Анализ прибыли АО «Саранский хлебокомбинат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является АО ”Саранский хлебокомбинат”. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли; определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия; выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на АО “Саранский хлебокомбинат”; проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на АО “Саранский хлебокомбинат”.

Оглавление

Введение
5
1. Теоретические основы организации прибыли и рентабельности
1. Прибыль и рентабельность и их экономическая сущность
7
1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности
13
2. Анализ прибыли и рентабельности (на примере предприятия АО
«Саранский хлебокомбинат»)
1. Факторный анализ прибыли и рентабельности на АО «Саранский хлебокомбинат» 18
2.2 Анализ распределения и использования прибыли 27
3. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии
3.1 Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики 31
3.2 Пути и методы увеличения рентабельности на АО «Саранский хлебокомбинат» 32
Заключение
35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Ф.М..doc

— 1.05 Мб (Скачать)

 

Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя  на вложенный капитал, характеризующий  его вознаграждение за риск осуществление  предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность перед совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Прибыль – это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том , что необходимый уровень прибыли – это:

основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;

главный источник возрастания рыночной стоимости организации;

индикатор кредитоспособности организации;

главный интерес собственника поскольку  он обеспечивает возможность возрастания  капитала и бизнеса;

индикатор конкурентоспособности  организации при наличии стабильного  и устойчивого уровня прибыли;

гарант выполнения организацией своих  обязательств перед государстовм, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

 

1.2 Факторный анализ  общей (бухгалтерской) прибыли  до налогообложения

 

Вообще, факторный анализ – это  анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных ( в данном случае) приемов исследования.

Итак, балансовая прибыль учитывает  финансовые результаты от реализации продукции, прочей реализации, внереализационных  операций.

Основными задачами анализа прибыли  до налогообложения являются:

оценивание прогноза прибыли;

изучение состава и структуры  прибыли в динамике;

выявление и количественное влияние  факторов, формирующих прибыль;

выявление резервов роста прибыли;

а так же разработка рекомендаций по наиболее эффективному формированию и использованию прибыли с учётом перспектив развития предприятия.

В процессе анализа изучают состав и динамику прибыли отчётного  года; устанавливают факторы, определяющие уровень прибыли; оценивают влияние  выделенных факторов.

Схема факторного анализа прибыли до налогообложения, согласно которой на изменение прибыли влияют многие факторы, представлена на схеме 1. Количественно измеряют влияние факторов 1-го, 2-го и 3-го порядка (рис 2). Влияние факторов 1-го и 3-го порядка оценивается путём сравнения базовых и отчётных данных. Для оценки влияния фактором 2-го порядка используются методы факторного анализа, например, цепной подстановки.

Прибыль до налогообложения:

прибыль от продаж: а) объём продажи  продукции 

-изменение переходящих остатков  ГП

-выпуск ГП

-неоплаченная отгруженная ГП

б) структура товарной продукции

в) себестоимость продукции

г)цены реализации

-количество товарной продукции

-рынки сбыта продукции

-изменение цен рынка сбыта  продукции 

-инфляционные процессы

прибыль от прочей реализации:

-прибыль от реализации ТМЦ

-прибыль от реализации ОС  и НМА

внереализационные финансовые результаты

-прибыль от долевого участия 

-прибыль от сдачи в аренду  ОС и земли

-полученные и уплаченные штрафы  и пени

-убытки от списания Дт задолженности

-убытки от стихийных бедствий

-доходы по акциям, облигациям  депозитам

-доходы и убытки по валютным  операциям 

 

1.3 Факторный анализ  прибыли от реализации продукции

 

Прибыль от продаж или реализации продукции характеризует абсолютную эффективность хозяйствования коммерческой организации, её производственной, сбытовой, управленческой деятельности. Рост прибыли от реализации создаёт основу для расширенного воспроизводства, выполнения обязательств организацией перед бюджетом, банками и другими кредиторами.

Изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) зависит от ряда факторов, на которые, в свою очередь, влияют объём проданной продукции и её себестоимость:

К факторам первоё группы относятся:

изменение объёма реализации продукции;

изменение продукции ( в оценке по плановой себестоимости);

изменение объёма продукции, обусловленное изменениями  в структуре продукции.

Факторы второй группы включают:

экономию  от снижения себестоимости продукции;

экономию  от снижения себестоимости продукции  за счёт структурных сдвигов;

изменение издержек из-за динамики цен на материалы и тарифов на услуги;

изменение цен на 1 руб. продукции.

Общее изменение прибыли равно:

 

.

 

Расчёт влияния на прибыль изменение цен реализованной продукции ( ) ведётся по формуле:

 

= ,

 

где Р – цена изделия;

q – количество произведённых  изделий соответственно в отчётном (индекс 1) и базисном (индекс 0) периодах.

1.4 Показатели оценки рентабельности продаж

 

В этом блоке на основе показателей  прибыли и выручки рассчитываются показатели рентабельности по всей продукции  в целом и по отдельным её видам. В первом случае сопоставляют прибыль  от реализации в целом, во втором –  прибыль от реализации и выручку от реализации продукции конкретного вида. Существуют различные варианты оценки рентабельности продаж в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчётов, однако чаще всего используется валовая, операционная или чистая прибыль. Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж:

Удельная валовая прибыль (валовая  рентабельность реализованной продукции, валовая маржа) или GPM – Gross Profit Margin;

Удельная операционная прибыль (операционная рентабельность реализованной продукции, операционная маржа) или OIM – Operating Income Margin;

Удельная чистая прибыль (чистая рентабельность реализованной продукции, чистая маржа) или NPM – Net Profit Margin.

 

;

;

.

 

В отечественной аналитической практике чаще всего используют показатель NPM, кроме того, достаточно широко известен в анализе коэффициент рентабельности хозяйственной (основной) деятельности, рассчитываемый отношением прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции, которые слагаются из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг, коммерческих и управленческих расходов.

Заканчивая описание коэффициентов  рентабельности, хочу заметить, что :

коэффициентов рентабельности много;

коэффициенты рентабельности представляют собой частный случай показателей эффективности;

При использовании коэффициентов  рентабельности как средства коммуникации необходимо уточнять, о каком коэффициенте идёт речь, и однозначно идентифицировать алгоритм расчёта.

 

1.5 Моделирование и  факторный анализ прибыли и  рентабельности

 

Что касается коэффициентов рентабельности, то наиболее широкое распространение  получила модифицированная факторная  модель «DuPont». Назначение модели –  идентифицировать факторы, определяющие эффективность функционирования предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Поскольку существует множество показателей эффективности, выбран один, по мнению аналитиков, наиболее значимый – рентабельность собственного капитала (ROE). Достаточно эффективным способом оценки является использование жёстко детерминированных факторных моделей; один из вариантов подробного анализа выполняется с помощью модифицированной факторной модели фирмы «DuPont». В основе приведённой схемы анализа лежит коэффициент:

 

,

- чистая прибыль,

S – объём реализации,

A – всего активов.

 

Чистая прибыль

           

200

 

Чистая рентабельность продаж

       

Разделить

 

0,666666667

       
             

Выручка от реализации

           

300

 

Перемножить

 

Рентабельность средств в активах

   
       

1

   

Выручка от реализации

           

300

           

Разделить

 

Ресурсоотдача

       
   

1,5

       

Всего активов

     

перемножить

 

ROE

200

         

3

             

Привлечённые средства

           

1000

           

Сложить

 

Совокупный капитал

       
   

1500

       

Собственный капитал

 

Разделить

 

Коэффициент финансовой зависимости

   

500

     

3

   
   

Собственный капитал

       
   

500

       

Из представленной модели видно, что  рентабельность собственного капитала зависит от трёх факторов: рентабельность продаж, ресурсоотдачи и структуры  источников средств, авансированных в данное предприятие. Значимость выделенных факторов с позиции текущего управления объясняется тем, что они в определённом смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику, динамику и, в частности, бухгалтерскую отчётность: первый фактор обобщает «Отчёт о прибылях и убытках», второй – актив баланса, третий – пассив баланса.

Этим факторам и по уровню значимости, и по тенденциям изменения присуща  отраслевая специфика, о которой  необходимо знать аналитику. Так, показатель ресурсоотдачи может иметь не высокое значение в высокотехнологичных отраслях, отличающихся капиталоёмкостью, напротив, показатель рентабельности хозяйственной деятельности в них будет относительно высоким. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег за свою продукцию. Это же относится к предприятиям, имеющим большую долю ликвидных активов (предприятия торговли и сбыты, банки). Значит, в зависимости от отраслевой специфики, а также конкретных финансово-хозяйственных условий, сложившихся на данном предприятии, оно может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.

Анализируя рентабельность собственного капитала в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя, существенные для формирования обоснованных выводов.

Первая связана с временным  аспектом деятельности коммерческой организации. Коэффициент рентабельности продаж определяется результативностью работы отчётного периода; вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Когда коммерческая организация делает переход на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, показатели рентабельности могут временно снижаться. Однако если стратегия перестройки была выбрана верно, понесённые затраты в дальнейшем окупятся, т.е. снижение рентабельности в отчётном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.

Вторая особенность определяется проблемой риска. Многие управленческие решения связаны с дилеммой: «хорошо  кушать или спокойно спать?». Если выбирают первый вариант, то принимают решения, ориентированные на получение высокой  прибыли, хотя бы и ценой большего риска. При втором варианте – наоборот. Одним из показателей рисковости бизнеса как раз и является коэффициент финансовой зависимости – чем выше его значение, тем более рисковой с позиции акционеров, инвесторов и кредиторов является коммерческая организация.

Третья особенность связана  с проблемой оценки. Числитель  и знаменатель показателя рентабельности собственного капитала выражены, в  некотором смысле, в денежных единицах разной покупательной способности. Числитель показателя – прибыль - динамичен, он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги в основном за истёкший период. Знаменатель показателя - собственный капитал - складывался в течение ряда лет. Он отражён в учётной оценке, которая может весьма существенно отличаться от текущей оценки.

Кроме того, учётная оценка собственного капитала не имеет никакого отношения  к будущим доходам коммерческой организации. Действительно, далеко не всё может быть отражено в балансе, например, престиж фирмы ,торговая марка, суперсовременные технологии, высококвалифицированный управленческий персонал не имеют денежной оценки (речь идёт о продаже фирмы в целом) в отчётности. Поэтому рыночная цена акций может значительно превышать учётную стоимость (в частности, для компании IBM рыночная цена акций выше учётной в 2,5 раза). Таким образом, высокое значение коэффициента рентабельности собственного капитала вовсе не эквивалентно высокой отдаче на инвестируемый в фирму капитал; при выборе решений финансового характера необходимо, следовательно, ориентироваться не только на этот показатель, но и принимать во внимание рыночную стоимость.

 

1.6 Рентабельность капитала (активов) организации как показатель  эффективности хозяйственной деятельности

 

Рентабельность всего капитала (совокупных активов) рассчитывается по бухгалтерской (балансовой) прибыли – это наиболее общий показатель в системе характеристик рентабельности, отражающий величину прибыли на единицу стоимости капитала (всех финансовых ресурсов организации независимо от источников их финансирования). Данный показатель называют нормой прибыли.

Уровень рентабельности капитала должен быть достаточен, чтобы обеспечить ожидаемую рентабельность собственного капитала, выплату процентов за кредит и налоги.

Рентабельность капитала определяется формулой:

 

 

Приведённое выражение характеризует  зависимость рентабельности капитала от рентабельности продаж и оборачиваемости (производительности) активов. Отсюда следует, что значительная доля прибыли в объёме продаж не всегда обеспечивает высокую рентабельность активов; это становится возможным лишь при большой оборачиваемости активов.

 

1.7 Основные факторы  и пути повышения рентабельности  активов организации

 

Основными факторами, определяющими  уровень и динамику рентабельности активов, являются:

Оборачиваемость (производственных) активов;

Информация о работе Анализ прибыли АО «Саранский хлебокомбинат»