Анализ прибыли АО «Саранский хлебокомбинат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является АО ”Саранский хлебокомбинат”. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли; определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия; выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на АО “Саранский хлебокомбинат”; проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на АО “Саранский хлебокомбинат”.

Оглавление

Введение
5
1. Теоретические основы организации прибыли и рентабельности
1. Прибыль и рентабельность и их экономическая сущность
7
1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности
13
2. Анализ прибыли и рентабельности (на примере предприятия АО
«Саранский хлебокомбинат»)
1. Факторный анализ прибыли и рентабельности на АО «Саранский хлебокомбинат» 18
2.2 Анализ распределения и использования прибыли 27
3. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии
3.1 Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики 31
3.2 Пути и методы увеличения рентабельности на АО «Саранский хлебокомбинат» 32
Заключение
35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Ф.М..doc

— 1.05 Мб (Скачать)

Возможность получения “незаработанной” прибыли за счет экстенсивного пути (главным образом за счет изменения  условий поставки продукции, повышения цен и др.) покрывает бесхозяйственность, усиливает невосприимчивость предприятий к достижениям НТП, осуществлению мероприятий по ресурсосбережению. Если темп роста стоимостных показателей превышает прирост продукции в натуральном выражении, это означает снижение эффективности использования ресурсов, что отражается в повышении материалоемкости, трудоемкости и, в конечном счете, — себестоимости продукции (17, с. 66-67).

Руководству предприятий необходимо овладеть новыми методами распределения прибыли. Здесь должны учитываться интересы сразу нескольких сторон. Во-первых, государство заинтересовано как в создании условий, стимулирующих развитие производства, так и в реализации своих экономических функций, что обусловливает необходимость налогообложения, уменьшающего показатель прибыли на величину соответствующих налоговых отчислений.

Во-вторых, трудовой коллектив заинтересован  в получении больших доходов, что требует увеличения расходов по статье “Заработная плата” и 
“Начисления”.

В третьих, кредиторы и акционеры должны быть уверены в платежеспособности фирмы, возвратности предоставленных ссуд.

Руководство же стремится как можно  большую часть прибыли оставить нераспределенной, в качестве резерва, позволяющего укрепить основы самофинансирования. На руководство возлагается ответственность планировать распределение прибыли таким образом, чтобы не нанести ущерба ни одной из сторон и, в то же время, обеспечить благосостояние предприятия.

3.2. Пути и методы увеличения  рентабельности на АО "Саранский хлебокомбинат"

Исходя из определения, рентабельность — показатель, отражающий насколько  эффективно предприятие ведет свою производственно-финансовую деятельность . И вне зависимости от того, на базе чего рассчитывается рентабельность, факторы ее роста зависят от единых экономических явлений и процессов.

Это прежде всего: совершенствование  системы управления производством  в условиях рыночной экономики; повышение  эффективности использования ресурсов предприятия; совершенствование системы  управления оборотными средствами, четкое определение источников их использования.

При анализе путей повышения  рентабельности важно разделять  влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как  цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.

Доходность предприятия по производству продукции рассматривается как  коэффициент соотношения цен  единицы продукции и единицы  ресурса. Данное соотношение называют финансовой производительностью; оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате удорожания себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на них). 
Соотношение величин объема производства и объема ресурсов принято называть промышленной производительностью.

Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями  промышленной производительности и  стараются понижать роль внешнего фактора, или финансовой производительности. Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цен за предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменениями промышленной производительности, то есть за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов — машин, оборудования и т.д. (19, с. 61-62).

На  АО "Саранский хлебокомбинат", в условиях когда предприятие  само не может контролировать цены на всю свою продукцию и адекватно  реагировать на изменение уровня затрат, главным фактором не роста, а хотя бы не снижения уровня рентабельности должна стать работа по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно — росту прибыли. В частности, если рассматривать состав себестоимости, то необходимо стремиться к экономии расхода таких ресурсов, как мука, вода, электроэнергия, газ, а также к снижению показателя брака, который в структуре себестоимости занимает 1,5% 
(228 млн. руб. ) (11)

Показателем, характеризующим деятельность предприятия  по снижению уровня себестоимости является затраты на один рубль товарной продукции. 
Рассчитывается он как отношение полной себестоимости к стоимости ТП. На АО 
"Саранский хлебокомбинат" он составил 0,91 коп. и 0,93 коп. соответственно за девять месяцев 2000 и 1999 гг.(11), что демонстрирует рост затрат на производство и говорит о не вполне эффективной работе управленческого персонала.

Одним из факторов, способным реально повлиять на рост рентабельности может стать  уменьшение остатков нереализованной  продукции. Это может произойти  во многом из-за того, что в остатках велик удельный вес наиболее рентабельных изделий.

Но  необходимо отметить и то обстоятельство, что в соответствии с 
Постановлением Правительства РМ №55 на ряд социально значимых товаров народного потребления, производимых на территории РМ установлены предельные уровни рентабельности. Цены на данные товары, по которым фактическая рентабельность превышает предельно установленный уровень, должны быть пересмотрены в сторону снижения.

Таблица 3.1. Предельные уровни рентабельности на социально значимые товары народного потребления в РМ 
|Наименование продукции |Предельный уровень рентабельности | 
| |1, % | 
|Хлеб пшеничный из муки 1-го и 2-го |15 | 
|сортов | | 
|Хлеб ржано-пшеничный формовый и |15 | 
|подовый | | 
|Макаронные изделия |15 |

1) (12).

Таким образом на АО "Саранский хлебокомбинат" резервы роста рентабельности еще  существуют. Но с учетом того, что  рентабельность продукции на АО "Саранский  хлебокомбинат" напрямую зависит  от изменения себестоимости, а отпускные  цены не всегда можно устанавливать на желаемом уровне, так как всегда существуют спросовые ограничения по цене, то можно предположить, что рентабельность можно увеличить за счет более эффективного использования ресурсов, а также внедрения нововведений, обеспечивающих снижение затрат.

В настоящее время, когда в стране наблюдается диспаритет цен, в том  числе вследствие действий монополий, всякое изменение уровня цен на входные  ресурсы находят отражение не сразу, а с определенным лагом; либо соответствующего изменения не происходит вовсе. Однако стоит отметить, что роль ценовой политики со временем будет неуклонно падать, по отношению к таким мерам воздействия, как товарная, сбытовая и стимулирующая политика. 
Возникает необходимость разработки и внедрения качественной маркетинговой стратегии развития предприятия, которая должна включать действия по сегментации рынков сбыта, поиску рыночных “ниш”, совершенствованию качества товаров; то есть предприятие должно переориентировать свою деятельность на конечного потребителя.

Таким образом напрашивается вывод о том, что АО "Саранский хлебокомбинат", производящее продукцию массового потребления в целях роста прибыли и рентабельности должно стремиться к: уменьшению ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости; уменьшению остатков нереализованной продукции; ускорению оборачиваемости оборотных средств; снижению затрат на рубль товарной продукции; росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию; увеличению в номенклатуре продукции доли более рентабельных изделий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в курсовой работе анализ показывает, что прибыль является составным элементом рыночных отношений. Она играет важную роль в формировании доходов бюджета и создании финансовых средств предприятий.

Изучение социально-экономической  сущности прибыли имеет первостепенное значение для рассмотрения источников ее формирования, влияния на нее различных производственных и непроизводственных факторов, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности предприятия.

В результате анализа деятельности АО "Саранский хлебокомбинат" было выявлено, что по сравнению с аналогичным периодом 1999 года за 9 месяцев 
2000 года произошло ухудшение основных финансовых показателей.

Прибыль от реализации товарной продукции  уменьшилась на 164058 тыс. руб. (на 11,77%) и составила 1229741 тыс. руб.; балансовая прибыль сократилась на 499921 тыс. руб. (на 35,71%), составив 899836 тыс. руб.; чистая прибыль — на 367033 тыс. руб. (на 39,39%), составив 564862 тыс. руб. 
Сальдо доходов и расходов от внереализационных операций составило -329905 тыс. руб.

Прибыль от реализации товарной продукции  находится под влиянием ряда факторов — изменения в уровне отпускных  цен, объеме производимой продукции, себестоимости, структуре производимой продукции. Однако наиболее значительно на прибыль от реализации воздействуют два фактора — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние первого фактора увеличило прибыль от реализации на 4252671 тыс. руб., второго уменьшило последнюю на 4199209 тыс. руб.

Качественный анализ демонстрирует, что прибыль от реализации товарной продукции на АО "Саранский хлебокомбинат" возрастает лишь за счет фактора изменения  цены.

При анализе рентабельности продукции  АО "Саранский хлебокомбинат" было выявлено, что данный показатель напрямую зависит от изменения цен на продукцию и уровня себестоимости. За счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 
10,65%. Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%. Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%.

Анализ деятельности АО "Саранский  хлебокомбинат" продемонстрировал, что рентабельность производства за анализируемый период снизилась  на 2,22% что явилось следствием падения рентабельности продукции и ухудшением использования оборотных средств.

Неудовлетворительным следует  признать также пути распределения  чистой прибыли на предприятие. Из-за того, что практически вся она  используется на потребление, не образуется фонд накопления, вследствие чего не реализуется инвестиционная политика. На данные цели направляются лишь амортизационные отчисления, которые не способны создать условия для расширенного воспроизводства.

Таким образом, в целях совершенствования механизмов формирования и распределения прибыли и повышения рентабельности рекомендуются разработать мероприятия способные обеспечить:

повышение эффективности использования  ресурсов предприятия; совершенствование  системы управления оборотными средствами; уменьшению ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости; уменьшению остатков нереализованной продукции; ускорению оборачиваемости оборотных средств; снижению затрат на рубль товарной продукции; росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию; совершенствование системы управления производством;

Реализация этих мер позволит нарастить  объемы получаемой прибыли, уровень  рентабельности и, в конечном счете, приведет к повышению эффектности  деятельности предприятия в целом.

Список использованной литературы

1. Анализ прибыльности продукции. -М.: Дело, 1996. - 215 с. 
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. -М.: Финансы и статистика, 1995. - 284 с. 
2. Барулин С.В. Самофинансирование предприятий в условиях рыночной экономики // Финансы. - 1999. - №3 - С. 13-15. 
3. Игнатущенко В.В. Оценка качества прибыли // Деловой партнер. - 2000. - 
№7 - С. 42-45. 
4. Ефимова О.В. Анализ рентабельности капитала // Бухгалтерский учет. - 
1998. - № 5 - С. 16-20. 
5. Ковалев В.В. Анализ средств предприятия и их использования // 
Бухгалтерский учет. - 2000. - №10 - С. 10-15. 
6. Кодацкий В.А. Затраты и прибыль // Экономист. - 1999. - №7 - С. 77-83. 
7. Крупнов Ю.С. Актуальные проблемы управления финансами // Финансы. - 
1999. - № 4 - С. 5-7. 
8. Липатов И.В. Прогнозирование прибыли // Финансы. - 1998. - №2 - С. 12- 
14. 
9. Медведев О.В. Анализ доходности предприятия // Бухгалтерский учет. - 
1998. - №5 - С. 16-20. 
10. Сводка социально-экономических показателей по АО "Саранский хлебокомбинат" за 9 месяцев 2000 года. 
11. Постановление Правительства Республики Мордовия от 15 февраля 1996 года 
№55 “Об уровнях рентабельности на социально значимые товары народного потребления”. 
12. Постановление Правительства РФ от 01.07.95 N 661 (ред. от 22.11.96)" 
Положение о составе затрат по производству и реализации продукции 
(работ, услуг), включаемых с себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”. 
13. Рыночная экономика : Словарь. /Под ред. Г.Я. Кипермана -М. : 
Республика, 1993. -524 с. 
14. Сайфулин Н.Е. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия //

Консультант директора. - 1999. -№7 - С. 29-35.

15. Федотов М.А. Анализ прибыли  предприятия // Финансы. - 1998. -№12 - С. 
10-13. 
16. Финансы. / Под редакцией Ковалевой А.М. - М.: Статистика, 1996. - 335 с. 
17. Финансы предприятия. / Под редакцией Бородиной Е.И. -М.: Биржи и банки, 
1995. - 285 с. 
18. Шеремет А.Д. Финансовые результаты хозяйственной деятельности экономического субъекта // Аудит и финансовый анализ. - 1995. - №4 - С. 
45-69. 
19. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра- 
М. - 1995. - 171 с.

20. В.Ф. Палий, Л.П.Суздальцева,  Технико - экономический анализ  производственно - хозяйственной деятельности предприятий -М.:- 
Машиностроение. - 1994г. – 316с. 
21. Й.Ворст, П.Ревентлоу, Экономика фирмы. - М. - Высшая школа. - 
1993г. – 268с. 
22. Л.И.Кравченко, Анализ хозяйственной деятельности в торговле. –Минск.: 
Высшая школа. 1995 г. – 294с. 
23. Г.В. Савицкая. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: - 
Инфра-М. – 2000г. – 688с. 
24. Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М.: Высшая школа. – 1997г. – 
230с. 
25. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетностей. - М: Дело. - 1995 г. – 318 
26. Финансы предприятий: Учебн. пособие / Колл. авт. под ред. 
Е.И.Бородиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 
27. Экономика: Учебник /Под ред. А.С.Булатова. - М.: БЕК, 1994. 
28. Экономика и бизнес / Под ред. В.В.Кашаева. - М.: МГТУ им.Баумана, 1993 
29. Рыночная экономика: словарь./ Под ред. Г.Я. Кипермана. – М.: - 
Республика, 1993г. – 524с.

Факторный анализ показателей рентабельности деятельности организации и эффекта финансового  рычага

Рентабельность — это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно  объединить в несколько групп:

❑ показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность деятельности);

❑ показатели, характеризующие прибыльность продаж (рентабельность продаж);

❑ показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала).

Рентабельность продукции (услуг) (Rп) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) к сумме затрат по реализованной продукции (услуг) (3рп):

Информация о работе Анализ прибыли АО «Саранский хлебокомбинат»