Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:45, курсовая работа
Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является АО ”Саранский хлебокомбинат”. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли; определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия; выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на АО “Саранский хлебокомбинат”; проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на АО “Саранский хлебокомбинат”.
Введение
5
1. Теоретические основы организации прибыли и рентабельности
1. Прибыль и рентабельность и их экономическая сущность
7
1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности
13
2. Анализ прибыли и рентабельности (на примере предприятия АО
«Саранский хлебокомбинат»)
1. Факторный анализ прибыли и рентабельности на АО «Саранский хлебокомбинат» 18
2.2 Анализ распределения и использования прибыли 27
3. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии
3.1 Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики 31
3.2 Пути и методы увеличения рентабельности на АО «Саранский хлебокомбинат» 32
Заключение
35
Список использованной литературы 37
Данная величина показывает, какую прибыль имеет организация с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции (услуги). Этот показатель может рассчитываться как в целом по организации, так и по отдельным ее сегментам и видам продукции.
Рентабельность продаж (оборота) (Rоб) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты налогов (Прп) на сумму полученной выручки (Врп) и характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности (какую прибыль имеет организация с рубля продаж). Рассчитывается в целом по организации и отдельным видам продукции:
Рентабельность капитала исчисляется отношением прибыли, остающейся в распоряжении организации (чистой прибыли), к средней стоимости всех активов данной организации. Этот коэффициент показывает эффективность использования всего имущества организации.
Рентабельность внеоборотных активов
можно определить как отношение
прибыли (чистой прибыли) организации
к средней стоимости
Рентабельность собственного капитала исчисляется отношением прибыли (чистой прибыли) к средней величине собственного капитала. Этот коэффициент показывает, какое количество прибыли приходится на один рубль собственного капитала.
Таблица 1
Показатели эффективности деятельности организации
№ п/п |
Показатели |
|||||
Методика расчета |
Прошлый период |
Отчетный период |
Отклонение, тыс. руб. |
Темпы роста (коэффициент) | ||
сумма, тыс. руб. |
сумма, тыс. руб. | |||||
1 |
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
форма № 2 |
9720 |
33 420 |
23 700 |
3,44 |
2 |
Результат от операционных доходов и расходов |
форма № 2 |
305 |
458 |
153 |
1,50 |
3 |
Результат от внереализационных доходов и расходов |
форма № 2 |
–20 |
–14 |
6 |
0,70 |
4 |
Прибыль отчетного периода до налогообложения |
п. 1 + п. 2 + п. 3 |
10 005 |
33 864 |
23 859 |
3,39 |
5 |
Налог на прибыль и экономические санкции по платежам в бюджет |
ставка |
2401,2 |
8127,36 |
5726,16 |
3,39 |
6 |
Чистая прибыль отчетного |
п. 4 – п. 5 |
7603,8 |
25 736,64 |
18 132,84 |
3,39 |
7 |
Выручка от реализации услуг |
форма № 2 |
172 770 |
286 880 |
114 110 |
1,66 |
8 |
Себестоимость реализованных услуг |
форма № 2 |
163 050 |
253460 |
90 410 |
1,55 |
9 |
Средняя стоимость всего капитала |
форма № 1 |
347200 |
403100 |
55 900 |
1,16 |
10 |
Средняя стоимость внеоборотных активов |
форма № 1 |
98 800 |
110 570 |
11 770 |
1,12 |
11 |
Средняя стоимость собственного капитала |
форма № 1 |
130 277 |
145 120 |
14 843 |
1,11 |
12 |
Рентабельность капитала |
п. 6 / п. 9 |
2,19 |
1,886 |
–0,304 |
0,86 |
13 |
Рентабельность внеоборотных активов |
п. 6 / п. 10 |
7,696 |
6,877 |
–0,819 |
0,89 |
14 |
Рентабельность собственного капитала |
п. 6 / п. 11 |
5,837 |
5,24 |
–0,597 |
0,90 |
15 |
Рентабельность услуг |
п. 1 / п. 8 |
5,961 |
13,186 |
7,225 |
2,21 |
16 |
Рентабельность продаж (оборота) |
п. 1 / п. 7 |
5,626 |
11,649 |
6,023 |
2,07 |
Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что рентабельность услуг и рентабельность продаж увеличились соответственно на 7,225 и 6,023 %. Рентабельность капитала, рентабельность внеоборотных активов и рентабельность собственного капитала незначительно снизилась — на 0,304; 0,819 и 0,597 % соответственно. Проведен углубленный анализ показателей рентабельности.
Зависимость рентабельности продукции (услуг) от основных факторов представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема зависимости рентабельности продукции (услуг) от основных факторов
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по организации выполним способом цепной подстановки. В табл. 2, 3, 4 и 5 представлена необходимая информация для проведения факторного анализа.
Таблица 2
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации, тыс. руб.
Вид услуги |
Прошлый период |
Отчетный период |
Структура, % |
Отчетный период, пересчитанный на структуру прошлого периода | |||||
Цена, тыс. руб. |
Себестоимость, тыс. руб. |
Объем (количество услуг) |
Цена, тыс. руб. |
Себестоимость, тыс. руб. |
Объем (количество услуг) |
Прошлый период |
Отчетный период | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 (итог гр. 7 × гр.8) |
УЗИ |
55 |
53 |
1230 |
77 |
62 |
1030 |
28,276 |
20,724 |
1405,3172 |
Лабораторная диагностика |
35 |
33 |
2100 |
57 |
51 |
2050 |
48,276 |
41,247 |
2399,3172 |
Эндокринология |
31 |
28 |
1020 |
48 |
45 |
1890 |
23,448 |
38,028 |
1165,3656 |
Итого: |
× |
× |
4350 |
× |
× |
4970 |
100 |
100 |
4970 |
Таблица 4
Рентабельность услуг, рассчитанная при различных условиях
№ п/п |
Рентабельность услуг при различных условиях |
Методика расчета (данные табл. 3) |
Значение, % |
1 |
За прошлый период |
Итог гр. 10 / итог гр. 6 × 100 % |
5,961 |
2 |
Объем услуг на уровне отчетного периода, структура, цена и себестоимость на уровне прошлого периода |
Итог гр. 11 / итог гр. 7 × 100 % |
5,961 |
3 |
Объем услуг и структура на уровне отчетного периода, цена и себестоимость на уровне прошлого периода |
Итог гр. 12 / итог гр. 8 × 100 % |
0,4 |
4 |
Объем услуг, структура и цена на уровне отчетного периода, себестоимость на уровне прошлого периода |
Итог гр. 13 / итог гр. 8 × 100 % |
263,782 |
5 |
За отчетный период |
Итог гр. 14 / итог гр. 9 × 100 % |
13,186 |
Таблица 5
Расчет влияния факторов на рентабельность услуг, %
Факторы |
Объем |
Структура |
Цена |
Себестоимость |
Используем данные табл. 4 | ||||
1 |
2 (п. 2 – п. 1) |
3 (п. 3 – п. 2) |
4 (п. 4 – п. 3) |
5 (п. 5 – п. 4) |
Величина влияния |
0 |
–5,561 |
263,382 |
–250,596 |
Проверка |
7,225 |
Расчеты, произведенные в таблицах, свидетельствуют о том, что рентабельность услуг увеличилась на 7,225 %, в т.ч.:
Полученные результаты свидетельствуют о том, что рост уровня рентабельности связан с повышением среднего уровня цен.
Таблица 3
Прибыль от реализации услуг, рассчитанная при различных условиях, тыс. руб.
Вид услуги |
Выручка от реализации |
Себестоимость реализованных услуг |
Прибыль от реализации услуг | ||||||||||
За прошлый период |
Объем услуг на уровне отчетного периода, структура и цена на уровне прошлого периода |
Объем услуг и структура на уровне отчетного периода, цена на уровне прошлого периода |
За отчетный период |
За прошлый период |
Объем услуг на уровне отчетного периода, структура и себестоимость на уровне прошлого периода |
Объем услуг и структура на уровне отчетного периода, себестоимость на уровне прошлого периода |
За отчетный период |
За прошлый период |
Объем услуг на уровне отчетного периода, структура, цена и себестоимость на уровне прошлого периода |
Объем услуг и структура на уровне отчетного периода, цена и себестоимость на уровне прошлого периода |
Объем услуг, структура и цена на уровне отчетного периода, себестоимость на уровне прошлого периода |
За отчетный период | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 (гр. 2 – гр. 6) |
11 (гр. 3 – гр. 7) |
12 (гр. 4 – гр. 7) |
13 (гр. 5 – гр. 8) |
14 (гр. 5 – гр. 9) |
УЗИ |
67 650 |
77 292,446 |
56 650 |
79 310 |
65 190 |
74 481,8116 |
54 590 |
63 860 |
2460 |
2810,6344 |
–17 831,8116 |
133 900 |
15 450 |
Лабораторная диагностика |
73 500 |
83 976,102 |
71 750 |
116 850 |
69 300 |
79 177,4676 |
67 650 |
104 550 |
4200 |
4798,6344 |
–7427,4676 |
184 500 |
12 300 |
Эндокринология |
31 620 |
36 126,3336 |
58 590 |
90 720 |
28 560 |
32 630,2368 |
52 920 |
85 050 |
3060 |
3496,0968 |
25 959,7632 |
143 640 |
5670 |
Итого: |
172 770 |
197 394,8816 |
186 990 |
286 880 |
163 050 |
186 289,516 |
175 160 |
253 460 |
9720 |
11 105,3656 |
700,484 |
462 040 |
33 420 |
Содержание
Введение
1.Теоретическая часть
1.1 Прибыль как показатель
1.2 Факторный анализ общей (
1.3 Факторный анализ прибыли от реализации продукции
1.4 Показатели оценки
1.5 Моделирование и факторный
анализ прибыли и
1.6 Рентабельность капитала (активов) организации как показатель эффективности хозяйственной деятельности
1.7 Основные факторы и пути
повышения рентабельности
2.Практическая часть
Заключение
Список литературы
Приложение (таблицы 1, 2, 3,4)
Введение
В настоящее время, на российском рынке, как и на многих других развивающихся рынках, необходимым условием для менеджеров в принятии обоснованных финансовых решений является проведения анализа прибыли и рентабельности. В таких условиях представляется разумным пользоваться достаточно простыми инструментами, которые позволяют получить представление о финансовом состоянии и финансовой стратегии предприятий.
Целью моей работы является факторные анализ прибыли и рентабельности. На основе этого, используя методику факторного анализа рентабельности активов, я проведу исследование конкурентных стратегий предприятий в период с 2003 по 2005 годы.
Для расчёта рентабельности активов, через рентабельность продаж и оборачиваемость активов, использовалась двухфакторная модель Дюпона.
Для проведения исследований я выбрала
группу российских предприятий, представляющих
пищевую промышленность. С выбором
отрасли мне помогли
Ориентация на внутренний рынок,
Открытость и доступность
Наличие большого количества предприятий,
Невысокая степень монополизации,
Отсутствие тарифного
Ориентация на конечный потребительский спрос.
Сравнительно короткий производственный цикл,
В теоретической части своей работы, я приведу методику проведения факторного анализа (в частности анализа рентабельности активов и собственного капитала), который может быть использован для анализа финансовой деятельности предприятия.
В практической части, я использовала методику факторного анализа рентабельности активов Дюпона. Применяя её к пищевой промышленности, я на основе своего анализа я постараюсь дать характеристику этой отрасли в период 2003-2005 гг., которую я кратко изложу в заключении.
1. Теоретическая часть
1.1 Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности
Информация о работе Анализ прибыли АО «Саранский хлебокомбинат»