Анализ спроса и предложения на товарном рынке Республики Казахстан и Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть эластичность спроса и предложения.
Задачи:
 рассмотреть сущность спроса, закон спроса и эластичность;
 охарактеризовать предложение как экономическую категории, его факторы и кривую;
 проанализировать спрос и предложение на товарном рынке РК и РФ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...
3
Глава 1 Спрос в системе экономических отношений……
5
1.1 Сущность спроса……………………………………………………………
5
1.2 Рынок и закон спроса……………………………………………………….
7
1.3 Эластичность спроса. Рыночный спрос…………………………………..
11
Глава 2 Предложение как экономическая категория,
его кривая и факторы ……………………………………….

18
2.1 Предложение. Закон предложения………………………………………...
18
2.2 Детерминанты предложения и изменения в предложении………………
22
2.3 Ситуация равновесия……………………………………………………….
25
глава 3 Анализ спроса и предложения на товарном
рынке Республики Казахстан и Российской
Федерации………………………………………………………..


27
3.1 Анализ спроса и предложения на товарном рынке Республики
Казахстан…………………………………………………………………….

27
3.2 Анализ спроса и предложения на товарном рынке Российской
Федерации…………………………………………………………………...

29
3.3 Сравнение совокупного спроса России и Казахстана……………………
34
Заключение…………………………………………………………………
38
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Спрос, предложение.doc

— 299.00 Кб (Скачать)


42

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………...

Глава 1 Спрос в системе экономических отношений……

1.1 Сущность спроса……………………………………………………………

1.2 Рынок и закон спроса……………………………………………………….

1.3 Эластичность  спроса. Рыночный спрос…………………………………..

11 

Глава 2 Предложение как экономическая категория,

              его кривая и факторы ……………………………………….

 

18 

2.1 Предложение. Закон предложения………………………………………...

18 

2.2 Детерминанты предложения и изменения в предложении………………

22 

2.3 Ситуация равновесия……………………………………………………….

25 

глава 3 Анализ спроса и предложения на товарном

              рынке Республики Казахстан и Российской

               Федерации………………………………………………………..

 

 

27 

3.1 Анализ спроса и предложения на товарном рынке Республики

      Казахстан…………………………………………………………………….

 

27 

3.2 Анализ спроса и предложения на товарном рынке Российской 

      Федерации…………………………………………………………………...

 

29 

3.3 Сравнение совокупного спроса России и Казахстана……………………

34 

Заключение…………………………………………………………………

38 

Список  использованной литературы…………………………...

41 

приложения…………………………………………………………………

43 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Ры­нок -  кос­вен­ное, опо­сре­до­ван­ная взаи­мо­связь ме­ж­ду производителя­ми и по­тре­би­те­ля­ми про­дук­ции в фор­ме ку­п­ли-про­да­жи товаров,  сфе­ра реализации и то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний,  а так­же вся сово­куп­ность средств, ме­то­дов, ин­ст­ру­мен­тов, ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых норм, струк­тур, обеспечиваю­щих функ­цио­ни­ро­ва­ние та­ких от­но­ше­ний. Рынок - это единственная сис­те­ма от­но­ше­ний ку­п­ли-про­да­жи, струк­тур­ны­ми эле­мен­та­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся рын­ки то­ва­ров, ка­пи­та­лов, ра­бо­чей си­лы, ценных бу­маг, идей, ин­фор­ма­ции.

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент.

Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

На сегодняшний день, тема эластичности спроса и предложения является актуальной, так как изучение эластичности спроса и предложения на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и предложение, способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара.

Эластичность  спрос и предложения выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство «нужных», пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения.

Спрос и пред­ло­же­ние -  взаи­мо­за­ви­си­мые эле­мен­ты ры­ноч­но­го механизма, где спрос оп­ре­де­ля­ет­ся пла­те­же­спо­соб­ной по­треб­но­стью покупателей (по­тре­би­те­лей), а пред­ло­же­ние - со­во­куп­но­стью то­ва­ров, предложен­ных про­дав­ца­ми (про­из­во­ди­те­ля­ми); со­от­но­ше­ние ме­ж­ду ни­ми склады­ва­ет­ся в об­рат­но про­пор­цио­наль­ную за­ви­си­мость, оп­ре­де­ляя соответствую­щие из­ме­не­ния в уров­не цен на то­ва­ры.

Цель курсовой работы: рассмотреть эластичность спроса и предложения.

Задачи:

      рассмотреть сущность спроса, закон спроса и эластичность;

      охарактеризовать предложение как экономическую категории, его факторы и кривую;

      проанализировать спрос и предложение на товарном рынке РК и РФ.

Элементы научной новизны: проведен сравнительный анализ, выявлены общие и различные характеристики спроса и предложения на рынке Республики Казахстан и Российской Федерации.

Предмет исследования: эластичность спроса и предложения.

Объект исследования: составляющие спроса и предложения на рынке Республики Казахстан и Российской Федерации.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

Глава 1 Спрос в системе экономических отношений

 

 

1.1 Сущность спроса

 

 

Термин «спрос» имеет для экономиста специфическое значение. Спрос изображается в виде графика,  показывающего  количество  продукта, которое  потребители  готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.  Спрос выражает ряд  альтернативных  возможностей,  которые  можно представить в форме таблицы.  Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах.

Как следует из нашего определения, спрос обычно рассматривается с позиции выгодности цены; иначе говоря, мы считаем, что спрос показывает количество продукта,  которое потребители будут покупать по  разным возможным ценам.  В такой же мере правильно, а иногда и полезнее рассматривать спрос с количественной точки зрения. Вместо того чтобы спрашивать,  какое  количество  может быть продано по разным ценам,  можно спросить,  по каким ценам потребители готовы купить разное  количество товара [15, с. 59]. 

Заметьте, что мы говорим «желает» и «в состоянии», так как одного лишь желания на рынке недостаточно.  Мы можем пожелать купить «порш», но если это желание не подкрепляется способностью купить, то есть необходимым  количеством  долларов,  само желание не может реализоваться,  а, следовательно,  не отражается ни рынке. Шкала спроса сама по себе не дает ответа на вопрос, какая из пяти возможных цен реально существует на рынке кукурузы.  Как уже было сказано, это зависит от спроса и предложения, Спрос, следовательно, - это просто выраженные в форме таблицы планы или намерения покупателя относительно покупки продукта.

Любая цена, назначенная фирмой, так или иначе, скажется на уровне спроса на товар. Большинство кривых спроса стремится вниз по прямой или изогнутой линии.

В то же время фирма может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену [3, с. 125]. Примерами таких часто встречающихся в практике целей могут быть: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара.

Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

Спрос изо­бра­жа­ет­ся в ви­де гра­фи­ка, по­ка­зы­ваю­ще­го ко­ли­че­ст­во продукта, ко­то­рое по­тре­би­те­ли го­то­вы и в со­стоя­нии ку­пить по не­ко­то­рой це­не из возможных в те­че­ние оп­ре­де­лен­но­го пе­рио­да вре­ме­ни цен. Спрос показывает то ко­ли­че­ст­во про­дук­та, на ко­то­рое (при про­чих рав­ных услови­ях) бу­дет предъявлен спрос при раз­ных це­нах. Спрос по­ка­зы­ва­ет коли­че­ст­во продук­та, кото­рое по­тре­би­те­ли бу­дут по­ку­пать по раз­ным возмож­ным це­нам. Це­на спро­са -  мак­си­маль­ная це­на, по ко­то­рой потребитель го­тов ку­пить данную про­дук­цию. Ве­ли­чи­ны спро­са долж­ны иметь оп­ре­де­лен­ное зна­че­ние и относиться к оп­ре­де­лен­но­му от­рез­ку вре­ме­ни. Ко­рен­ное свой­ст­во спро­са заклю­ча­ет­ся в следую­щем: при не­из­мен­но­сти всех про­чих па­ра­мет­ров снижение це­ны ве­дет к со­от­вет­ст­вую­ще­му воз­рас­та­нию ве­ли­чи­ны спро­са. Быва­ют слу­чаи, ко­гда практи­че­ские дан­ные про­ти­во­ре­чат за­ко­ну спро­са, но это не оз­на­ча­ет его наруше­ние, а толь­ко лишь на­ру­ше­ние до­пу­ще­ния при про­чих рав­ных  условиях.

1.2 Рынок и закон спроса

 

 

Ры­нок - кос­вен­ное, опо­сре­до­ван­ная взаи­мо­связь ме­ж­ду производителями и по­тре­би­те­ля­ми про­дук­ции в фор­ме ку­п­ли-про­да­жи товаров,  сфе­ра реализации и то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний,  а так­же вся сово­куп­ность средств, ме­то­дов, ин­ст­ру­мен­тов, ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых норм, струк­тур, обеспечиваю­щих функ­цио­ни­ро­ва­ние та­ких от­но­ше­ний. Ры­нок -  это единственная сис­те­ма от­но­ше­ний ку­п­ли-про­да­жи, струк­тур­ны­ми эле­мен­та­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся рын­ки то­ва­ров, ка­пи­та­лов, ра­бо­чей си­лы, цен­ных бу­маг, идей, ин­фор­ма­ции. Ры­нок -  это ин­ст­ру­мент, или ме­ха­низм, сво­дя­щий вме­сте по­ку­па­те­лей (предъ­я­ви­те­лей спро­са) и про­дав­цов (поставщи­ков)  от­дель­ных това­ров и ус­луг, Од­ни рын­ки яв­ля­ют­ся ло­каль­ны­ми, то­гда как дру­гие но­сят меж­ду­на­род­ный или на­цио­наль­ный ха­рак­тер. Не­ко­то­рые от­ли­ча­ет лич­ный контакт ме­ж­ду предъ­я­ви­те­лем спро­са и по­став­щи­ком, а дру­гие яв­ля­ют­ся безлич­ны­ми -  на них по­ку­па­тель и про­да­вец ни­ко­гда не ви­дят или во­все не знают друг дру­га [5, с. 45].

Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности  всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса.  И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса.  Короче,  существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса.  Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса.

Что лежит в основе этого закона? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать несколько уровней аргументации.

1. Здравый смысл и элементарное наблюдение действительности  согласуются  с тем,  что ним показывает нисходящая кривая спроса.  Обычно люди действительно покупают данного продукта больше  по  низкой  цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку,  Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать,  а чем ниже ценовой барьер,  тем большее его количество они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса.  «Дни торговли по сниженным ценам» основаны на законе спроса.  Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения,  или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности - то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии,  что цена его снижается.

3. На  несколько  более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта,  не отказывая себе  в  приобретении  каких-либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя,  а поэтому  он  в  состоянии  купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату [17, с. 55].

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене  у  человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.  Приведем для  иллюстрации  следующий пример: снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект  дохода).  При  более  низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой,  и ее покупают вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения).  Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому,  что у потребителей возникает способность и желание покупать  большее  количество продукта по - более низкой цене,  чем по высокой.

Информация о работе Анализ спроса и предложения на товарном рынке Республики Казахстан и Российской Федерации