……………………………………………………………
5
1.2 Рынок и закон спроса……………………………………………………….
7
1.3 Эластичность спроса. Рыночный спрос…………………………………..
11
Глава 2 Предложение как экономическая категория,
его кривая и факторы ……………………………………….

18
2.1 Предложение. Закон предложения………………………………………...
18
2.2 Детерминанты предложения и изменения в предложении………………
22
2.3 Ситуация равновесия……………………………………………………….
25
глава 3 Анализ спроса и предложения на товарном
рынке Республики Казахстан и Российской
Федерации………………………………………………………..


27
3.1 Анализ спроса и предложения на товарном рынке Республики
Казахстан…………………………………………………………………….

27
3.2 Анализ спроса и предложения на товарном рынке Российской
Федерации…………………………………………………………………...

29
3.3 Сравнение совокупного спроса России и Казахстана……………………
34
Заключение…………………………………………………………………
38
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Спрос, предложение.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

Таким  образом между ценой товара и объемом предложения существует прямо пропорциональная связь. Чем высшая цена, тем более стимулов, которые побуждают производителя переключать ресурсы из других сфер и производить большее количество определенного товара. Следовательно, предложение — это количество любых товаров и услуг, которое продавцы желают и должны возможность продать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

глава 3 Анализ спроса и предложения на товарном рынке Республики Казахстан и Российской Федерации

 

 

3.1 Анализ спроса и предложения на товарном рынке Республики Казахстан

 

 

Одним из ключевых факторов в перспективном развитии государства является информатизация. В международном масштабе, по оценкам экспертов, Казахстан по уровню информатизации находится пока примерно на 60-70 месте. Но стремительно идет формирование в экономике, государственном управлении, культуре и социальной сфере новых технологических укладов, базирующихся на использовании перспективных информационных технологий, средств компьютерной техники и телекоммуникаций, повышение общего уровня информированности населения посредством обеспечения доступа к современным компьютерным технологиям. Число телефонных аппаратов телефонной сети в 2011 году составило 2327 тыс. штук или возросло на 18,8% по сравнению с 2006 годом. Успешно развивается на рынке Казахстана беспроводная связь, объемы которой с каждым годом растут. Широкое развитие получила передача данных по сети Интернет. С каждым годом число предприятий занимающихся этим новым прогрессивным видом связи растет. Количество установок пользователей сети «Интернет» выросло к концу 2011 года более чем в 150 раз к уровню 2007 года [23, с. 40].

Начиная с 2011 г. отмечен рост урожайности пшеницы и сахарной свеклы, практически всех видов злаковых, хлопка и табака. Урожайность зерна и зерновых культур в 2011 году составила 10,8 центнера с гектара против 5,6 в 2010 г. Самая высокая урожайность зерновых культур, подсолнечника на зерно и овощей в 2006-2007 годы получена в хозяйствах населения; сахарной свеклы, картофеля и хлопка-сырца - в крестьянских хозяйствах. Валовой сбор пшеницы в 2011 г. по сравнению с 2006 г. возрос почти в 1,7 раза и составил 11,5 млн. тонн, подсолнечника - соответственно в 3 раза и 292 тыс. тонн, хлопка-сырца - на 33% и 387 тыс. тонн.

По состоянию на 1 января 2012 г. в республике зарегистрировано 191595 хозяйствующих субъектов (юридических лиц), из них действующих - 143841, в том числе действующих малых юридических лиц - 132292. Среди действующих юридических лиц малые предприятия составляют 107546 из них субъектов малого бизнеса - 94696. Наибольшее число малых предприятий сосредоточено в сфере торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования. Их удельный вес в общем числе предприятий отрасли увеличился с начала текущего года с 34,5% до 36,2%. Аналогичная тенденция наблюдается в большинстве стран СНГ ввиду того, что рынок услуг и торговля были не развиты при плановой экономике и представляют собой, даже при достаточно большом количестве предприятий в данной отрасли, еще в не полной мере занятое экономическими субъектами рыночное поле [23, с. 40].

Малые предприятия торговой сферы обеспечили более половины совокупного дохода от реализации продукции малыми предприятиями республики (57,6%). В то же время нельзя не отметить, что на отрасли, которые обеспечивают 42,7% валовой добавленной стоимости, приходится только 30% малых предприятий (промышленность, строительство, сельское хозяйство). Образование малых предприятий в данных сферах позволяет более эффективно решать проблемы занятости, поскольку в среднем на одном предприятии промышленности занято 5 человек, сельского хозяйства и строительства - 6 человек, в то время как на предприятиях торговли в среднем на одном предприятии заняты 3 человека.

По состоянию на 31 декабря 2011 г., обязательства малых предприятий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросли на 90,6%. В структуре обязательств выделяется рост на 222,7% обязательств по кредитам, что отражает увеличение кредитных ресурсов, направляемых банками второго уровня субъектам малого предпринимательства, в то время как обязательства по заработной плате и налогам возросли соответственно на 23,6 и 23,3%.

В Республике Казахстан доля малых предприятий в ВВП возросла с 2% в 2000 до 7% в 2005 и 10,8% в 2011 году. Среди занятых в экономике число занятых на малых предприятиях возросло с I,7 в 2009 г. до 5,8% в 2011 г., в крестьянских (фермерских) хозяйствах соответственно с 1,1 до 3,1%, доля самостоятельно занятого населения с 11,7% до 31,9% [23, с. 41].

В настоящее время экспортный потенциал Казахстана имеет ярко выраженную сырьевую направленность и формируется за счет топливного, металлургического, химического комплекса. В структуре казахстанского экспорта основную долю занимают нефть и нефтепродукты (35%), другими важными товарными группами являются цветные металлы (17%), черные металлы (16%), руды (12%), определенная часть экспорта приходится на зерновые культуры (9%). Основной импортируемой продукцией являются машины и оборудование, средства транспорта, приборы и автоматы, химическая продукция, топливо минеральное, продовольственные товары, готовые изделия и товары народного потребления. Структура казахстанского экспорта-импорта из года в год претерпевает изменение в сторону диверсификации деловых связей. Однако доля торговли с традиционными партнерами - странами СНГ и Балтии - все еще велика: на них приходится около 59% экспорта и до 63 % импорта [23, с. 42]. При этом основным торговым партнером остается Россия. Из государств дальнего зарубежья успешно развиваются торговые связи с Германией, Турцией, Швейцарией, Чехией, Италией, Китаем, США, Великобританией, Южной Кореей и др.

 

 

3.2 Анализ спроса и предложения на товарном рынке Российской  Федерации

 

 

По экспорту энергоресурсов Россия занимает третье место в мире и является одной из немногих индустриальных стран, практически не ввозящих энергоносители. В последние годы в связи с непродуманным осуществлением конверсии в оборонном комплексе значительно снизились качество и объемы производства в наукоемких отраслях, которые пусть и не в значительных масштабах, но все же экспортировали конкурентоспособную продукцию.

Это была продукция отраслей - производителей транспортных средств, энергетического машиностроения и приборостроения, аэрокосмическая техника, военная техника и вооружения, многие виды материалов и полуфабрикатов, тракторы промышленного и сельскохозяйственного назначения, лицензии. Реформы привели к деформации структуры экспорта - импорта (приложение 1).

Определяющей тенденцией стал вывоз за рубеж все возрастающей части ВВП - не менее 20%.

Высокий спрос на мировом рынке на сырье, энергоносители, продукцию первого передела и полуфабрикаты объясняется высокими требованиями в области экологии. Россия же в состоянии теперь предлагать только то, что производится и добывается на пределе экологической нагрузки. Россия вывозит 25% круглого леса, почти треть пиломатериалов, 40% добываемой нефти, столько же аммиака, около 50% синтетического каучука, более 60% проката черных металлов (а это значит, что вывозится металлический фонд страны), 70-90% цветных металлов, около 80% целлюлозы и минеральных удобрений             [22, с. 17].

Исходя из того, что объем экспорта сырья не удастся сократить сразу или сравнительно быстро, целесообразно продавать его с максимальной выгодой - на основе более глубокой переработки и облагораживания - в рамках программы повышения международной конкурентоспособности российских товаров, которая, по нашим представлениям, должна включать такие меры, как:

      улучшение государственного регулирования экспорта-импорта, особенно стратегически важных товаров и невоспроизводимых ресурсов при одновременном сокращении числа экспортеров;

      налаживание кооперационных связей между предприятиями СНГ в целях импорт замещения комплектующих изделий, качество которых в странах СНГ не ниже, чем в странах-экспортерах;

      создание специального фонда поддержки экспортеров за счет отчислений от сумм таможенного обложения; и рационализация импорта, увеличение доли ввоза наукоемких изделий, закупки наукоемких технологий, недостающих материалов и сырья;

      создание механизма защиты внутреннего рынка на основе использования таможенных пошлин не как чисто фискального средства, а как инструмента воздействия на импортеров;

      расширение поля применения новых форм сотрудничества (продажа лицензий, ноу-хау, переработка давальческого сырья, лизинг, приграничная торговля и др);

      восстановление экономически целесообразных связей со странами Центральной и Восточной Европы;

      более активное проведение политики реструктуризации внешнего долга и использование на этой основе возможностей импорта предприятиями, создаваемыми с участием российской стороны за границей.

В настоящее время весь мир производит порядка 12 000 млрд./кВт-час электроэнергии. На страны Европы приходится 4200 млрд. кВт-час, на США - 3070, на Россию - 940 млрд. кВт-час.

Соответственно установленные мощности по производству электроэнергии составляют: 2850, 970, 750, 210 гВт (1 гВт = 1 млн. кВт). Для производства такого количества электроэнергии, для функционирования транспорта и на отопление требуется огромное количество невоспроизводимых ресурсов - нефти, газа, угля [22, с. 17].

Существует мнение, что уровень потребления энергетических ресурсов и электроэнергии сам по себе является индикатором состояния производства. Некоторые специалисты считают, что достаточно иметь представление о динамике потребления электроэнергии, чтобы судить о степени снижения (роста) производства (Приложение 2).

Принадлежность энергетики к естественным монополиям вообще исключает постановку вопроса об индикаторах конкурентоспособности в традиционном смысле. Поскольку здесь желателен продавец-монополист, все произведенное реализующий и получающий доходы от реализации, то о конкурентоспособности имеет смысл вести разговор лишь в международном аспекте - в столкновении с интересами конкурентов и потребителей.

Более того, невоспроизводимость ряда ресурсов вообще ставит под сомнение вопрос о целесообразности руководствоваться лишь индикаторами конкурентоспособности. Но реалии воспроизводственного процесса в России таковы, что уже три десятилетия страна привязана к трубам, по которым нефть и газ откачиваются за границу, а на вырученные средства закупается то, что не захотели или не смогли производить, имея для этого все возможности. Страна полностью переориентировалась на экспорт сырой нефти, доля которого растет. С 1991 г. экспорт нефтепродуктов глубокой переработки, в том числе автомобильного бензина, сократился более чем в 3 раза. Высокие налоги и затраты по транспортировке стали причиной превышения издержек производства бензина по отношению к мировым ценам. Экспорт светлых нефтепродуктов невыгоден. Отрасль стала сферой отмывания преступно нажитых капиталов.

Не привело к коренному улучшению положения дел на рынке нефти и нефтепродуктов постановление правительства «О вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы Российской Федерации», предусматривавшее возврат в Россию 80% выработанных горючесмазочных материалов. Утвержденные «Основные принципы функционирования и развития федерального (общероссийского) рынка электрической энергии (мощности)» открывают перспективу улучшения государственного контроля за развитием отрасли и рынка электроэнергии, но это только благие пожелания на бумаге - криминализация рынка продолжает оставаться фактом. На рынке энергоресурсов и другого сырья последние десятилетия использовалась сравнительно выгодная ситуация некоторого повышения в 2006-2010 гг. (от 10% на топливно-энергетические ресурсы до 38% - на цветные металлы) цен на валютоемкие виды сырья, экспортируемого производителями топливно-энергетической и металлургической групп в страны ближнего и дальнего зарубежья.

По данным отчета Центрального Банка РФ за 2011 г., в структуре экспорта в страны вне СНГ доля топливно-минеральных ресурсов составляла в 2010 г. 39,5%, в 2011 г. - 46,6%. В структуре экспорта в страны СНГ доля тех же ресурсов составляла соответственно 47,4 и 49,9% - почти половина всего экспорта. В страны вне СНГ доля машин и оборудования в экспорте составляла лишь 8% [22, с. 23].

Экспорт энергоносителей и продуктов первого передела других сырьевых отраслей превратился в способ поддержания спроса и в основной источник поступления иностранной валюты для закупок значительной части товаров по импорту и для пополнения вкладов на зарубежных счетах.

В государственной политике экспорта энергоресурсов должен четко прослеживаться курс на возможно более глубокую переработку этих ресурсов и создание крупных государственных резервов. Первое необходимо для получения максимума валютной выручки и доходов с единицы невоспроизводимых ресурсов, второе - для проведения более активной ценовой политики.

Информация о работе Анализ спроса и предложения на товарном рынке Республики Казахстан и Российской Федерации