Анализ прибыли АО «Саранский хлебокомбинат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является АО ”Саранский хлебокомбинат”. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли; определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия; выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на АО “Саранский хлебокомбинат”; проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на АО “Саранский хлебокомбинат”.

Оглавление

Введение
5
1. Теоретические основы организации прибыли и рентабельности
1. Прибыль и рентабельность и их экономическая сущность
7
1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности
13
2. Анализ прибыли и рентабельности (на примере предприятия АО
«Саранский хлебокомбинат»)
1. Факторный анализ прибыли и рентабельности на АО «Саранский хлебокомбинат» 18
2.2 Анализ распределения и использования прибыли 27
3. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии
3.1 Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики 31
3.2 Пути и методы увеличения рентабельности на АО «Саранский хлебокомбинат» 32
Заключение
35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Ф.М..doc

— 1.05 Мб (Скачать)

Уровень рентабельности продукции.

Активы организации характеризуют  его экономический потенциал  по генерированию выручки, а, следовательно, прибыли. Использование активов показывает, насколько быстро средства, вложенные в ресурсы, превращаются в выручку. Тем самым использование активов отражает интенсивность оборачиваемости активов.

Наиболее общий показатель использования активов – их производительность (оборачиваемость) – рассчитывается по формуле:

 

.

 

В экономическом анализе широко используется также показатель, обратный производительности активов, характеризующий продолжительность периода, в течение которого финансовые средства, вложенные в активы, совершают полный кругооборот.

Производительность активов существенно  различается по отраслям в соответствие с особенностями производственного процесса. Так, фондоёмкие производства с высокой долей основных средств в составе имущества организации характеризуются длинным (более одного года) периодом оборачиваемости всех активов и относительно низким уровнем (менее единицы) производительности активов.

Повышение производительности активов может  обеспечить рост прибыли без увеличения ресурсов организации и даже при  снижении рентабельности производства.

В то же время, наращивание активов, не сопровождаемое улучшением их использования, может негативно сказаться на финансовом результате деятельности организации и по экономическому содержанию является прямой потерей (упущенной выгодой).

Низкая  производительность активов может  затруднить реализацию преимуществ  организации, достигнутых в области управления рентабельностью производства (путём рационализации ценовой политики, экономии издержек, использования эффекта производственного рычага).

Схематично  позиция организации с точки  зрения уровня рентабельности активов  и ,определяющих её рентабельности производства и производительности активов , может быть представлена следующим образом (рис 1.). Кривые 1,2,3 представляют собой «кривые равной рентабельности активов» (кривые безразличия) при всех возможных комбинациях двух факторов, определяющих её уровень. Так, каждая точка на кривой 2 отражает одно из сочетаний уровня рентабельности производства и производительности активов, которое обеспечивает достижение рентабельности активов в размере Х %.

 


 

Рис.1

 

Кривые равной рентабельности активов» имеют нисходящий характер, т.е. с  ростом производительности активов  заданный уровень экономической  рентабельности может быть достигнут  при более низком уровне рентабельности производства.

Идеальная позиция рентабельности предприятия с точки зрения экономической рентабельности тяготеет к зоне 1. Однако в условиях конкурентного рынка обеспечить одновременно высокую рентабельность продукции, работ, услуг и производительность активов достаточно трудно.

Наиболее  опасная зона 4, где низкая рентабельность продукции, сопровождаемая низкой деловой активностью, приводит к резкому падению рентабельности активов. В результате активы перестают выполнять свою экономическую функцию по генерированию прибыли.

Большинство организаций расположено между зонами 2 и 3, где каждая из них располагает определённой свободой манёвра, чтобы управлять рентабельностью производства и производительностью активов с целью обеспечения необходимого уровня экономической рентабельности.

При низкой рентабельности продукции необходимо стремиться к ускорению оборота активов и его элементов. Наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая производительность (оборачиваемость) активов может быть компенсирована преимущественно повышением рентабельности продаж, т.е. снижением затрат на производство продукции, работ, услуг и (или) ростом цен (тарифов).

Активы  имеют сложную структуру и  их производительность зависит от неё  и оборачиваемость каждого вида активов:

 

 

где - доля i-го вида активов в их общей сумме.

Тогда рентабельность активов можно представить  следующим образом:

 

*(1-S).

 

Следовательно, рентабельность активов  отражает уровень:

Управление дебиторской задолженностью;

Управление запасами через коэффициент  оборачиваемости запасов;

Управление основными средствами;

Управлению ликвидностью.

Рентабельность продаж – относительная  мера эффективности производства. Этот показатель относится к тактическим  факторам роста рентабельности активов. Действие тактических факторов устремлено на выбор адекватной ценовой политики, расширение рынков сбыта, т.е. на рост объёмов продаж (реализации) и прибыли организации, повышение скорости оборота всего капитала. Оба рассматриваемых фактора подвержены внешнему воздействию прежде всего рыночной конъюнктуры.

2. Практическая часть

 

Таким образом, я выбрала отрасль, в которой усилия менеджмента  оказывают большое влияние на результаты производственно финансовой деятельности, и эти результаты проявляются  в обозримом периоде.

В составе отрасли я выбрала  средние и крупные предприятия, включённые в состав основных эмитентов России, информация по которым собирается Федеральной Комиссией по Ценным Бумагам РФ (ФКЦБ) и раскрывается в системе СКРИН. Для проведения расчётов я использовала только открытую информацию по предприятиям. Всего выборка составила 26 крупных и средних предприятия по объёму реализации продукции, по которым я собрала данные за 2003, 2004 и 2005 годы.

 

Таблица №1

Динамика рентабельности активов  предприятий пищевой промышленности

Годы

2003

2004

2005

2005/2003, %

Средняя по выборке рентабельность активов предприятий (ROA), %

 

7,42%

 

7,60%

 

3,96%

 

53,35%


 

Таблица №2

Динамика рентабельности продаж предприятий  пищевой промышленности

Годы

2003

2004

2005

2005/2003, %

Средняя по выборке рентабельность продаж предприятий, %

 

15,54%

 

19,37%

 

16,02%

 

103,10%


 

Таблица №3

Динамика оборачиваемости активов  предприятий пищевой промышленности

Годы

2003

2004

2005

2005/2003, %

Средняя по выборке оборачиваемость  активов предприятий, %

 

470,85%

 

611,57%

 

312,67%

 

66,41%


 

Я рассмотрела ситуацию за 2003-2005 годы, как видно произошло ухудшение положения отечественной пищевой промышленности. В качестве основной оценки эффективности деятельности предприятия я рассмотрела рентабельность активов. За рассматриваемый период рентабельность активов уменьшилась на 46,65%, в то же время рентабельность продаж увеличилась на 3,1%. Отсюда видно, что рентабельность активов уменьшилась только за счёт снижения оборачиваемости активов, которая уменьшилась на 33,59%.

Какие факторы влияют на результаты деятельности предприятий? И в чём причины таких расхождений? Для того чтобы выделить факторы, влияющие на эффективность деятельности предприятий, я использовала факторный анализ рентабельности, известный как система Дюпона. Система Дюпона особенно ценна в принятии конкретных решений. С помощью этого инструмента можно анализировать решения о ценах, вложениях в технологию, использовании ресурсов и изменениях производимого набора товаров. Она помогает менеджерам оценить величину дохода, который способна принести выбранная стратегия.

Данный подход концентрирует внимание на зависимости доходности компании от:

Условий конкуренции на товарных рынках (нормы прибыли),

Реакции потребителей на решения менеджеров (оборачиваемости).

 

Рентабельность активов = Рентабельность продаж * Оборачиваемость активов

 

Формула Дюпона

В анализе используется эта двухфакторная  модель, хотя часто в формулу Дюпона включается дополнительный элемент – финансовый леверидж, отражающий рискованность стратегии финансирования.

С определённой степенью условности можно считать, что показатель прибыльности продаж зависит от ситуации на товарных рынках и положения предприятий  на конкретном сегменте рынка. Высокое значение прибыльности продаж является результатом удачной ассортиментной и товарной политики, а также политики ценообразования, и в целом отражает состояние конъюнктуры товарных рынков.

Показатель оборачиваемости активов  зависит от эффективности работы самого предприятия, от усилий менеджеров и работников. Уменьшение оборачиваемости отражает недостаток усилия менеджеров по эффективному использованию активов предприятия.

Высокая прибыльность продаж характерна для растущих и не насыщенных рынков, где конкуренция невысока, однако высокая (растущая) рентабельность активов позволяет извлекать доходы из менее привлекательных и прибыльных на данном этапе сегментов рынка. Что и характерно для пищевой промышленности в этот период. На предыдущих графиках представлены фактические варианты сочетания показателей прибыльности продаж и оборачиваемости активов, по отношению к среднему по выборке. Средние значения выделены жирной линией. Таким образом, всё множество сочетаний и соответственно предприятий можно разбить на четыре группы.

В квадрант I (высокая рентабельность – высокая оборачиваемость) попали компании, сочетающие удачную товарную политику и эффективно использующие ресурсы, отраслевые лидеры.

Квадрант II (высокая рентабельность – низкая оборачиваемость) включает предприятия, действующие на товарном рынке с высокой маржой прибыли, возможно, вследствие высоких входных барьеров, неэластичного спроса и др. при этом высокая маржа прибыли позволяет менеджерам достаточно либерально относится к наличию избыточных или неэффективно используемых активов.

В квадранте III (высокая оборачиваемость – низкая прибыльность) находятся предприятия, действующие, скорее всего, на конкурентном рынке, на котором представлены массовые товары с эластичным по цене спросом. Но и на таком рынке появление новых товаров, обеспечивающих их производителям рост маржи прибыльности. В условиях ограниченного рынка здесь высокая вероятность ситуации, когда новые товары конкурируют с выпускаемыми прежде товарами и вытесняют их.

Квадрант IV (низкая прибыльность – низкая оборачиваемость) объединяет наименее успешные компании. Действие и внешних и внутренних факторов для них не благоприятно. Предприятиям, находящимся здесь, в первую очередь имеет смысл активизировать усилия по поиску новых рынков, товаров, или по альтернативным вложениям имеющихся ресурсов.

 

Таблица №4

2003 г.

2004 г.

2005 г.

III 42,3%

I 3,8%

III 3,8%

I 96,2%

III 38,5%

I 3,8%

IV 23,1%

II 30,8%

IV 0%

II 0%

IV 26,9%

II 30,8%

100%

100%

100%


 

Таблица №5

2003 г.

2004 г.

2005 г.

III 11

I 1

III 1

I 25

III 10

I 1

IV 6

II 8

IV 0

II 0

IV 7

II 8

26

26

26


 

На протяжении 2003-2005 гг. происходили  изменения конкурентных позиций  предприятий выборки. Обобщенные характеристики этой динамики я привела в таблицах №4 и №5.

Как видно из данных таблиц, на протяжении рассматриваемого периода происходил переток предприятий из сектора с высокой оборачиваемостью и нормой прибыли в сектора с низкой нормой прибыли.

На рисунке я представила  варианты усиления или ослабления конкурентных позиций предприятий в течение рассматриваемого периода.

Направления ухудшения  конкурентной позиции предприятий

III

I

   

IV

II

   

 

Направления улучшения  конкурентной позиции предприятий

III

I

   

IV

II

   

 

Существенным ухудшением конкурентной позиции предприятия считается снижение значения хотя бы одного из рассматриваемых показателей при не увеличении другого. Улучшение положения компании предполагает увеличение значения хотя бы одного фактора при не уменьшение другого. Я же квалифицировала разнонаправленную динамику - либо положительную, либо отрицательную в зависимости от изменения ROA.

К концу 2005 года по отношению к 2003 году 65,4% рассматриваемой группы сохранили  свои позиции или незначительно  изменили своё положение в пределах одного и того же квадранта.

19,1% предприятий оказались в  худшей конкурентной позиции  либо за счёт снижения прибыли  (переход из квадранта II в квадрант IV -3,8%), либо за счёт снижения  оборачиваемости (переход из квадранта  III в квадрант IV -11,5%, из I – в II: 3,8%). Некоторая часть предприятий не смогла в условиях сокращения оборачиваемости, управлять актива эффективно, и сократила норму прибыли и перешла из I в II, затем из II в IV: 7,8%. Это означает, что в условиях не эффективного управления активами, возросла конкуренция на рынке, и возможно возросли затраты.

 

Изменение внутриотраслевой конкурентной позиции предприятий, 2003 г. по отношению к 2005 г.

 

Негативные

Позитивные

Неочевидные

Направления изменений

I III

II IV

I II

III IV

I IV

III I

IV II

II I

IV III

IV I

III II

II III

Число предприятий

0

1

1

3

0

0

1

0

1

1

0

1

Информация о работе Анализ прибыли АО «Саранский хлебокомбинат»