Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:45, курсовая работа
Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является АО ”Саранский хлебокомбинат”. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли; определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия; выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на АО “Саранский хлебокомбинат”; проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на АО “Саранский хлебокомбинат”.
Введение
5
1. Теоретические основы организации прибыли и рентабельности
1. Прибыль и рентабельность и их экономическая сущность
7
1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности
13
2. Анализ прибыли и рентабельности (на примере предприятия АО
«Саранский хлебокомбинат»)
1. Факторный анализ прибыли и рентабельности на АО «Саранский хлебокомбинат» 18
2.2 Анализ распределения и использования прибыли 27
3. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии
3.1 Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики 31
3.2 Пути и методы увеличения рентабельности на АО «Саранский хлебокомбинат» 32
Заключение
35
Список использованной литературы 37
Влияние фактора изменения цены на продукцию определяется расчетом (по методу цепных подстановок):
(KN=(N1-S0) / N1 - (N0-S0) / N0.
Соответственно влияние
(KS=(N1-S1) / N1 - (N1-S0) / N1.
Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:
(K=(KN-(KS.
Таким образом, рентабельность продукции напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости продукции. Для роста рентабельности необходимо выполнение одного из следующих условий: рост выручки при неизменно, либо снижающейся себестоимости; снижение себестоимости при постоянном объеме выручки; либо больший темп роста выручки по сравнению с темпом роста величины себестоимости.
Рентабельность
KП.К.=P/(F+E)=(P/TR)*(TR/(F+E)
где: KП.К — рентабельность производственных активов;
P — чистая прибыль;
F
— стоимость основных
E — средняя сумма оборотных средств;
TR — выручка от реализации.
Эта
формула раскрывает связь между
рентабельностью фондов KП.К , производственных
активов (P/(F+E)), рентабельностью реализации
(P/TR), и фондоотдачей (TR/(F+E)). Экономический
смысл заключается в том, что формула прямо
показывает пути повышения рентабельности:
при низкой доходности продаж необходимо
стремиться к ускорению оборота производственных
активов
(19, с. 52-55).
Необходимо рассмотреть еще одну факторную модель рентабельности:
P/PK=(P/TR)*(TR/TK)*(TK/PK)
где: PK — собственный капитал;
TK — совокупный капитал.
Как видно, рентабельность собственного капитала (P/PK) зависит от изменений уровня рентабельности продукции (P/TR), скорости оборота совокупного капитала (TR/TK), и соотношения собственного и заемного капитала. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала. Изучение подобной зависимости имеет большую доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов своей деятельности.
Однако необходимо сделать следующую оговорку. При анализе факторов, определяющих уровень рентабельности по элементам формул иногда искажается экономический смысл явлений, так как сами по себе абсолютные величины не показывают эффективность использования авансированных для производства средств. К примеру, любое увеличение средней стоимости основных производственных средств вызовет снижение уровня рентабельности. В действительности же технический прогресс сопровождается, как правило, увеличением фондовооруженности работников и величины ОПФ, что является главным двигателем повышения эффективности производства, в том числе и рентабельности (2, с. 270).
2.
АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И
«Саранский Хлебокомбинат»).
2.1 Факторный анализ прибыли и
рентабельности на
АО “Саранский Хлебокомбинат”
Анализ формирования прибыли на предприятии складывается из изучения финансовых результатов и анализа факторов, влияющих на величину и структуру изменений прибыли.
Анализ
финансовых результатов деятельности
предприятия включает в качестве
следующих показателей:
- исследование изменений каждого показателя
за текущий анализируемый период (“горизонтальный”
анализ);
- исследование структуры соответствующих
показателей и их изменений
(“вертикальный” анализ) (20, с. 68).
Для оценки и анализа уровней и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется следующая таблица:
Таблица
2.1. Финансовые результаты деятельности
АО "Саранский хлебокомбинат"
|Показатель |9 мес. 2000 г., |9 мес.1999 г., |2000г.
к |
| |тыс. руб. |тыс. руб. |1999 г., % |
|Выручка от реализации |17852679 |16115794 |110,78
|
|(без НДС) | | | |
|Полная себестоимость |16622938 |14721995 |112,91
|
|продукции | | | |
|Прибыль от реализации |1229741 |1393799 |88,23 |
|ТП | | | |
|Сальдо доходов и |-329905 |5958 | 55 раз |
|расходов от | | | |
|операционных и | | | |
|внереа-лизационных | | | |
|операций | | | |
|Балансовая прибыль |899836 |1399757 |64,29 |
|Налог на прибыль |314880 |489501 |71,60 |
|Чистая прибыль |584956 |910256 |60,61 |
|Нераспределенная |85725 |430095 |19,93 |
|прибыль | | | |
Анализ
данных таблицы показывает, что по
сравнению с аналогичным
499921 тыс. руб. (35,71%); чистая прибыль — на
367033 тыс. руб. (39,39%).
Наиболее отрицательным моментом явилось значительное снижение показателя чистой прибыли, так как именно ее наличие создает стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия; а также то, что снижение величины чистой прибыли происходит гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшение балансовой прибыли, а тем более — прибыли от реализации товарной продукции, что сигнализирует о не вполне “здоровом” финансово- производственном положении предприятия.
Вертикальный
анализ демонстрирует, что в составе
балансовой прибыли в
2000 году прибыль от реализации товарной
продукции составила 136,66%, в
1999 году — 99,57%. При прочих равных условиях
подобные структурные изменения в составе
балансовой прибыли следовало бы рассматривать
в целом положительно, так как они характеризуют
повышение активности предприятия в производственной
деятельности. Однако в данном случае
столь значительный рост этого показателя
объясняется вовсе не повышением производственной
активности предприятия, а значительным
ухудшением отдачи от операционных и внереализационных
операций, что неизбежно влечет за собой
снижение и других показателей прибыли.
К внереализационным операциям здесь
относятся данные по операциям, связанным
с движением имущества предприятия —
списание имущества по причине морального
износа; списанная дебиторская задолженность;
штрафы, пени и т.д.
Дальнейший
анализ должен вскрыть конкретные причины
изменений по каждому фактору прибыли
от реализации и определить их влияние
на изменения прибыли. Подробный анализ
будет основываться на ряде показателей
(таблица
2.2). Важнейшими из них являются объем производства
продукции, полная себестоимость продукции
и реализация товарной продукции в базисном
и отчетном годах. Вспомогательными показателями
будут служить данные по реализации товарной
продукции, себестоимости и прибыли от
реализации товарной продукции в отчетном
году в ценах базисного года.
Таблица
2.2. Данные для расчетов факторов, вляиющих
на прибыль.
|Показатель |По базису (9 |По базису на
|Фактически по |Дина|
| |мес. 1999 г.) |фактически |отчету (9 мес.
|мика|
| | |реа-лизованную |2000 г.) | |
| | |про-дукцию | | |
| |усл. |тыс.руб|усл. об.|тыс. |усл. |тыс.руб|%
|
| |об. |. | |руб. |об. |. | |
|Реализация ТП |N0 |1611579|N10 |13600008|N1 |1785267|110,|
| | |4 | | | |9 |2 |
|Полная |S0 |1472199|S10 |12323729|S1 |1662293|112,|
|себестоимость | |5 | | | |8 |9 |
|Прибыль от |P0 |1393799|P10 |1176250 |P1 |1229741|88,2|
|реализации ТП | | | | | | | |
|Объем |Q0 |6740 |— |— |Q1 |5688 |84,4|
|производства, | | | | | | | |
|т | | | | | | | |
Определяем степень влияния на прибыль отдельных факторов:
а) Одним из определяющих факторов, прямо повлиявших на уменьшение прибыли от реализации ТП на Саранском хлебокомбинате, явилось значительное снижение объема производства — на 15,6%. Увеличение же выручки от реализации на 10,78% объясняется прежде всего изменениями отпускных цен на продукцию. Данное влияние рассчитывается следующим образом:
(P1=N10-N1
(P1=17852679-13600008=4252671 тыс. руб.
Эта дополнительная прибыль получена в том числе за счет инфляции, изменения отпускных цен и, отчасти, — за счет изменений в структуре товарной продукции. Более детальный анализ требует рассмотрения цен по всей номенклатуре выпускаемой продукции на основе данных бухгалтерской отчетности.
б) Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости).
(P2=P0*K1-P0 где, K1 — коэффициент роста объема продукции: K1=S10/S0
(P2=1393799[pic]-1393799=-
Таким
образом, влияние фактора снижения
объема производства составило
-217587 тыс. руб.
в) Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции. Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости.
(P3=P0*(K2-K1) где K2=N10 / N0 .
(P3=1393799*([pic]-[pic])=5,84 тыс. руб.
Полученная положительная величина демонстрирует, что в структуре продукции произошли положительные изменения, повлекшие за собой более медленное снижение величины выручки от реализации по сравнению с себестоимостью продукции в базисных ценах.
г) Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости. Коэффициент выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью. В данном случае это влияние составило:
(P4=S10-S0.
(P4=12423729-166229388=-
Столь значительное изменение себестоимости поддается анализу при более подробном рассмотрении состава затрат на Саранском хлебокомбинате.
Таблица
2.3. Структура себестоимости на АО
"Саранский хлебокомбинат"
|Показатель |9 мес. 1999 г., |9 мес. 2000 г., |Динамика,
%|
| |тыс. руб. |тыс. руб. | |
|Мат. затраты |9521670 |10170260 |106,81 |
|Затраты на оплату |673294 |703033 |114,42 |
|труда | | | |
|Прочие прямые затраты |4171392 |5286333 |126,73
|
|Накладные расходы |355633 |463311 |130,28 |
|Итого |14721995 |16622938 |112,91 |
Как
видно из таблицы 2.3., в структуре
себестоимости наибольший рост затрат
наблюдается по статьям: прочие прямые
затраты, включающие общезаводские
расходы, амортизацию и др.; материальные
затраты, включающие расходы на сырье
и материалы, топливо и энергию
на технологические цели,
ТЗР и т.д. Стоит также отметить значительный
рост накладных расходов
(130,28%), в которые входят затраты по сбыту
и реализации продукции, расходы на рекламу,
упаковку и т.д. Можно предположить, что
со временем доля этих затрат будет неуклонно
возрастать, так как в условиях рынка недостаточно
произвести продукцию, - необходимо приложить
значительные усилия, иной раз превышающие
в стоимостном выражении другие затраты,
для успешного сбыта.
д) Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.
(P5=S0*K2-S10.
(P5=14721995*0?8438931-
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.) — (P6.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации товарной продукции за отчетный период:
(Pа=P1-P0. где P1 и P0 — прибыль
от реализации товарной
— общее изменение прибыли от реализации
товарной продукции .
(Pа=1229741-1393799=-164058 (тыс. руб.).
или:
(Pб=[pic] где (Pi — изменение прибыли за счет i-го фактора.
(Pб=[pic]=4252671+(-217587)+5,
Небольшое отклонение между (Pа и
(Pб объясняется влиянием фактора (P6
— его величина равна 1,2 тыс. руб.
Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции следует составить следующую таблицу:
Таблица 2.4. Факторы, воздействующие
на прибыль.
|Фактор |Абсолютная величина тыс. |Удельный
вес, % |
| |руб. | |
|(P1 |4252671,000 |49,05000 |
|(P2 |217587,000 |2,51000 |
|(P3 |5,854 |0,00006 |
|(P4 |4199209,000 |48,44000 |
|(P5 |60,000 |0,00670 |
|(P6 |1,200 |0,00001 |
|Абсолютная сумма |8669534,050 |100,00000 |
|отклонений | | |
Данные таблицы 2.4. демонстрируют,
что на прибыль от реализации товарной
продукции наиболее значительно
воздействуют два фактора, а именно
— изменения отпускных цен и изменение
себестоимости продукции, влияние
же других факторов не столь заметно —
менее 3%.
Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции на Саранском хлебокомбинате возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры. Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово- производственное состояние предприятия далеко от благополучного.
Однако необходимо заметить, что
цены на ряд товарных позиций, выпускаемых
Саранским хлебокомбинатом
Анализ рентабельности на Саранском хлебокомбинате будет строится исходя из двух систем показателей: рентабельности продукции; рентабельности предприятия.
а) Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции за определенный период. С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости.
Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно. Тогда в соответствие с методикой из 1.2:
K0=[pic] ;
K1=[pic].
Изменение рентабельности ((K) равно 6,89-8,65=1,76%.
Влияние фактора изменения цены на продукцию:
(KN=[pic].
Влияние фактора изменения себестоимости:
(KS=[pic]
(K=(KN + (KS = 8,89+(-10,65)=-1,76%
Таким образом, за счет изменения полной
себестоимости, а точнее ее увеличения
на 13,04%, рентабельность продукции снизилась
на 10,65%.
Вследствие же изменений цен на товарную
продукцию, рентабельность продукции
возросла на 8,89%. Суммарное влияние этих
факторов дало общее снижение рентабельности
на 1,76%. Т.е. выполняется условие, описанное
в главе 1.2. о том, что при более быстром
росте себестоимости по сравнению с ростом
прибыли от реализации общая рентабельность
продукции снижается адекватно интенсивности
этих изменений.
Информация о работе Анализ прибыли АО «Саранский хлебокомбинат»