Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль и оценка его эффективности в коммерческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой темы заключается в том, что зная ее можно:
-выявить спрос на нужный товар;
сформулировать конкурентный ассортимент в магазине;
правильно принять, хранить и подготовить товар к продаже;

Оглавление

Введение

1. Управление торгово-технологического процесса
1.1 Содержание торгово-технологического процесса в магазине, значение
1.2 Организация и технология операция по поступлению и приёмке товаров
1.3 Организация приёмки товаров по количеству и по качеству
2. Анализ коммерческой деятельности на примере магазина «Лидер»
2.1 Организационно-правовая характеристика
2.2 Экономическая характеристика за два года
2.3 Анализ материально-технического обеспечения коммерческой деятельности
2.4 Финансовое обеспечение коммерческой деятельности
2.5 Конкурентоспособность ООО «Лидер»
3. Хранение товаров в магазине, как важнейший фактор торгово-технологического процесса
3.1 Технологическая планировка его помещений
3.2 Технология подготовки и выкладки товаров в торговые залы
3.3 Мероприятия по совершенствованию торгово-технологического процесса
Выводы
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 1,018.50 Кб (Скачать)

1.Торговая площадь  данного предприятия  меньше  норматива на 3,9 м.кв.

2. Площадь административно-бытовых  помещений по нормативу 12 кв.м. Данный норматив предполагает, что в торговом помещении помимо кабинета директора должны находится помещения для отдыха работников и приема пищи. В данном магазине «Лидер» данные помещения отсутствуют.

3.Уборная имеет не  значительное расхождение с положенным показателем, а именно на  1,2 м. кв. меньше положенного норматива.

4.Складские помещения  практически соответствуют необходимым  размерам. Кладовая меньше имеют  отклонение –2 кв. метра. Причем  помещения для подготовки товаров к продаже менее больше норматива на 3,5 метра.

     Проведенный  анализ планировочного решением  магазина «Лидер» позволил сделать следующие выводы:

1. К положительным  моментам планировки следует  отнести тот факт, что торгового  предприятие имеет все необходимые помещения для успешного осуществления торгово-технологического процесса.

2. Сообщение торгового  зала с помещением склада, а  так же расположение помещений  для приемки и подготовки товаров  к продаже оптимальны для данного  торгового предприятия.

3.Неготивным моментом является тот факт, что в торговом зале очень большой коэффициент установочной площадь, это значительно сокращает площадь для покупателей. Но не смотря на небольшую площадь торгового зала в магазине, она эффективно используется, выкладка товаров организованна эффективно т.е. товары хорошо просматриваться.

4. Ширина проходов  и дверей во всем помещении  торгового предприятия оптимальны. В торговом зале продовольственных  товаров ширина проходов соответствует  нормативам. Тогда как в торговом  зале не продовольственных товаров ширина проходов между оборудованием в два раза меньше норматива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Технология подготовки  и  выкладки товаров в торговом зале.

Важным условием торговли и эффективной  работы магазинов является рациональное размещение и выкладка товаров в торговом зале. Правильное решение этих вопросов обеспечивает возможность создания наилучших условий для показа и отбора товаров, сведения к минимуму затрат труда продавцов, оптимального использования торговых площадей. Различают понятия: размещение товаров в торговом зале и их выкладка.

Размещение товаров в торговом зале проводится с учетом определенных факторов, таких как частота спроса, комплексность приобретения, габариты и вес товаров, специфические  свойства товаров. При этом учитывается также психология покупателей, их привычки, традиции.

При размещении ассортимента товаров  в торговом зале необходимо соблюдать  следующие основные принципы.

 

 

Основные  принципы размещения ассортимента в  торговом зале




 

 


 






 

 

Рис.3.2.1 Принципы размещения товаров в торговом зале

Для покупателей  должны быть созданы  максимальные удобства для осмотра  и выбора покупки. Должно быть обеспечено эффективное использование торговых площадей и рациональная организация  всего торгового процесса,  бесперебойная торговля товарами, предусмотренными ассортиментным перечнем, а также эффективное использование торговых площадей и рациональная организация всего торгового процесса. Расположение товаров должно способствовать равномерному распределению покупательских потоков и ориентированию покупателей в торговом зале. Для этого товары повседневного спроса размещают равномерно по всему торговому залу. Товары, требующие длительного ознакомления с ними, располагаются в глубине торгового зала, чтобы не мешать движению покупательского потока. Товары с ускоренной оборачиваемостью должны занимать большую часть демонстрационной площади магазина. Их необходимо рассредоточить, не располагать зоны их размещения рядом друг с другом, а также с узлом расчета, прилавком обслуживания с тем, чтобы предотвратить скопление покупателей.

При размещении товаров надо учитывать  их физико-химические свойства, специфические  особенности, необходимость обеспечения  сохранности потребительских свойств  товаров. Необходимо располагать товары таким образом, чтобы исключить вредное влияние их друг на друга. Крупногабаритные товары необходимо размещать недалеко от выхода. Товары, требующие быстрой реализации, модные, сезонные, новинки рекомендуется размещать на видных местах в торговом зале. Товары, требующие нарезки, взвешивания, а также мелкие дорогостоящие изделия размещают за прилавками обслуживания.

Под различные товарные группы выделяются площади  с учетом типа предприятия, доли соответствующих  групп товаров в товарообороте, скорости обращения.

Важное значение имеет  также выкладка товаров.

 Выкладка товаров  - определенные способы укладки  и показа товаров в торговом  зале. Они зависят от особенностей  товара, его формы, размеров, потребительских  свойств.

Сущность выкладки товаров:

  • обеспечить привлечение внимания покупателей,
  • удобство при отборке, сохранность товара,
  • максимальное использование площади выкладки и емкости торгового оборудования.

Есть несколько способов выкладки товаров.

 Наиболее рациональный  способ является вертикальный, это когда однородные товары размещают на всех полках горки по вертикали. Таким способом целесообразно выкладывать товары массового спроса. Один и тот же товар размещается на узком участке на всех полках снизу доверху.

Следующим способом является горизонтальный, это когда товары, требующие малой площади,  располагаются в горизонтальном порядке.  

 Упакованные товары  и товары, пригодные для продажи  россыпью, следует выкладывать "навалом". Это наиболее активный вид предложения, создающий эффект доступности товара. Он оказывает стимулирующее воздействие на покупателя. Покажем способы выкладки на рис.3.2.2

.

 

Способы выкладки товаров

 

Горизонтальная

Вертикальная выкладка

Навалом

Штабелям

Стопками

Декоративная

Подвеска


 

Рис.3.2.2. Способы выкладки товаров

     Не рекомендуется  использовать декоративную выкладку  товаров на оборудовании, так  как она воспринимается покупателями как реклама и они, боясь ее нарушить, не берут товар. Следует широко использовать выкладку товаров стопками, штабелями, рядами, подвеску и т.д. При этом необходимо избегать однообразности и монотонности. Товары, пользующиеся большим спросом, а также те, к которым надо привлечь внимание с целью ускорения реализации, размещаются в зоне наилучшей обозримости. Не удобными являются нижние и верхние полки оборудования. Внимание покупателей привлекается "стандартным" способом выкладки. Он заключается в том, что отдельные товары укладывают штабелем, выступающим на несколько сантиметров за габариты оборудования.  Не рекомендуется перегружать полки торгового оборудования.

                        

 Таблица3.2.1

Оптимальные зоны осмотра  и отбора товаров в магазине

 

№п/п

Высота полки, см.

 

для покупателя

а

б

   

в

 

1

до 80

   

не удобно

 

2

80-110

   

менее удобно

3

110-160

   

удобно

 

4

160-180

   

менее удобно

5

более 180

   

не удобно

 

 

Соблюдение основных принципов  размещения и выкладки товаров обеспечивает рациональную организацию технологического процесса и повышение эффективности  работы магазинов.

    При организации выкладки  следует иметь в виду, что товары, на которые надо обратить внимание покупателей, следует располагать справа от основного направления движения покупателей, так как они лучше обозреваются и покупатели берут товар правой рукой.

Для демонстрации непродовольственных товаров необходимо тщательно произвести подбор оборудования, приспособлений, рекламного инвентаря с учетом многообразия, специфических особенностей самих товаров. Правильное решение этого вопроса обеспечит наиболее выгодный показ, как всего ассортимента товаров, так и каждого его вида.

Для привлечения внимания к новинкам их следует выделить, разместить на видном месте, снабдив  крупноформатным ценником с аннотацией. Новые товары целесообразно выставлять на специально оформленных стендах, привлекающих внимание покупателей. Особый подход должен быть проявлен при размещении товаров, приобретаемых покупателями в порядке импульсных покупок. Все выложенные в торговом зале товары должны быть снабжены четко оформленными ценниками

  Особого внимания требуют  размещение и выкладка технически сложных товаров.

 

3.3 Мероприятия по совершенствованию торгово-технологического процесса

 

Продажа товаров является заключительным  этапом  технологического процесса на торговом предприятии.

Особенность продажи товаров,  последовательность  проведения  отдельных операций  зависит  от сложности ассортимента продаваемых товаров, характера спроса покупателей, применяемых форм продажи.

Несмотря на  принципиальные отличия  в организации продажи товаров  с применением различных форм (особенно самообслуживания) и с  индивидуальным обслуживанием покупателей, они имеют и общие черты. В магазинах процесс совершенствования торгово-технологического процесса связано с:

 

1. Встреча покупателя и выявление спроса.

 

Эта операция является начальным  элементом  процесса продажи. Его задача -  выявить намерения покупателей в отношении модели, фасона, качества, цены и других признаков товара.

 

 2. Предложение и показ товаров.

Является важнейшим составным  элементом процесса обслуживания  покупателей. Правильная организация показа товаров возможна только на основе хорошо продуманной схемы размещения товаров, применения  современных способов  их выкладки. При показе продавец уточняет запросы покупателей, обращает внимание на особенности  отдельных  товаров, раскрывает товароведные, эстетические свойства, качество изделий.

 

 3. Помощь в выборе товаров и консультация.

 

В свою  очередь повышает культуру торговли. Она проводится при показе и отборе товаров и включает сведения о назначении товаров  разных марок, способах эксплуатации и обращения с товарами ,нормах потребления отдельных товаров в зависимости от конкретных условий их  использования, соответствии изделий современной моде. Консультация не должна ограничиваться только сообщением интересующих покупателя сведений о  товарах, но и способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию эстетических вкусов покупателей.

 

4. Оплата стоимости товаров, упаковка и выдача товаров.

 

 Заключительная стадия  процесса обслуживания покупателей и может осуществляться в расчетном узле,  где  покупатель  предъявляет  товары контролеру-кассиру, самостоятельно отобранные в зале самообслуживания.

Особенность отпуска технически сложных  товаров, имеющих гарантийный срок  службы, заключается в том,  что продавцы делают отметки в заводском паспорте (проставляют дату продажи, свою подпись и штамп  магазина) , проверяют наличие инструкций по эксплуатации , оформляют товарный чек, один экземпляр которого выдают покупателю.

Большое значение  имеет правильная группировка товаров в торговом зале в зависимости от частоты спроса, габаритов, массы.

Рациональная выкладка  товаров  осуществляется на основе следующих  принципов:

- для выкладки товаров необходимо использовать все свободные места в торговом зале;

- товары,  имеющие одинаковое значение, должны быть расположены в одном отделе магазина;

- сопутствующие товары должны быть выставлены в непосредственной близости от основных;

- крупногабаритные товары следует располагать недалеко от выхода;

- новые товары, на которые необходимо обратить особое внимание покупателей, нужно выкладывать на видных местах;

- непродовольственные товары целесообразно располагать по  микрокомплексам;

- товары пониженного спроса целесообразно располагать с соответствующими группами товаров, имеющих повышенный спрос.

Большое значение имеет рекламное  оформление магазинов, которое решается с  учетом архитектурных особенностей здания ,интерьера магазина и конструкции торгово-технологического оборудования.

Для повышения  качества и  ускорения  обслуживания покупателей в торговом зале следует размещать различные указатели и справочные  таблицы, показывающие, например, группы полноты мужских и женских фигур; количество тканей ,потребное на пошив изделий определенного размера и  рос-

та; размеры верхней одежды детей в соответствии с их возрастом.

Таким образом будучи связанной  со многими отраслями народного  хозяйства, торговля использует  достижения  научно-технического прогресса в  каждой из них .Так, научно-технический прогресс в сфере производства товаров  народного потребления  оказывает существенное влияние на совершенствование форм и методов продажи товаров. Развитие  производства современных средств оргтехники  и  вычислительной  техники и их внедрение изменяют содержание процессов управления торговой деятельностью. Достижения отрасли торгового машиностроения и внедрение средств механизации и автоматизации работ на предприятиях розничной и оптовой торговли.

Информация о работе Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль и оценка его эффективности в коммерческой деятельности