Анализ взаимосвязи затрат и прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

В данный момент предприятиям предоставляется право самостоятельно разрабатывать собственные производственные программы, заниматься планированием производственного и социального развития, определять стратегии ценовой политики. Поэтому для принятия оперативных и эффективных решений руководителям и менеджерам необходима достоверная и качественная информация о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи затрат и прибыли 5
Взаимосвязь затрат и прибыли в производственной деятельности предприятий 5
1.2. Основы соотношения «затраты – объем – прибыль» 8
1.3. Оптимизация объема производства, прибыли и издержек в системе директ-костинг 11
Глава 2. Методика расчета основных показателей взаимосвязи затрат и прибыли 17
2.1. Организационная характеристика ОАО Халвичный завод «Нальчикский» 17
2.2. Экономическая характеристика ОАО Халвичный завод «Нальчикский» 18
2.3. Анализ безубыточности производства на примере ОАО Халвичный завод «Нальчикский» 20
Глава 3. Совершенствование управления прибылью в условиях рыночной экономики 28
Заключение 31
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 244.66 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                         3

Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи затрат и прибыли                 5

    1. Взаимосвязь затрат и прибыли в производственной деятельности предприятий                                                                                         5

1.2. Основы соотношения «затраты – объем – прибыль»                            8

1.3. Оптимизация объема  производства, прибыли и издержек  в системе директ-костинг                                                                                                11

Глава 2. Методика расчета основных показателей взаимосвязи затрат и прибыли                                                                                                               17

2.1.  Организационная характеристика  ОАО Халвичный завод «Нальчикский»                                                                                              17

2.2.  Экономическая   характеристика  ОАО  Халвичный  завод  «Нальчикский»                                                                                             18

2.3. Анализ безубыточности производства на примере ОАО Халвичный завод «Нальчикский»                                                                                           20

Глава 3. Совершенствование управления прибылью в условиях рыночной экономики                                                                                                      28

Заключение                                                                                                   31

Список литературы                                                                                      33

 

Введение

 

В данный момент  предприятиям предоставляется право самостоятельно разрабатывать собственные производственные программы, заниматься планированием  производственного и социального  развития, определять стратегии ценовой политики. Поэтому для принятия оперативных и эффективных решений руководителям и менеджерам необходима достоверная и качественная информация о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Из-за данной самостоятельности  процесс управления предприятием стал более сложным и многоуровневым. Усложняются и задачи, возникающие перед системой бухгалтерского учета. Из всего этого вытекает необходимость управленческого учета, использование которого оказывает содействие совершенствованию всего процесса управления предприятием, создает условия для его оптимизации.

Рассматривая роль управленческого  учета, нужно отметить, что исторически  управленческому учету отводилось второстепенное значение после финансового  учета. Однако расширение предприятий, изменения в технологиях, государственное  регулирование, а также повышение  образовательного уровня менеджеров ускорили развитие управленческого учета  и привели к широкому признанию  его как специальной области  исследования. Именно поэтому внедрение  управленческого учета на предприятиях является необходимой предпосылкой их успешной работы, создания оптимальной  рыночной инфраструктуры, выживания  предприятий в условиях свободной  конкуренции и возрастание их экономического потенциала.

Управленческий учет позволяет  получать информацию о движении необоротных  активов, материально-производственных запасов, поступлении и расходовании денежных средств, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, затратах на производство и доходах от всех видов деятельности, включая информацию о прочих доходах и расходах, обосновать текущие управленческие решения и делать прогнозы на будущее.

Кроме того, внедрение системы  управленческого учета на предприятии  позволяет с помощью маржинального  анализа установить зависимости  между изменениями объемов производства (реализации), совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли, которые отражают все стороны  производственной деятельности предприятия  и его конечные результаты.

Наиболее важной зависимостью в управленческом учете является взаимосвязь затрат и прибыли. Выявление  данной взаимосвязи с помощью  маржинального анализа и применении системы директ-костинг является главной  целью данной работы. При анализе взаимосвязи этих двух показателей в данной работе будет использоваться показатель объем производства, который является как бы промежуточным результатом между затратами и прибылью.

В данной работе будет раскрываться сущность и виды затрат в управленческом учете, роль этих затрат в  формировании прибыли,  основные теоретические  аспекты взаимосвязи затрат и  прибыли, а также методику расчета  основных показателей, с помощью  которых производится анализ данной взаимосвязи.

 

 

 

 

Глава 1: Теоретические  основы взаимосвязи затрат и прибыли

 

1.1. Взаимосвязь затрат и прибыли в производственной деятельности предприятий

Вся производственная деятельность предприятия делится на хозяйственные  процессы, которые находятся между  собой в определенной взаимосвязи.  Основными из производственных процессов  являются снабжение, производство и  реализация. В свою очередь данные процессы состоят из хозяйственных  операций. Они по своему составу  намного шире, чем основное содержание деятельности предприятия.

В управленческом учете в  соответствии с объективными требованиями управления  все производственные процессы группируют по видам деятельности на  снабженческо-заготовителъный, производственный, финансово-сбытовой, организационный и инвестиционный процесс.

Понятие «производство» в  экономике представляет собой целенаправленную деятельность, результатом которой  является превращение отдельных  компонентов(материалов)  в полезный продукт или изменение свойств, формы продукта. Производственная система  предприятия состоит из множества  взаимосвязанных и взаимозависимых  компонентов, под которыми обычно понимают различные виды ресурсов, необходимые  для производства, и результат  производства. Продукт как цель создания и действия производственной системы  выступает в процессе изготовления в разных видах относительно своего исходного материала и готовности. Производство продукта – это некоторый  процесс, который завершается  превращением затрат в продукцию.

Каждый элемент данной производственной системы выступает  в производстве как самостоятельная  ячейка, которая состоит из более  простых элементов. Эти ячейки различаются  своими целями и задачами, имеют  конкретные характеристики и факторы, подчиняются объективным законам  экономики.

Процессы снабженческо-заготовительной  деятельности являются первой стадией  производства. От состояния этих процессов  зависит производственная, финансовая, сбытовая и организационная деятельность предприятия.

Собственно производственная деятельность выражает главную цель предприятия – выпуск продукции, которая будет реализована, и в дальнейшем получена прибыль. Производственные процессы – вторая стадия производства. Характерной особенностью этой стадии как центральной в производственной системе является формирование затрат на производство продуктов.

Состояние производства характеризуется  множеством факторов. Ограничение ресурсов и достижение планируемой эффективности  требуют постоянного сопоставления  расходов и полученных результатов. Эта проблема усиливается под  воздействием инфляции, когда данные о производственных затратах необходимо повседневно сверять с данными  будущих затрат, которые зависят  в большой степени от влияния  внешней среды. Кроме того, администрация  в целях управления затратами  и доходами наблюдает за эффективностью работы каждого подразделения, за полученными  результатами от производства каждого  вида продукта.

На каждом крупном предприятии  существует свои системы управления затратами на производство. Каждая система имеет свои определенные элементы, которые могут быть непохожими друг на друга. Но объединяя все эти системы, можно выделить основные ее  элементы, которые можно представить следующим образом:

 


 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Элементы системы управления себестоимостью и их взаимосвязь

 

Важным моментом обобщения  информации о деятельности предприятия  является наблюдение за непрерывностью прямой связи между производственной и финансово-сбытовой деятельностью. Данное наблюдение возможно в управленческом учете с помощью группировки  и выделения из общей системы  издержек расходов по финансово-сбытовой деятельности.

Состав затрат, сопровождающих финансово-сбытовую деятельность, включает затраты, связанные со сбытом продукции; комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям; затраты по маркетинговым исследованиям; оплату маркетинговых услуг сторонних  фирм; рекламные расходы; представительские  и другие расходы по финансово-сбытовой деятельности. Расходы по организационной  деятельности так же неизбежны, как  и производственные затраты.

Конечным результатом деятельности предприятий является сумма полученной прибыли. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности.

Прибыль – это часть чистого  дохода, который непосредственно  получают субъекты хозяйствования после  реализации продукции. Только после  продажи продукции чистый доход  принимает форму прибыли. Количественно  она представляет собой разность между чистой выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Поэтому, чем больше предприятие реализует  рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его  финансовое состояние.

Во взаимосвязь «затраты – прибыль» в управленческом учете  следует добавить еще один показатель – объем производства. Причиной этого служит то, что затраты в  чистом виде не могут приносить прибыль. Сначала они должны стать продуктом, совокупность которых и образует объем производства. Поэтому правильнее говорить не о системе «затраты -прибыль», а о системе «затраты – объем  производства - прибыль».

 

1.2. Основы соотношения «затраты – объем – прибыль»

Руководителю предприятия, которое занимается производством продукции на практике, приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, сказывается на финансовом результате предприятия. Методика анализа «затраты- объем- прибыль» является способом определения взаимосвязи между этими категориями. Данная методика является наиболее эффективным средством планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Она помогает руководителям предприятия выявить оптимальные соотношения между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя эту методику, могут дать более высокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

Анализ соотношения «затраты- объем- прибыль» на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Под точкой безубыточности понимаются такая выручка и такой объем производства предприятия, которые обеспечивают покрытие всех его затрат и нулевую прибыль, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков. Эту точку также называют критической, или мертвой, или точкой равновесия. Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода, про которых мы будем более подробно говорить дальше. Выделим основные элементы взаимосвязи «затраты- объем- прибыль»:

1) маржинальный доход;

2) порог рентабельности (точка  безубыточности);

3) производственный леверидж;

4) маржинальный запас  прочности.

Маржинальный доход - это  разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами  предприятия.

Порог рентабельности (точка  безубыточности) - это показатель, характеризующий  объем реализации продукции, при  котором выручка предприятия  от реализации продукции равна всем его совокупным затратам. Иными словами, это тот объем продаж, при котором  предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков.

Производственный леверидж - это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции.

Маржинальный запас прочности - фактическое отклонение выручки  от реализации продукции от пороговой  выручки (порога рентабельности). Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.

Необходимым условием применения методики анализа «затраты –объем –прибыль» является деление затрат на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объема производства, а переменные затраты изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, предприятия в своей практической деятельности могут использовать такие показатели, как величина и коэффициент маржинального дохода. Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Нормой маржинального  дохода называется доля величины маржинального  дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней  величины маржинального дохода в  цене товара.

Использование этих показателей  помогает быстро решить некоторые задачи, например определить размер прибыли  при различных объемах выпуска.

Информация о работе Анализ взаимосвязи затрат и прибыли