Анализ взаимосвязи затрат и прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

В данный момент предприятиям предоставляется право самостоятельно разрабатывать собственные производственные программы, заниматься планированием производственного и социального развития, определять стратегии ценовой политики. Поэтому для принятия оперативных и эффективных решений руководителям и менеджерам необходима достоверная и качественная информация о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи затрат и прибыли 5
Взаимосвязь затрат и прибыли в производственной деятельности предприятий 5
1.2. Основы соотношения «затраты – объем – прибыль» 8
1.3. Оптимизация объема производства, прибыли и издержек в системе директ-костинг 11
Глава 2. Методика расчета основных показателей взаимосвязи затрат и прибыли 17
2.1. Организационная характеристика ОАО Халвичный завод «Нальчикский» 17
2.2. Экономическая характеристика ОАО Халвичный завод «Нальчикский» 18
2.3. Анализ безубыточности производства на примере ОАО Халвичный завод «Нальчикский» 20
Глава 3. Совершенствование управления прибылью в условиях рыночной экономики 28
Заключение 31
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 244.66 Кб (Скачать)

Методика анализа "затраты -объем- прибыль" позволяет отыскать наиболее взаимовыгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом выпуска продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит величине маржинального дохода. В использовании маржинального дохода заложен ключ к решению проблем, связанных с затратами и доходами предприятия.

 

1.3. Оптимизация  объема производства, прибыли и  издержек в системе директ-костинг

Необходимым условием получения  прибыли является определенная степень  развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции  над затратами (издержками) по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой:

Затраты —> Объем производства —> Прибыль 

Составляющие этой схемы  должны находиться под постоянным вниманием  и контролем. Эта задача решается на основе организации учета затрат по системе “директ-костинг”, значение которой возрастает в связи с  переходом к рыночной экономике.

Теоретической базой оптимизации  прибыли и анализа затрат является система учета прямых затрат —  “директ-костинг”, которую называют еще “системой управления себестоимостью”  или “системой управления предприятием”.

Система “директ-костинг” является атрибутом рыночной экономики. В ней достигнута высокая степень  интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений. Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости  от изменения объемов производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решение по нормализации финансового состояния предприятия. Наиболее важные аналитические возможности системы “директ-костинг” следующие:

- оптимизация прибыли и ассортимента выпускаемой продукции;

- определение цены на новую продукцию;

- просчет вариантов изменения производственной мощности предприятия;

- оценка эффективности производства (приобретения) полуфабрикатов;

- оценка эффективности принятия дополнительного заказа, замены оборудования и др.

Для целей управления прибылью и себестоимостью затраты классифицируются по различным признакам. Сущностью  системы “директ-костинг” является разделение затрат на производство на переменные и постоянные в зависимости  от изменений объема производства, которые мы рассматривали выше. К переменным относятся:

1. затраты на сырье и материалы;

2. заработная плата основных производственных рабочих;

3. топливо и энергия на технологические цели;

4. другие расходы непосредственно связанные с производством продукции, а потому пропорциональные ее объему.

В зависимости от соотношения  темпов роста объема производства и  различных элементов переменных затрат последние, в свою очередь, подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные, дигрессивные.

К постоянным принято относить такие затраты: арендная плата, проценты за пользование кредитами, начисленная амортизация основных фондов, некоторые виды заработной платы руководителей предприятия, фирмы и другие расходы.

Следует отметить, что разделение затрат на постоянные и переменные несколько условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются  аналитическими преимуществами системы  “директ-костинг”.

В зарубежной практике для  повышения объективности разделения затрат на постоянные и переменные предложены ряд эффективных практических методов:

- метод высшей и низшей точки объема производства за период;

- метод статистического построения сметного уравнения;

- графический метод

Общие затраты на производство (Z) состоят из двух частей: постоянной (Zconst) и переменной (Zvar), что отражается уравнением

                              Z = Zconst + Zvar

или в расчете затрат на одно изделие:

                   Z = (C0 + C1)X,

где Z — общие затраты  на производство;

X — объем производства (количество единиц изделий);

C0 — постоянные затраты  в расчете на единицу изделия  (продукции);

C1 — переменные затраты  на единицу изделия (ставка  переменных расходов на единицу  изделия).

 

Важным аспектом анализа  постоянных расходов является деление  их на полезные и бесполезные (холостые). Это деление связано со скачкообразным изменением большинства производственных ресурсов. Например, предприятие не может приобрести полстанка. В связи  с этим затраты ресурсов растут не непрерывным образом, а скачкообразно, в соответствии с размерностью того или иного потребляемого ресурса. Таким образом, постоянные затраты  можно представить как сумму  полезных затрат и бесполезных, не используемых в производственном процессе:

    Zconst = Zполезное + Zбесполезное.

Разделение затрат на постоянные и переменные, а постоянных — на полезные и бесполезные является первой особенностью директ-костинга. Ценность такого разделения в упрощении учета и повышении оперативности получения данных о прибыли.

Вторая особенность системы  директ-костинг — соединение производственного  и финансового учета. По системе  директ-костинг учет и отчетность на предприятиях организованы таким  образом, что появляется возможность  регулярного контроля данных по схеме  «затраты —объем — прибыль».

Как уже известно, маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными затратами. Он представляет собой, с другой стороны, сумму постоянных расходов и чистого дохода. Это обстоятельство позволяет строить многоступенчатые отчеты, что важно для детализации анализа.

Многостадийность составления  отчета о доходах является третьей  особенностью системы директ-костинг. Так, если в отчете переменные затраты подразделить на производственные и непроизводственные, то отчет станет трехступенчатым. При этом сначала определяется производственный маржинальный доход, затем доход в целом, затем чистый доход.

Четвертой особенностью системы  директ-костинг является разработка методики экономико-математического  и графического представления и  анализа отчетов для прогноза чистых доходов.

В прямоугольной системе  координат строится график зависимости  себестоимости (затрат и дохода) от количества единиц выпущенной продукции. По вертикали откладываются данные о себестоимости и доходе, а  по горизонтали — количество единиц продукции. В точке критического объема производства (K) нет прибыли и нет убытка. Справа от нее показана область чистых прибылей (доходов). Для каждого значения (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинального дохода и постоянных расходов.

    


               N, Z               N


           Доход,                                                       Прибыль                                     Маржинальный доход


          затраты                                                                    Z            

      К    Постоянные расходы



  Убыток                                                                                                  Переменные расходы


             

                                                                                                                                                                                                                                    

Количество единиц Q


         0                                                                                                                                   продукции

                                                                                                                    

              

Рис. 1.2. График взаимосвязи показателей объема

производства затрат и  прибыли

 

Слева от критической точки  обозначена область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных расходов над величиной маржинального дохода.

Аналитические возможности  системы директ-костинг раскрываются наиболее полно при исследовании связи себестоимости с объемом  реализации продукции и прибылью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методика расчета основных показателей взаимосвязи  затрат и прибыли

 

2.1. Организационная характеристика ОАО Халвичный завод «Нальчикский»

ОАО "Халвичный завод Нальчикский" - это три современные, европейского уровня предприятия по выпуску халвы, пива и слабоалкогольных напитков, а также подсолнечного масла. Непроизводственным подразделением завода стала также сеть пивных ресторанов "Бочка".

Фирма ОАО Халвичный завод «Нальчикский» основана как торгово-производственное предприятие. Она осуществляет следующие виды деятельности: торговля, коммерческо-посредническая и торгово-закупочная деятельность, организация сети собственных ресторанов и т.д. Специализируется предприятие на реализации газированных и слабоалкогольных напитков.

Основной доход фирме ОАО Халвичный завод «Нальчикский» приносит оптовая реализация своей продукции, а также сеть ресторанов «Бочка», которые находятся в Нальчике, Майкопе и Краснодаре. Главный офис фирмы ОАО Халвичный завод «Нальчикский» находится в городе Нальчик.

На заводе нет текучести  кадров. Акционерное общество работает стабильно и рентабельно, это позволяет решать все социальные проблемы и заниматься благотворительностью, помогать сиротам и малоимущим, людям искусства, спорта и т.д. Карта поставок следующая: Самарская, Саратовская, Кировская, Новосибирская, Ленинградская, Пензенская, Брянская, Читинская области, Чувашия, Удмуртия, Башкирия, Татарстан, Дагестан, Бурятия. Важнейшие партнеры завода: Тбилисский сахарный завод, ОАО "Бесланский маисовый комбинат" РСО-Алания, ОАО "Кавинстекло" (Минеральные Воды), производители Ставропольского, Краснодарского краев и Ростовской области, московские фирмы "Ландиа", "Упаковка и сервис", "Нитэк", ООО "Русский алюминий", ООО "Адат", а также НК "Балтика (Санкт-Петербург), ОАО "Хоботовский КПК" (Тамбовская область), ЧП "Богачанова Н.М." (г.Омск), "Фромм Майер-Басс" (Германия), "Хольвриека" (Дания), фирма "Кронес" (Германия), фирма "Хамба" (Германия), фирма "Шенк" (Германия).

Бухгалтерский учет на предприятии  осуществляется главным бухгалтером, в подчинении которого находится – кассир. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия, он обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить требования главного бухгалтера, касающиеся оформления и обеспечения ведения учета, путем своевременного поступления первичных документов от всех работников предприятия, имеющих отношение к учету.

Конечные результаты деятельности фирмы ОАО Халвичный завод «Нальчикский», как и других предприятий, выражаются уровнем прибыли и рентабельности. В целях изучения зависимости между изменениями объемов производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли в фирме ОАО Халвичный завод «Нальчикский» проводят анализ безубыточности производства. При этом особое внимание уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определять критические точки объема производства.

 

2.2. Экономическая характеристика ОАО Халвичный завод «Нальчикский»

Говоря об экономической  характеристике, следует отметить, что она наглядна отражена в бухгалтерском  балансе предприятия. Так, валюта баланса  за истекший год увеличилась почти в 2 раза и составила 299 024 000руб. Это свидетельствует об увеличении деловой активности предприятия. В структуре активов фирмы также произошли изменения. Существенная доля в них принадлежит внеоборотным активам, которые увеличились более чем в 2 раза и составили 275 118 000руб. А вот доля оборотных активов невысока. Более того за год наблюдается снижение их величины: если на начало года она была равна 39 672 000руб, то к концу года она составила 23 906 000руб. Данное соотношение оборотных и внеоборотных активов свидетельствует о том, что данной фирме требуется для осуществления своей деятельности большое количество зданий, сооружении, станков, оборудования, нежели огромный запас денежных средств и материалов. Хотя последние также играют важную роль в деятельности предприятия, так как оно занимается производством.

Говоря о структуре  внеоборотных активов, нужно отметить возрастание величины основных средств  почти в два раза. На конец года их величина составила 224 985 000руб, что отражает возрастание величины предприятия. Здесь же наблюдается резкое увеличение незавершенного строительства ( почти в 17 раз!). На конец периода его величина составила 49 604 000руб.   

Что касается структуры оборотных  активов, то здесь следует отметить, что она практически осталась неизменной. Можно выделить отрицательную  динамику дебиторской задолженности. По сравнению с  предыдущим периодом уменьшилась на 10 миллионов, что  свидетельствует о надежности дебиторов  фирмы.

Информация о работе Анализ взаимосвязи затрат и прибыли