Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:11, курсовая работа
В данный момент предприятиям предоставляется право самостоятельно разрабатывать собственные производственные программы, заниматься планированием производственного и социального развития, определять стратегии ценовой политики. Поэтому для принятия оперативных и эффективных решений руководителям и менеджерам необходима достоверная и качественная информация о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи затрат и прибыли 5
Взаимосвязь затрат и прибыли в производственной деятельности предприятий 5
1.2. Основы соотношения «затраты – объем – прибыль» 8
1.3. Оптимизация объема производства, прибыли и издержек в системе директ-костинг 11
Глава 2. Методика расчета основных показателей взаимосвязи затрат и прибыли 17
2.1. Организационная характеристика ОАО Халвичный завод «Нальчикский» 17
2.2. Экономическая характеристика ОАО Халвичный завод «Нальчикский» 18
2.3. Анализ безубыточности производства на примере ОАО Халвичный завод «Нальчикский» 20
Глава 3. Совершенствование управления прибылью в условиях рыночной экономики 28
Заключение 31
Список литературы
В увеличении пассива банка существенную роль сыграли краткосрочные обязательства. Они возросли почти в 3 раза и на конец года составили 168 643 000руб. Этот факт свидетельствует о привлечении дополнительных средств для осуществления операций. С другой стороны, большой удельный вес этой статьи отражает большую степень риска, которая берет на себя организация.
Долгосрочные обязательства за рассматриваемый период также возросли. Но их рост не настолько существенный по сравнению с краткосрочными обязательствами. На конец года их величина составила 28 070 000руб (на начало года было 15 808 000руб).
Важно отметить, что нераспределенная прибыль увеличилась за отчетный год в 2 раза. Если на начало года ее величина была 8 380 000руб, то на конец года она составила 16 325 000руб.
Обобщая все сказанное, следует
отметить, что с одной стороны
экономическое положение
2.3. Анализ безубыточности производства на примере ОАО Халвичный завод «Нальчикский»
Анализ безубыточности производства определяет зависимости между объемом продаж, расходами и прибылью в течение короткого промежутка времени. Период, в течение которого по результатам анализа даются рекомендации, ограничен имеющимися в данное время производственными мощностями. На практике для определения критической точки используются методы уравнения, маржинального дохода, графический.
Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли по формуле:
Выручка от реализации – Переменные затраты – Постоянные затраты = Чистая прибыль
Метод уравнения можно
использовать при анализе влияния
структурных сдвигов. Реализацию рассматривают
как набор относительных долей
продукции в общей сумме
Таблица 2.1. Показатели реализации продукций ОАО Халвичный завод «Нальчикский»
Показатель |
Газированные напитки |
Слабоалкогольные напитки |
Всего |
1. Объем реализации, шт. |
10000 |
20000 |
30000 |
2. Цена за 1 шт., руб. |
19,00 |
30,00 |
х |
3. Выручка от реализации, руб. |
190000 |
600000 |
790000 |
4. Переменные расходы на 1 шт., руб. |
6,00 |
8,00 |
х |
5. Переменные расходы на весь объем реализации, руб. |
60000 |
160000 |
220000 |
6. Маржинальный доход, руб. |
130000 |
440000 |
570000 |
7. Постоянные расходы, руб. |
х |
х |
100000 |
8. Чистая прибыль, руб. |
470000 |
Допустим, что до критической точки х шт. газированных напитков и 2х – количество слабоалкогольных.
После подстановки получаем:
19х + (30 х 2х) – 6х – (8 х 2х) – 100000 = 0
19х + 60х – 6х – 16х = 100000
57х = 100000
х = 1754 шт. – газированные напитки,
1754 шт. х 2 = 3508 шт. – слабоалкогольные напитки,
1754 шт. + 3508 шт. = 5262 шт.
Критическая точка объема реализации – 5262 напитков, из них 1754 шт. - газированных и 3508 шт. – слабоалкогольных.
Предположим, что произошли следующие изменения структуры реализованной продукции:
Таблица 2.2. Показатели реализации продукций ОАО Халвичный завод «Нальчикский»
Показатель |
Газированные напитки |
Слабоалкогольные напитки |
Всего |
1. Объем реализации, шт. |
15000 |
10000 |
25000 |
2. Цена за 1 шт., руб. |
19,00 |
30,00 |
х |
3. Выручка от реализации, руб. |
285 000 |
300000 |
585000 |
4. Переменные расходы на 1 шт., руб. |
6,00 |
8,00 |
х |
5. Переменные расходы на весь объем реализации, руб. |
90000 |
80000 |
170000 |
6. Маржинальный доход, руб. |
195000 |
220000 |
415000 |
7. Постоянные расходы, руб. |
х |
х |
100000 |
8. Чистая прибыль, руб. |
315000 |
При сопоставлении структуры продукции становится очевидным, что уменьшилась доля продукции с высоким маржинальным доходом и потому уменьшилась прибыль.
Теперь 1,5х – газированные
напитки и х –
Находим критическая точку:
(10 х 1,5х) + 30х – (6 х 1,5х) – 8х – 100000 = 0
15х + 30х – 9х – 8х – 100000 = 0
28х = 100000
х = 3571 шт. – слабоалкогольные напитки
3571 шт. х 1,5 = 5357 шт. – газированные напитки
3571 + 5357 = 8928 шт.
Критическая точка объема реализации будет 8928 шт., из них 3571 шт. – слабоалкогольные и 5357 шт. – газированные напитки.
Сравнивая результат с
предыдущим расчетом, можно отметить,
что критическая точка
Следовательно, даже при контроле общего объема продаж необходим анализ структурных сдвигов, так как он дает картину отклонений фактической прибыли от запланированной. Максимизация реализации продукции рассматривается и с точки зрения обеспеченности ресурсами. Дополнительные производственные мощности могут быть бесполезными.
Метод маржинального дохода – разновидность метода уравнения основывается на формуле:
Маржинальный доход = Выручка от реализации – Переменные затраты продукции на этот же объем реализации
Тогда
Постоянные расходы в общей сумме
Критическая точка =
Маржинальный доход на единицу
В нашем примере это будет:
Критическая точка = 570000: 30000 = 19 руб.
100000: 19 = 5263 шт.
При маржинальном подходе менеджер получает информацию о постоянных расходах; возмещаются ли они общей маржой или нет; о величине маржинального дохода от каждого вида продукции; о маржинальности каждого продукта. В нашем примере маржинальность равна:
Газированные напитки = 13/19 х 100 = 68%;
Слабоалкогольные напитки = 22/30 х 100 = 73%.
Маржинальность продукта – это маржинальный доход, приходящийся на единицу продукции, выраженный в процентном отношении к выручке (цене).
Графический метод выявляет теоретическую зависимость совокупного дохода от реализации, издержек и прибыли от объема производства на основе построения графиков экономической и бухгалтерской моделей безубыточности. Экономическая модель поведения затрат объема производства и прибыли представляет, насколько и при каких условиях предприятие может реализовать возрастающее количество выпускаемой продукции. На ее основании можно определить положительное и отрицательное воздействие снижения цен на увеличение объема продажи, следовательно, на объем производства.
Доходы и расходы, руб.
Объем производства
Рис. 2.1. График затрат и объема производства
Линия АD – совокупные издержки – показывает, что на отрезке АВ они возрастают при небольших объемах производства, на отрезке ВС линия совокупных издержек начинает выравниваться. Это означает, что предприятие может полнее использовать производственные мощности, непрерывный график производственного процесса и серийный выпуск продукции. На отрезке выше точки С линия совокупных издержек начинает возрастать, что показывает использование производственного потенциала выше проектного уровня: недостаток сырья, постоянное нарушение графика производственного процесса, наличие сверхурочных работ и другие явления, вызывающие резкое увеличение затрат на единицу продукции. Линия АК показывает величину постоянных издержек, независимых от изменений объема производства. Совокупные доходы предприятия изображены линией ОС, которая отражает изменение цен на продукцию.
Экономическая модель в основном показывает поведение переменных издержек в ситуациях возрастания объема производства и его снижения. Экономисты различают два типа влияния: возрастающий и отрицательный эффект масштаба.
Возрастающий эффект масштаба – переменные издержки на единицу продукции выше при низких уровнях производства и выравниваются при наиболее эффективном уровне производства.
Отрицательный эффект масштаба – переменные издержки на единицу продукции резко возрастают за пределами эффективного уровня производства вследствие дефицита ресурсов и кризисных ситуаций.
Бухгалтерская модель безубыточности – это график линейной зависимости совокупного дохода и совокупных издержек от изменения объема производства. Основанием для анализа служит расчет точки безубыточности (критической точки). Зона прибыли и зона убытков распространяются направо и налево от критической точки.
Совокупные доходы и расходы, руб.
Единицы продукции и объем реализации
Рис. 2.2. График бухгалтерской модели безубыточности
На графике представлена одна точка безубыточности В и приемлемый диапазон объемов производства. При этом линия АК показывает постоянные затраты, АD – совокупные издержки, отрезок КD характеризует величину переменных затрат, ОС – выручку от реализации продукции. Бухгалтерская модель показывает изменение совокупных издержек и доходов при уровне производства, который запланирован на будущее.
Следует также отметить,
что кроме маржинального
Проведем факторный анализ методом цепных подстановок
Для этого возьмем модель:
Qкр – критический объем продаж
FC – постоянные затраты
P – цена
VC – переменные затраты.
В качестве исходной информации возьмем изменения значений по газированным напиткам: если в базисном периоде постоянные затраты были равны 100 000руб, переменные – 6руб, цена -19руб, то в отчетном они изменились следующим образом: постоянные затраты – 90 000руб, переменные – 5руб и цена – 17руб.
Найдем критический объем продаж в базисном и отчетном периоде:
Qкрб= 100 000/(19-6)=7692 шт
Qкротч=90 000/(17-5)=7500 шт
Далее находим влияние каждого фактора:
Qкр(FC)= 90 000/(19-6)=6923 шт
∆ Qкр1=6923-7692=-769 шт
Qкр(P)=90 000/(17-6)=8182 шт
∆ Qкр2=8182-6923=1259 шт
Qкр(VC)=90 000/(17-5)=7500 шт
∆ Qкр3=7500 – 8182=-682 шт
Находим изменение общего объема:
∆Qобщ= - 769+1259 -682=-192 шт
На основе данного факторного анализа можно сделать вывод, что объем продаж в отчетном периоде уменьшился на 192 шт.
Глава 3. Совершенствование управления прибылью в условиях рыночной экономики
Проведенный анализ показывает, что на изменение прибыли на ОАО Халвичный завод «Нальчикский» повлияли следующие факторы: себестоимость, разновидность выполняемых работ, объем реализации.
Для увеличения положительного результата на ОАО Халвичный завод «Нальчикский» предлагается разработать мероприятия, обеспечивающие:
Выполнение этих предложений значительно повысит получаемую прибыль на предприятии.
Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы решать стоящие перед предприятием задачи. В современный период рыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более тонких методов и форм соперничества предприятий на рынке. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, так как нужды и запросы потребителей становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре.